Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Актуальность данной темы обусловлена ежегодным увеличением детской преступности и наркомании, а также ростом числа детей с девиантным и делинквентным поведением. Причины этих отклонений разнообразны. Многие исследователи связывают их с социальными и культурными детерминантами, изменениями в экономике и политике, которые противоречат традиционным ценностям общества, что затрудняет успешную социализацию детей. В обществе существует множество факторов, способствующих формированию личности с девиантным поведением. Одной из ключевых задач педагога-психолога является определение основных направлений для восстановления нормального процесса социализации подростков, что включает разработку профилактических мероприятий по данной теме.

Для начала давайте уточним термины. Девиантное поведение — это социальное поведение, не соответствующее установленным в обществе нормам (И. А. Невский). Подростков и детей с нарушениями в поведении часто называют "трудными". Характерной чертой таких подростков является психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость и неспособность соотносить свои поступки с нормами поведения.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение как результат внутриличностного конфликта, деструкции и саморазрушения личности, блокирования личностного роста, а также различных умственных дефектов, дегенеративных состояний, слабоумия и психопатии.

Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, была разработана психиатрами А. Г. Амбрумовой и Л. Я. Жезловой в 1973 году. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:

1) Антидисциплинарное поведение: нарушение режима и дисциплины в образовательных учреждениях (например, срывы уроков, отказ от выполнения домашних заданий);

2) Антисоциальное поведение: игнорирование общественных нравственных норм, отказ от учебной деятельности, ранние половые связи, употребление алкоголя и наркотиков;

3) Делинквентное поведение: действия с криминальным характером (вымогательство, избиение, угон транспортных средств);

4) Аутоагрессивное поведение: стремление причинить себе вред в физической и психической сферах.

Проблемы девиации можно рассматривать через призму отношений, так как подростки часто оказываются в группе девиантного социального окружения. С одной стороны, взрослые не могут наладить конструктивные отношения с такими подростками и поэтому относят их к "трудным", с другой стороны, сами подростки не желают соблюдать требования, активно отстаивая свои права.

На наш взгляд, одной из основных проблем коррекционных программ является недоверие и низкая восприимчивость подростков с девиацией к воспитательным воздействиям. Поэтому главная цель таких программ заключается в устранении разногласий и дефицитов во взаимоотношениях трудных подростков и взрослых.

К психологическим детерминантам и условиям девиантного поведения относятся:

1. Индивидуально-психологические особенности, способствующие девиации, в частности, нарушения в эмоционально-волевой сфере, часто возникающие из-за деструктивного воспитания в семье и нарушенных детско-родительских отношений.

2. Акцентуации характера несовершеннолетнего. Хотя чрезмерно выраженные черты характера не всегда указывают на девиацию, многие исследователи отмечают, что такие подростки имеют меньше ресурсов для противостояния негативному влиянию окружающей среды.

3. Стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития. Нежелательное поведение подростков может закрепляться как норма, если взрослые неправильно реагируют на их действия. При этом стоит отметить, что взрослые сами могут не уметь справляться с проблемами своих детей из-за собственных психологических комплексов.

4. Негативное влияние референтной группы. Для подростков общение является важной сферой жизни. Поскольку их никто не учит конструктивному общению, они берут примеры из своей семьи и окружения. Отверженность в семье и школе может привести к тому, что подростки ищут "своих" вне этих социальных институтов, что иногда приводит к вовлечению в преступные группировки и асоциальные группы.

Литература:

1. Апинян Г. В. О понятиях девиация, девиантность, девиатное поведение / Г. В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.— 2009. — с. 30.

2. Валито М. с. Особенности профессиональной консультации трудных подростков / М. с. Валитов // Вопросы психологии.— 2001.— № 6. — с. 60–63.

3. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. — СПб.: Питер.— 2012. — с. 129.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. — М.: Академия.— 2003. — с. 232.