Пути формирования читательской грамотности в рамках подготовки к международному исследованию PISA на уроках русского языка
Мы все умеем читать. Да, большинство взрослых людей, имеющих среднее образование, живут с твердым убеждением, что читать умеют. Если вкладывать в это понятие только процесс складывания букв в слова, а слов в тексты, то, конечно, все мы читать умеем. И мало кто задумывается, что процесс чтения – это не только простейший навык, а это способность воспринимать информацию, применять ее, анализировать, обобщать, использовать опыт.
Вопрос читательской грамотности в современном мире актуален особенно. В век быстрых технологий, увеличивающегося в геометрической прогрессии багажа информации и читать надо особенно: не просто складывать слова, а извлекать смысл, искать применение информации текста в реальных условиях, соотносить с личностным опытом.
Разновидностей текстов много. Это простые заметки и многотомные труды, сплошной текст и инфографика, схемы, таблицы, диаграммы. Жанровое многообразие тоже важно для понимания текста. Или это аннотация к научной работе, или юмористический фельетон, или техническое описание, или запись в блоге. Для работы с разными текстами нужен разный уровень читательской грамотности, нужны разные формы чтения. Нельзя, например, бегло прочитать инструкцию по использованию, утрируем, ядерного реактора, но можно наискосок прочесть запись блогера. Просмотровое или смысловое чтение – это навык, который формируется во время систематических занятий.
Важное значение сегодня имеет такой навык как оценка реальности информации, ведь если раньше новые знания мы получали из книг и газет, то сейчас море информации поступает также из непроверенных интернет-источников, да и в настоящих СМИ фейковые новости — уже не редкость.
Есть два международных теста, организованных ОЭСР: один определяет уровень читательской грамотности у 15-летних подростков (он проводится в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — у людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC).
В исследовании PISA даётся такое определение: «Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни».
Чтение, как пишут аналитики по итогам PISA, больше не сводится главным образом к извлечению информации — оно подразумевает накопление знаний, критическое мышление и вынесение обоснованных суждений.
Иными словами, читательская грамотность — гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст.
Через тестирование PISA проходят подростки 15 лет, это ученики школ, учащиеся 8 – 9 классов. Именно поэтому формированию читательской грамотности большое внимание уделяется в школе. Значительное место в подготовке к исследованию отводится предметам гуманитарного цикла. В том числе русскому языку и литературе.
При выполнении заданий PISA формируются три компетенции:
1) найти и извлечь информацию;
2) интегрировать и интерпретировать ее;
3) осмыслить и оценить.
Рассмотрим первую компетенцию. Это простое извлечение информации из текста. Формирование данной компетенции происходит на каждом уроке русского языка и литературы. Например, при изучении раздела «Физика вокруг нас» можно рассмотреть текст «Жидкое стекло» (стандартный текст из сборников) и дать учащимся ряд заданий на извлечение информации.
Варианты заданий к тексту:
1. Информация, не соответствующая тексту
Стекло - это жидкое вещество.
Эксперимент над пеком проходит онлайн.
Стекло является аморфным телом.
Пек намного уступает в вязкости воде.
Предметы могут обладать удивительными свойствами.
2. Жидкость стекла подтверждается бытовым примером в тексте
упорядоченная структура стекла
разбитое стекло можно склеить
стекло используют для пропитки кожи
в старых окнах стекла вверху тоньше
стекло быстро охлаждается
3. Вязкость - это мера
времени
длины
сопротивления
скорости
плотности
Вариантов простейшего извлечения информации множество: это любые тексты на русском языке, тестовые задания к текстам литературных произведений на знание содержания изучаемого и так далее. Также к любому тексту для формирования первой компетенции возможно составить вопрос с развернутым ответом. Интересен прием, когда ученик и учитель могут «поменяться ролями». То есть уже не учитель, а класс составляет вопросы к тексту, опираясь на критерии, которые даёт им преподаватель (1 вопрос с кратким ответом, 2 – с развернутым и т.п.)
Вторая компетенция предполагает задания, при выполнении которых учащийся должен интегрировать и интерпретировать информацию.
Интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую (установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст). Интеграция свидетельствует о том, что ученик понимает, что соединяет элементы текста. Связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте.
Приведу пример заданий на интеграцию и интерпретацию (7 класс) на уроке литературы (Раздел «Притчи и легенды в литературе») или на уроке русского языка (5 класс) (Раздел «Мир фантазий»)
Прочитайте текст и выполните задания:
1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.
2. Найдите в тексте глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.
3. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.
Комплексная работа по русскому языку составлена с целью выявления уровня сформированной некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст.
Третья компетенция – это осмысление и оценивание. Самые сложные задания для школьников. Задания подобного характера рекомендуем вводить как можно раньше. Продемонстрируем это на примере задания для учеников 5 класса (Раздел «Живые организмы: растения), направленного на установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство, осмысление информации, оценка содержания и формы текста
Прочитайте предложения и выполните задания:
А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.
Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.
В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности.
Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.
№ 1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1.А
2. Б
3. В
4. Г
№ 2. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1.В, Б, Г, А
2. Г, А, В, Б
3. Г, В, Б, А
4. А, Г, В, Б
№ 3. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.
1.Предложение А сложное, состоит из двух простых, из которых одно главное, другое зависимое.
2.Предложение Б простое, с однородными членами.
3.Предложение В простое, двусоставное.
4.Предложение Г сложное, состоит их двух простых.
№ 4. Напишите небольшой текст «Приметы весны».
Объем работы не менее 5-6 предложений. Тип речи – описание и повествование. Включите в текст слова с орфограммой «Чередование гласной в корне». Используйте простые осложненные и сложные предложения разных видов.
Подготовка к тестированию PISA должна носить не эпизодический, а системный характер. При творческом подходе любое задание на уроках русского языка и литературы можно рассматривать в качестве материала для подготовки к исследованию, добавив одно-два задания на формирование компетенций, проверяемых международным тестированием.
Сегодня в свободном доступе много заданий, которые можно брать для подготовки учеников, учитывая лексические разделы программы. Можно составлять их самостоятельно. Все в руках учителя, который поставил цель и выбирает формы для ее достижения.