Пути и методы профилактики интернет-зависимости у подростков

Хотя интернет-зависимость не включена в официальную классификацию DSM-IV (Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам), Всемирная организация здравоохранения признает ее как патологическое расстройство. Многие эксперты считают, что интернет-зависимость серьезно разрушает личность, особенно подростков.

Признаки и симптомы психологической зависимости от интернета хорошо известны и ранее обсуждались. В настоящее время педагогам и родителям важно рано обратить на них внимание у подростков, чтобы предотвратить развитие зависимости и предложить пути ее преодоления. Существует множество тестов и опросников, которые помогают диагностировать интернет-зависимость.

В настоящее время для диагностики интернет-зависимости используются следующие методы:

  • Тест на интернет-зависимость Кимберли Янга.
  • Русская адаптация теста Кимберли Янга, разработанная В.А. Лоскутовой.
  • Диагностические критерии компьютерной зависимости.
  • Тест на интернет-зависимость (CIAS).
  • Опросник "Индикатор зависимости от Интернета" (IDI).
  • Опросник поведения и анализа поведения в Интернете, автор А. Е. Жичкина.

Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости обычно включает первичную и вторичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на изучение симптомов компьютерной зависимости и ее возможных последствий.

Вторичная профилактика интернет-зависимости представляет собой комплекс различных мероприятий, которые предотвращают развитие зависимости и помогают избежать психофизиологических и социальных проблем. Она включает актуализацию личностных и поведенческих стратегий справления с трудностями в жизни.

Профилактические методы и формы (первичная и вторичная; третичная профилактика пока недостаточно изучена) обычно рассматриваются через призму воспитания и перевоспитания. В работе с подростками были выявлены следующие эффективные методы:

  1. Повышение осведомленности (интервью, диспут, метод решения проблем, лекция, семинар).
  2. Организационная деятельность (метод убеждения, педагогическое требование, общественное мнение, упражнения, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой деловой игры).
  3. Стимулирующая деятельность (метод поощрения, наказания, метод естественных последствий, метод "взрыва").
  4. Оказание социально-психологической помощи (психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, самокоучинг).

Вторичная профилактика интернет-зависимости у подростков может включать следующие формы и методы:

  • Групповые методы работы (тренинг, круглый стол, дискуссия, дебаты, ролевые игры).
  • Психолого-педагогическое консультирование.

Стремление всех профилактических программ состоит в следующем:

  • Развитие социальных и личностных навыков у подростков.
  • Развитие навыков самозащиты.
  • Предотвращение проблем во взаимодействии с другими людьми (развитие навыков самоконтроля).

О. В. Хилько предлагает следующую трехкомпонентную структуру профилактической работы с подростками, включающую:

  1. Когнитивный компонент - предоставление подходящей, достоверной и полезной информации, анализ которой помогает подросткам понять причины и последствия проблемы.
  2. Эмоциональный компонент - формирование стойкого негативного отношения к интернет-зависимости.
  3. Поведенческий компонент - осуществление поведенческих действий на основе полученной информации, которые становятся целью всей профилактической системы.

Компоненты профилактической работы с интернет-зависимостью представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1
Система профилактики интернет-зависимости у подростков
Компоненты профилактической работы Содержание компонента
Когнитивный Объекты профилактического воздействия должны получать релевантный целям объем достоверной информации, которая способствует решению возникающих проблем. Лица, в отношении которых реализуются профилактические меры, должны обладать всей полнотой навыков и умений работы с полученной ими актуальной и объективной информацией.
Эмоциональный Совместное использование факторов эмоционального и когнитивного компонентов позволяет целенаправленно сформировать отрицательное отношение к такому явлению, как интернет-зависимость, подкрепленное достоверными данными.
Поведенческий Объединяет знания и навыки в конкретный поведенческий акт, который в той или иной степени является целью деятельности всей превентивной системы.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests