Хотя интернет-зависимость не включена в официальную классификацию DSM-IV (Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам), Всемирная организация здравоохранения признает ее как патологическое расстройство. Многие эксперты считают, что интернет-зависимость серьезно разрушает личность, особенно подростков.
Признаки и симптомы психологической зависимости от интернета хорошо известны и ранее обсуждались. В настоящее время педагогам и родителям важно рано обратить на них внимание у подростков, чтобы предотвратить развитие зависимости и предложить пути ее преодоления. Существует множество тестов и опросников, которые помогают диагностировать интернет-зависимость.
В настоящее время для диагностики интернет-зависимости используются следующие методы:
- Тест на интернет-зависимость Кимберли Янга.
- Русская адаптация теста Кимберли Янга, разработанная В.А. Лоскутовой.
- Диагностические критерии компьютерной зависимости.
- Тест на интернет-зависимость (CIAS).
- Опросник "Индикатор зависимости от Интернета" (IDI).
- Опросник поведения и анализа поведения в Интернете, автор А. Е. Жичкина.
Психолого-педагогическая профилактика интернет-зависимости обычно включает первичную и вторичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на изучение симптомов компьютерной зависимости и ее возможных последствий.
Вторичная профилактика интернет-зависимости представляет собой комплекс различных мероприятий, которые предотвращают развитие зависимости и помогают избежать психофизиологических и социальных проблем. Она включает актуализацию личностных и поведенческих стратегий справления с трудностями в жизни.
Профилактические методы и формы (первичная и вторичная; третичная профилактика пока недостаточно изучена) обычно рассматриваются через призму воспитания и перевоспитания. В работе с подростками были выявлены следующие эффективные методы:
- Повышение осведомленности (интервью, диспут, метод решения проблем, лекция, семинар).
- Организационная деятельность (метод убеждения, педагогическое требование, общественное мнение, упражнения, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой деловой игры).
- Стимулирующая деятельность (метод поощрения, наказания, метод естественных последствий, метод "взрыва").
- Оказание социально-психологической помощи (психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, самокоучинг).
Вторичная профилактика интернет-зависимости у подростков может включать следующие формы и методы:
- Групповые методы работы (тренинг, круглый стол, дискуссия, дебаты, ролевые игры).
- Психолого-педагогическое консультирование.
Стремление всех профилактических программ состоит в следующем:
- Развитие социальных и личностных навыков у подростков.
- Развитие навыков самозащиты.
- Предотвращение проблем во взаимодействии с другими людьми (развитие навыков самоконтроля).
О. В. Хилько предлагает следующую трехкомпонентную структуру профилактической работы с подростками, включающую:
- Когнитивный компонент - предоставление подходящей, достоверной и полезной информации, анализ которой помогает подросткам понять причины и последствия проблемы.
- Эмоциональный компонент - формирование стойкого негативного отношения к интернет-зависимости.
- Поведенческий компонент - осуществление поведенческих действий на основе полученной информации, которые становятся целью всей профилактической системы.
Компоненты профилактической работы с интернет-зависимостью представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 | |
---|---|
Система профилактики интернет-зависимости у подростков | |
Компоненты профилактической работы | Содержание компонента |
Когнитивный | Объекты профилактического воздействия должны получать релевантный целям объем достоверной информации, которая способствует решению возникающих проблем. Лица, в отношении которых реализуются профилактические меры, должны обладать всей полнотой навыков и умений работы с полученной ими актуальной и объективной информацией. |
Эмоциональный | Совместное использование факторов эмоционального и когнитивного компонентов позволяет целенаправленно сформировать отрицательное отношение к такому явлению, как интернет-зависимость, подкрепленное достоверными данными. |
Поведенческий | Объединяет знания и навыки в конкретный поведенческий акт, который в той или иной степени является целью деятельности всей превентивной системы. |