Пути и средства подготовки старших дошкольников к обучению в школе
Первое, о чем стоит сказать, это подготовка ребенка к школе в условиях самого дошкольного образовательного учреждения. Одни из главных функций детского сада в системе образования это всестороннее развитие ребенка и подготовка детей к школьному обучению. От того, насколько качественно и своевременно был подготовлен ребенок к школе, зависти его дальнейшая успешность в обучении.
Систематизация и закрепление знаний является одной из основных целей воспитания и обучения в подготовительной группе. Занятия в детском саду по специальным программам обеспечивают готовность дошкольников к освоению: математики и грамоты, терминологии, умения обобщать и различать предметы и явления, аналитического действия. У старших дошкольников увеличивается область познаний об общественных явлениях, с которыми их знакомит взрослый при помощи совместного обсуждения важных событий в нашей стране. Данный метод формирует у дошкольников интерес к социальным событиям и прививает патриотизм, уважение народов нашей страны.
Основные принципы подготовки дошкольника к обучению в школе это формирование у него положительного настроя на учебную деятельность и принятия необходимости обучения.
Особое место в подготовке детей к школе занимает вторая составляющая, а именно проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.
Современное дошкольное образование ориентировано на поощрение инициативы, самостоятельности ребенка в тех сферах, которые находятся в зоне его возможностей и ближайшего развития. Взрослому определена иная функция – он проводник в мир культуры, посредник, предоставляющий инициативу ребенка. Можно выделить два варианта пути взаимодействия педагога с детьми. Первый вариант - зона вариативного развития. Педагог создает игровую и обучающую среду таким образом, чтобы дети учились в совместной деятельности с более старшими сверстниками. Второй вариант – зона ближайшего развития. В ней взрослый – главный субъект, создающий условия развития: организация игр, совместная деятельность, активизация воображения, индивидуальная траектория развития дошкольника.
Учитывая руководящую роль воспитателя в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, общество всегда предъявляло и предъявляет к нему высокие требования, которые носят объективный характер, и касаются личности воспитателя в соответствии с моральными нормами общества, а, главное, уровня знаний в области дошкольного воспитания. Чтобы обеспечить успешное решение воспитательно-образовательных задач, раскрыть детям основы научных знаний, общественные идеи и нравственные нормы, наставник должен знать особенности развития детей и в процессе работы учитывать их».
Современные дошкольные образовательные учреждения нуждаются в специалистах качественно нового уровня. Педагог должен быть готов к воспитанникам с различными индивидуальными особенностями. Ведь воспитание является диалогом между взрослым и детьми. Цель данного педагогического процесса — объединение общих усилий для того, чтобы привить дошкольнику желание учиться и добиваться успехов. Педагог должен иметь знания психофизического развития, коррекционной работы, уметь организовать свою педагогическую деятельность в зависимости от сложившейся ситуации. Воспитатель должен быть способен применять в своей работе педагогические, психологические и дефектологические мероприятия для выстраивания эффективного учебно–воспитательного процесса.
Третьей составляющей подготовки детей к образованию в школе является проблема взаимоотношения воспитателя с семьей дошкольника.
В настоящее время дошкольное образовательное учреждение не только информирует родителей о жизни ребенка в детском саду, но и стремиться повысить уровень осознанного родительства, привлекая взрослых к активному участию в образовательном процессе, а также к доверительному сотрудничеству с дошкольным образовательным учреждением. Изучение данной проблемы является актуальной и по сей день, так как несмотря на то, что уже разработан арсенал разнообразных форм работы с родителями, педагоги сталкиваются с множеством трудностей. Дисгармония отношений «воспитатель – родитель» заключается в недоверии и неудовлетворенности родителей воспитательным и образовательным процессом, нехваткой времени, а зачастую нежеланием родителей отрываться от дел, работы и др.
Эффективно построить работу в данном направлении возможно только при условии принятия педагогом семьи как субъекта образовательных отношений, поскольку термин «работа с родителями» остался в прошлом». Педагог должен понимать, что каждая семья уникальна и принимать приоритет семьи в развитии и воспитании ребенка. В свою очередь родители должны уважать педагога и принимать его интересы, а также четко понимать важную роль детского сада в развитии личности дошкольника.
Анализ существующих практик и методической литературы показывает, что наиболее эффективными являются активные формы работы с родителями, предполагающие их непосредственное участие в образовательном процессе. Удачными формами взаимодействия «воспитатель – родитель» являются: традиционные праздники «8 марта», «23 февраля», «9 мая»; совместные выезды на пикники, в музеи, планетарии и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья»; создание традиций группы и многое другое.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», а также «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Можно сделать вывод, что оптимальным вариантом формирования готовности ребенка к школьному образованию является тесное сотрудничество родителей и детского сада по всем вопросам образовательного процесса и, в частности, подготовки детей к новой ступени образования.
Четвертая составляющая процесса подготовки ребенка к обучению в школе – игра – ведущая деятельность рассматриваемого возраста. В ней ребенок примеряет на себя различные социальные роли, воспроизводит реальность. Нельзя недооценивать значимость игры в развитии детей, так как учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить дошкольника чему-то новому, надо учить его играя.
Дошкольное детство – период раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Игра – самоценная деятельность дошкольника, позволяющая наиболее полно реализовать себя в ситуации «здесь и сейчас». Проявлению творческих сил детей эффективно содействуют современные развивающие игровые технологии».
Игровая деятельность главный компонент в подготовке к обучению. Она дает все, что требуется для всестороннего развития ребенка. В играх дошкольник формируется как личность: он определяет замысел, реализует его в игровом сюжете, осуществляет замену реальных объектов. Развитие фантазии и интеллекта, саморегуляции и активности является важнейшей характеристикой игровой деятельности, которая закладывает основу для формирования личности будущего школьника.
Средства формирования готовности старших дошкольников к школьному обучению, включают в себя:
1) наглядные (наблюдение за явлениями природы, демонстрация макетов и репродукций, использование технических средств обучения);
2) словесные (объяснение, рассказ по картинкам, чтение художественной литературы, беседа о школе);
3) практические и игровые (упражнения по заданному образцу, моделирование, игровые методы, элементарные опыты).
Можно сделать вывод, что формирование у детей компонентов готовности к школьному обучению включает в себя следующее: систематизация и закрепление знаний, а также формирование у дошкольников положительного настроя на учебную деятельность и принятия необходимости обучения в условиях ДОУ; реализация личностно – ориентированного подхода педагога, способствующего формированию самостоятельности, активности и творчества каждого ребенка, учет индивидуальных потребностей и интересов детей; принятие педагогом семьи воспитанника как субъекта образовательной деятельности и повышение уровня осознанного родительства; ведущий вид деятельности рассматриваемого возраста – игру, являющуюся главным компонентом подготовки старших дошкольников к обучению, так как учебная деятельность формируется лишь с семи лет.
Также можно определить средства формирования готовности старших дошкольников к школьному обучению, включающие в себя: наглядные (наблюдение за явлениями природы, демонстрация макетов и репродукций, использование технических средств обучения); словесные (объяснение, рассказ по картинкам, чтение художественной литературы, беседа о школе); практические и игровые (упражнения по заданному образцу, моделирование, игровые методы, элементарные опыты).
Маркина Я.С