Понятие «время» и его особенности.
Время – это объективная реальность. Все явления окружающего мира протекают во времени. Время организует и регулирует жизнь и деятельность человека .
Педагоги – исследователи З.А.Михайлова, Т.Д.Рихтерман и др. отмечают, что ориентировка во времени жизненно необходимо ребенку, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно овладеть различными видами деятельности, нормально развиваться, познавать окружающий мир. Особенно необходимо хорошая ориентировка во времени будущему школьника. Развитие временных представлений у детей является одним из показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредствам педагогической и психологической диагностики.
Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например: целенаправленность, собранность,организованность и т.д. В игровой, бытовой, учебной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий,учитывать фактор времени.
В жизни и деятельность ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием умственного воспитания и математического развития ребенка, которая целенаправленно начинает осуществляться в дошкольном возрасте.
Представление о времени возникает на основе личного опыта. Освоение времени ребенка идет медленно и трудно. Причины это:
- своеобразие времени как реальности;
- несформированность механизмов познание времени ребенком;
- особенности детского мышления и познавательной деятельности;
- небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.
Трудности в освоении времени детьми носят объективный, и субъективный характер.
В настоящее время они успешно преодолеваются, благодаря современной методике, которая научилась «приучать» самые сложные понятия, представляя их детям в более доступной форме.
Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение».
Время выражает длительность событий и явлений, их последовательность, прерывность и непрерывность, ритмичность периодичность, связь настоящего с прошлым и будущим.
Время имеет ряд особенностей. Р.Л.Непомнящая даёт им характеристику.
Время характеризуется текучестью: не одна даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своей последовательном течении, т.е. фиксируется начало какого - либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.
Время - необратимо: нельзя вернуть то время, которое прошло. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.
Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм .
Со временим нельзя действовать. Любые действия протекают во времени. Время можно только прожить.
По мнению Д.Б.Эльконина восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности .
В восприятии времени можно выделить две формы: непосредственное восприятие длительности и собственности восприятия времени. Непосредственное восприятия временной длительности - это способность чувствовать и оценивать время без всяких вспомогательных средств.
Это способность получила название «чувство времени» и проявляется в деятельности как чувство темпа, ритма и скорости. «Чувство времени» начинает формироваться с самого раннего возраста на основе опыта и совершенствуется на протяжении всей жизни человека, благодаря упражнениям и деятельности. Развитая «чувство времени» выполняет роль регулятора деятельности.
Собственно восприятие времени - более сложная форма его отражения, включающая знания и использование единиц измерения.
В этом случае привлекается общечеловеческий опыт восприятия и оценки различных сторон времени. Это опыт зафиксирован в словестно- понятийной форме в виде системы знаний об эталонах (метрах времени). Обе формы тесно связаны между собой: «чувство времени» является более развитым если человек в совершенстве эталонами времени. Восприятия же времени включает в себя «чувство времени» как необходимую составляющую.
В восприятии времени выделяется:
-восприятие временной длительности;
-восприятие временной последовательности.
И то и другое может протекать на чувственном, непосредственном или рациональном (опосредованном) уровне. Они тесно связаны между собой и могут взаимопроникать вдруг друга.
Уже в дошкольном возрасте может закладываться прочная основа системы знаний о времени, где каждая единица времени имеет определенное место и количественное выражение и связана с другими в единое целое. Уровень знания ребенка о времени непосредственно связан с системой педагогической системой работы по умственному и речевому развитию.Особая роль этому принадлежит обучению. Именно обучение призвано либо вовсе снять трудности, либо значительно облегчить их преодоление в процессе познания времени детьми.
Таким образом ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развития, являются одним из показателей и готовности к школе.
Несмотря на это, что жизнь и деятельность детей изначально протекает во времени, временные представления возникают у них довольно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучести, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени .
2.Психолого - педагогические аспекты восприятия времени детьми дошкольного возраста
Не всегда есть у ребенка в словаре обобщающие слово - «сутки». Дети склонны отождествлять «сутки» и «день». Многие старшие дошкольники не имеют представление о времени суток,определяя ее по - размеру.
Большие трудности испытывают дети при освоении смысл слов: «вчера», «сегодня» и «завтра». Впервые они появляются в речи в середине третьего года жизни ребенка. Применяются эти слова сначала беспорядочно одно вместо другого. Только по прошествия года после появления их речи, ребенок начинает постигать что каждому завтра предшествует сегодня, а каждому сегодня предшествует вчера.
Момент реальности, на котором эти категории, непрерывно передвигается: то, что бы «завтра», становится «сегодня», а «сегодня» превращается в «вчера». Ребенку трудно понять условность и относительных этих временных обозначений. Не всегда точно употребляя эти категории в речи, ребенок постепенно угадывает в них взаимосвязь настоящего, прошедшего и будущего времени представление о текучести, периодичности, сменяемости суток важны для уяснения понятий «вчера»,«сегодня», «завтра».
Неравномерно происходит и освоение ребенком дней недели, месяцев, сезонов.
Среди дней недели первые выделяются те, что связано с режимом работы детского дошкольного учреждения, отдыхом детей и родителей выходные дни и характером их деятельности. Это суббота, воскресенье, понедельник. Остальные дни дети запоминают хуже.
Многие педагоги, ученые изучали вопрос о развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Я.А.Коменский в своей «Великой дидактике» указывал, что в первые шесть лет жизни ребенка должна быть заложена основа для многих последующих занятий. Определяя содержание этой основы, Я.А.Коменский отметил, что в период так называемой «материнской школы» с ребенком необходимо пройти «первые шаги хронологии». Он указывал, что обучение дошкольников различению времени должно проводиться в виде бесед родителей с детьми, когда взрослые в понятной форме объясняют, показывают и называют явления окружающего мира.
И.Г.Песталоцци, как и Я.А.Коменский, указывал на такой же объем временных знаний дошкольников, он считал усвоение ребенком временных отношений и развитие на этой основе его речи одним из важнейших средств познания элементарного обучения.
По мнению Ф.Фребеля, первые временное представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности в играх и занятиях с дидактическим материалом.
М.Монтессори предлагала учить детей понимать слова «до», «после», «чаще», «реже», правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера». Необходимость соизмерения временных величин детьми дошкольного возраста она отрицала. М.Монтессори придерживалась прагматического подхода к усвоению детьми временных отношений через действие с предметами.
К.Д.Ушинский, разрабатывая теоретические и методические подходы к развитию речи у детей, постоянно подчеркивал необходимость обучения малышей «различать предлоги во времени». По его мнению, детям следует объяснять, что для различия времени «мы употребляем дней недели, считаем часы, числа и годы». К.Д.Ушинский предлагал знакомить детей седьмого года жизни с понятиями «сутки», «неделя», «месяц», «год», а также «тысячелетие» и понятиями, определяющими возраст людей: «младенец», «дитя», «юноша», «девушка», «мужчина», «женщина», «старик», «старуха». Он указывал на важную роль чувственного опыта ребенка и степень овладения им речью.
Е.И.Водовозову интересовал вопрос об объеме знаний о времени для дошкольников. Она считала, что детям достаточно знать очередность времен года, последовательность дней недели, ее количественный состав, понимать слова «моложе», «старше». Предлагая проводить наблюдения за положением солнца, Е.И.Водовозова в этой связи предлагала дать детям понятия «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света.
Большой вклад в разработку проблем математического развития дошкольников внесла А.М.Леушина. Под ее руководством были разработаны содержание и методы формирования у дошкольников временных представлений. Хотелось бы отметить, что содержание математических знаний для дошкольников, в частности о времени, в образовательных программах А.М.Леушиной было представлено достаточно полно и разнообразно. Это пополнило содержание дошкольного образования и явилось существенным отличием от образовательных программ за рубежом. Основной путы формирования временных отношений у дошкольников А.М. Леушина видела в практико - ориентировочной деятельности.
Интересны теоретические положения, методические рекомендации и опыт работы М.И.Васильевой по развитию временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста. В работе сформировано положение о роли времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Результат работы заключается в том, что дети стали более экономно расходовать время на выполнение бытовых процессов. Эффект развития детей включал в себя как интеллектуальный, так и нравственный компонент.
В 90-х годах интерес представляют работы Е.В.Сербиной, Т.И. Ерофеевой, Л.Н.Павловой, В.Н.Новиковой. Так, Е.В.Сербина считает, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей, указывает на важность знакомства детей с математическими понятиями в реальной жизни на обычных, а не изготовляемых специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир. Она подчеркивает, что при планировании образовательного процесса необходимо включать математическое содержание, контекст традиционных видов деятельности: игры, рисования, труда, пения, движения под музыку.
Н.В.Виноградова и Т.А.Куликова исследовали развитие познавательного интереса ребенка к окружающей его природной среде. Они считают, что ребенка необходимо знакомить с тем, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в обыденном, мимо чего проходим каждый день. Позиция этих ученых заключается в том, что знания об окружающем мире, его ценности помогут повысить эрудицию ребенка уже с дошкольного возраста, а также развивать его любознательность, потребность в более глубоком и активном познании людей, природы и искусства. Авторы предлагают изучать исторические события, которые относятся к далекому прошлому, что поможет объяснить детям понятие «историческое время». Знакомства с историей своей страны должно включать историческое название своей Родины, формирование некоторых исторических представлений о древних городах, их рождении и развитии.
Таким образом, анализ психолого - педагогических исследований по проблеме формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста позволил нам прийти к выводу, что данная проблема нашла достаточно широкое освещение в литературе. Понятие «время» изучалось с точки естественно-научной концепции, и рассматривали ее как физическое явление реального мира. Основными вопросами в исследованиях явились:особенности восприятия времени дошкольниками; педагогические условия, обеспечивающие формирование представлений о нем; освоение таких видов времени, как календарное, чувственное, историческое; измеряемость времени; система временных отношений.
3.Содержание представлений о времени у детей дошкольного возраста.
В детском саду у детей развивают ориентировку во времени. Ориентировка во времени — это развитие «чувства времени» на основе ознакомления детей с исходными единицами его измерения.
Это содержание образно можно назвать «хронологией для детей». Слово «хронос» обозначает время, а «логос» — знание. Знания детей о времени в каждой возрастной группе детского сада отличаются по объему. Содержанию, степени сложности. Систематическая работа по развитию временных представлений начинается с трехлетнего возраста. В каждом возрастном периоде воспитатель направляет свои усилия на решение определенных задач, которые в целом являются программой, ориентирующей педагога в его деятельности .
Детей старшего возраста учат понимать и активно использовать в собственной речи слова для обозначения последовательности,длительности и скорости протекания событий во времени: до — после» долго (дольше), скоро (скорее), прежде, давно — недавно, быстро — медленно, часто — редко, сию минуту.
Углубляются и расширяются их представления о частях суток. Малыши определяют части суток по разнообразной деятельности детей и взрослых, изображенной на картинках. Их учат учитывать объективные показатели, символизирующие время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и т.д.). Они видят эти признаки в процессе наблюдений в природе и при рассматривании картинок. Учатся дети и классифицировать картинки по видам: «Здесь все картинки, на которых нарисован день (ночь, утро, вечер)».
Знакомятся они с последовательностью в смене частей суток. («Утро всегда наступает после ночи и сменяется днем, день — вечером, а вечер — ночью»). Воспроизводят дети эту последовательность с любой части суток, пользуясь картинками, моделями, цветовыми знаками - символами и другими средствами. Определяют они части суток, идущие до и после названных воспитателем, «показывают»их на карточках - символах, модели.
С помощью взрослых происходит обобщение детских представлений о сутках, познается значение слова «сутки» («Утро, день, вечер, и ночь вместе образуют сутки. В сутках всегда четыре части»).
Дети знакомятся со сменой суток, их побуждают использовать слова: было, есть, будет, точно соотнося их с прошлым, настоящим и будущим временем. На этой основе подводят к различению понятий «вчера»,»сегодня»,завтра».
Они определяют, чем занимались вчера, что делали сегодня и какие занятия будут завтра.
Дети отвечают на вопросы о своем возрасте, отгадывают загодки, требующие оперирования знакомыми временными категориями. Происходит в этом возрасте дальнейшее развитие представлений детей о длительности, емкости мер времени, текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Развиваются представления о сутках как исходной мере для знакомства дошкольников с неделей и месяцем. Сутки осознаются ими как целое, состоящее из четырех частей (утро, день, вечер, ночь). Дети начинают воспроизводить последовательность частей суток, начиная с любой из них. Они «составляют» сутки с помощью знаков -символов, называют «соседей» к данной части суток, определяют, какое сейчас время суток, какое было и как называется время суток, которое еще наступит. Дети рассуждают о пе- риодичности и повторяемости смени суток. («Дни уходят и приходят. На смену одним суткам приходят другие»).
Дети знакомятся с днями недели, названием каждого из них, последовательностью, которая всегда постоянна и периодически повторяется. Они определяют прошедший день (какой день был вчера?), текущий (как называется сегодняшний день?) и будущий (какой день будет завтра?). Их учат связывать название дня недели с какой-либо конкретной деятельностью (по вторникам занятия по физкультуре, по четвергам — музыкальное, в понедельник — дети идут в детский сад, а взрослые на работу и т.д.) и его порядковым номером (понедельник — первый день недели, вторник — второй и т.д.) Узнают дети и о количестве дней в неделе. Учат их воспроизводить дни недели в прямом и обратном порядке, начиная с любого для недели. В играх дети могут найти к названному дню недели смежные, определить порядковый номер недели, пользуясь моделями, а затем без них. Дети узнают, как чередуется труд и отдых в жизни людей на протяжении недели.
Осваивают дети и месяцы, их названия, последовательность, сезоны (поры года), их чередование, сменяемость. Они узнают характерные проявления сезона в природе и деятельности взрослых и детей (забавы, праздники, одежда и т.д.)
Ребенок может назвать число, месяц своего дня рождения, количество лет.
Знакомятся пятилетние дети с простейшими «детскими» календарями, моделями, схематическим рисунками и используют их для практических ориентировок во времени.
На основе временных отношений (начало — продолжение — конец) дети воспроизводят последовательность действий в конструировании, аппликации, при пересказе художественных произведений, исполнении гимнастических упражнений и другие.
Они отгадывают -загадки, решают простейшие логические задачи, читают стихотворения, рассказывают знакомые сказки о времени .
Содержание, на котором дети будут устанавливать временную последовательность, должно быть хорошо знакомо им; выделяемые в нем звенья — значимыми и несущими определенную информацию; эмоциональная насыщенность выделенных звеньев должна быть примерно равнозначной. Для этого необходимо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами, обозначенные символами, расположены от начала до конца. Взрослый вместе с ребенком может создать ситуацию роста и развития растения, роста и взросления ребенка, развития насекомого, используя при этом модели, картинки и взаимосвязанные иллюстрации, а также литературные тексты.
Понятие «время» является одним из важнейших для каждого человека: на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Воспитатели должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.
Исследования показали, что развитие представлений о времени у старших дошкольников должно осуществляться с помощью широкого использования наглядных и практических методов, и на основе выполнения детьми различных действий с реальными предметами и их символами.
4.Развитие представлений о времени у старших дошкольников .
Р.Чуднова [15] предлагает систему обучения ориентировки во времени. При формировании знаний о временах года на занятиях автор рекомендует широко использовать картинки и словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы. Для совершенствования знаний о временах года Р.Чуднова разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года» — символы года и сезонов. При использовании данных моделей и иллюстративного материала автор учитывает возрастные психологические особенности детей.
Т.Д.Рихтерман уточняет задачи, предлагает интересные приемы работы. Однако она предлагает ознакомление с частями суток на наглядной основе — используя картинки, отражающие деятельность детей в различные части суток, затем — пейзажные картинки, где дети ориентируются по основным природным показаниям — цвету неба, положению солнца на небосклоне, степени освещенности. Далее автор предлагает перейти на условные обозначения пейзажных картинок с помощью цветовой модели, где каждое время суток обозначается определенным цветом, рекомендует также интересные приемы работы с использованием этой модели. Как обобщение знаний о времени, Т.Д.Рихтерман предлагает знакомить старших дошкольников с календарем как системой мер времени.
Е.И.Щербакова [15.] изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий (сутки, неделя, год), некоторых свойств времени (одномерность, текучесть, необратимость, периодичность), а также первичной практической ориентировки во времени. Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый завиток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движения изменения процессов, явлений времени. Также Е.И. Щербаковой была создана модель «Дни недели», где один завиток спирали включает семь отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета,
соотнесенных с определенными днями недели. Модель «Времена года» отличается от предыдущей значительно большим размером и четырехцветным решением. Мы считаем, что данные модели могут помочь педагогам сформировать у детей представления о времени и его основных характеристиках, так как они отражают динамичность реального момента, которую дошкольники осознают с трудом и предоставляют детям возможность заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с небольшими интервалами времени, которыми можно измерять длительность действий в разных видах деятельности.
Меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения следующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для познания следующих и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость
Возникает вопрос: в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени? С какой меры времени начать?
В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, полдень, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей (от 3-х лет) о частях суток, формировать у
них навыки распознавания и называния этих частей суток.
В методику работу с детьми могут быть включены ознакомление детей с временными интервалами в 1,3,5,10 минут, при этом следует использовать секундомер, песочные часы, часы - конструктор для восприятия детьми длительности указанных интервалов,обеспечить переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности, обучению умению выполнять работу в указанный срок ( 1,3,5 минут) , для чего следует учить измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп ее выполнения. Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах деятельности. Песочные часы можно поставить в раздевальной, и дети будут проверять, сколько вещей они успеют надеть за минуту.
Ознакомление дошкольников с длительностью 3 и 5 - минутных интервалов проводится по той же методике.
При знакомстве с интервалом в 5 минут дошкольники учатся измерять и на песочных часах, и на игрушечных часах - конструкторе с прозрачным корпусом.
Ознакомление с 10 - минутным интервалом можно проводить не только на занятиях математике, но и время других занятий на которых детям предлагают выполнять то или иное задание в течение 10 минут.
В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности.
В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно [9].
Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.
У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности [14].
В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени: в 6-7 лет ребенка интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку знаний по часам и по дня недели. В свое время Ф.Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Ф.Н.Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности дней недели, месяцев, их названий [14 ].
Вывод: Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:
в развитии объекта (события) вычленяется временная после
довательность;
временная последовательность воспроизводится на модели с помощью символов;
последовательность воссоздается с запрограммированной ошибкой, которая исправляется детьми [10].
действия в заданной последовательности выполняются без модели.
Опыт обучения детей умению устанавливать временную последовательность показывает, что в таких условиях дошкольники чувствуют себя увереннее и самостоятельнее ( Т.Д.Рихтерман)[10].