ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ПССЗ

по специальности

35.02.16 Эксплуатация и ремонт

сельскохозяйственной

техники и оборудования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ

Красный Кут

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС) по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (Приказ Минпросвещения России от 14.04.2022 N 235 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2022 N 68567).

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Краснокутский политехнический лицей»

Разработчик:

Мищенко И.В – преподаватель специальных дисциплин

Ф.И.О., учёная степень, звание, должность

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная

дисциплина

«ОП

.09

 

Основы

агрономии»

является

обязательной

частью

общепрофессионального

цикла

основной

образовательной

программы

в

соответствии

с

ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 07.

знания

Цель

 

и

 

планируемые

 

результаты

 

освоения

 

дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.3

ПК 1.10

ОК 01

ОК 02

ПК 03

ОК 04

ОК 07

определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей.

основные культурные растения, их происхождение и одомашнивание;

возможности хозяйственного использования культурных растений;

традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы);

зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы

растениеводства.

Результат

гражданского воспитания:

ЛР ГВ 1 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

ЛР ГВ 2 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

ЛР ГВ 3 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

ЛР ГВ 4 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

ЛР ГВ 5 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;

ЛР ГВ 6 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

ЛР ГВ 7 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотического воспитания:

ЛР ПВ 1 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ЛР ПВ 2 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

ЛР ПВ 3 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

духовно-нравственного воспитания:

ЛР ДНВ 1 осознание духовных ценностей российского народа;

ЛР ДНВ 2 сформированность нравственного сознания, этического поведения;

ЛР ДНВ 3 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

ЛР ДНВ 4 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ЛР ДНВ 5 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

эстетического воспитания:

ЛР ЭВ 1 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

ЛР ЭВ 2 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

ЛР ЭВ 3 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

ЛР ЭВ 4 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

физического воспитания:

ЛР ФВ 1 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

ЛР ФВ 2 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

ЛР ФВ 3 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

трудового воспитания:

ЛР ТВ 1 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

ЛР ТВ 2 готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

ЛР ТВ 3 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

ЛР ТВ 4 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

экологического воспитания:

ЛР ЭВ 1 сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

ЛР ЭВ 2 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

ЛР ЭВ 3 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

ЛР ЭВ 4 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

ЛР ЭВ 5 расширение опыта деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

ЛР ЦНП 1 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

ЛР ЦНП 2 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

ЛР ЦНП 3 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

СТРУКТУРА

 

И

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

УЧЕБНОЙ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

Объем

учебной

дисциплины

и

виды

учебной

работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

70

в т. ч. в форме практической подготовки

в т. ч.:

теоретическое обучение

46

практические занятия

14

лабораторные занятия

10

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация в форме З

1

Тематический

 

план

 

и

 

содержание

 

учебной

 

дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме

практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций и

личностных результатов, формированию которых

способствует элемент

программы

1

2

3

4

Раздел 1. Культурные растения

2

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

4

ПК 1.3,1.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Происхождение и одомашнивание культурных растений

Агрономия как важнейший раздел биологии.

Классификация культурных растений. Приемы и методы растениеводства. Центры происхождения по Н.И. Вавилову. Хозяйственное использование культурных растений. Современное растениеводство в различных странах на

планете.

4

Раздел 2. Основы земледелия

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

8

ПК 1.3,1.10

Почва, ее состав и свойства

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Понятие о почве и ее плодородии.

Факторы почвообразования. Морфологические признаки почвы.

4

Состав почв и ее основные свойства. Основные сельскохозяйственные почвы

России и региона.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Типы почв и почвенные зоны.

Морфологические признаки почвы.

4

Тема 2.2.

Содержание учебного материала

8

ПК 1.3-1.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Сорные растения,

Понятие о сорняках и засорителях.

вредители, болезни и

Вред, приносимый сорными растениям, вредителями и болезнями.

меры борьбы с ними

Биологические особенности сорняков. Биологические особенности вредителей и

болезней культурных растений.

4

Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве. Методы защиты

растений от вредителей и болезней. Требования техники безопасности при

работе с пестицидами и охрана окружающей среды.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие. Разработка мер борьбы с сорняками и вредителями и

4

болезнями. Расчет доз гербицидов при обработке почвы.

Тема № 2.3. Удобрения и их применение

Содержание учебного материала

6

ПК 1.3-1.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Роль удобрений для растений.

Классификация, характеристика и способы применения удобрений. Минеральные удобрения. Органические удобрения.

Хранение, нормы, сроки и способы внесения. Система применения удобрений.

4

Мероприятия по охране окружающей среды и контроль за качеством продукции

растениеводства.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие. Определение основных видов удобрений. Разработка

2

систем применения удобрений. Нормы внесения на планируемый урожай.

Тема 2.4.

Содержание учебного материала

10

ПК 1.3-1.10

Системы обработки почвы и севообороты

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Понятие о севообороте и его элементах.

Предшественники и их агрономическая оценка. Пары, их классификация и значение. Промежуточные культуры, их значение и виды. Классификация

6

севооборотов.

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие. Разработка схем севооборотов и ротационных таблиц.

Разработка систем обработки почвы.

4

Раздел 3. Технологии возделывания культурных растений

Тема 3.1.

Зерновые культуры

Содержание учебного материала

10

ПК 1.3-1.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Хозяйственное

использование,

морфологические,

биологические

особенности культур хлебов первой группы. Морфологические признаки и

посевные

качества

семян

.

Озимая пшеница. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая.

Общая

характеристика

хлебов

второй

группы.

Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).

6

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие Расчет нормы высева семян. Определение биологической урожайности. Морфологические особенности хлебов первой и второй групп.

Составление агротехнической части технологической карты возделывания

зерновых культур

4

Тема 3.2.

Зерновые бобовые культуры

Содержание учебного материала

8

ПК 1.3-1.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Общая характеристика зерновых бобовых культур.

Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур.

Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта,

обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).

6

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической

карты возделывания зерновых бобовых культур.

2

Тема № 3.3. Корнеплоды, клубнеплоды

Содержание учебного материала

8

ПК 1.3-1.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Общая характеристика корнеплодов.

Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности корнеплодов. Агротехника возделывания.

Общая характеристика клубнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности клубнеплодов. Агротехника

возделывания.

6

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической карты возделывания корнеплодов. Составление агротехнической части технологической карты возделывания клубнеплодов. Составление агротехнической части технологической карты возделывания масличных

культур.

2

Тема № 3.4. Кормовые сеяные Травы. Сенокосы и пастбища

Содержание учебного материала

6

ПК 1.3-1.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Общая характеристика сеяных трав.

Морфологические и биологические особенности кормовых сеяных трав. Агротехника возделывания. Основные группы растительности естественных сенокосов и пастбищ, их ценность, морфологические признаки и биологические особенности.

Типы сенокосов и пастбищ в хозяйствах зоны, их характеристика.

4

Тематика практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие. Изучение видов и характеристика растительности

естественных сенокосов и пастбищ.

Тема № 3.5.

Овощные культуры

Содержание учебного материала

4

ПК 1.3-1.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ЛР ТВ 1

ЛР ТВ 3

ЛР ЭВ 3

ЛР ЦНП 1

Общая характеристика овощных культур.

Морфологические и биологические особенности овощных культур. Агротехника возделывания основных видов. Место в севообороте

4

Промежуточная аттестация З

Самостоятельная работа

Всего:

70

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Для

реализации

программы

учебной

дисциплины

имеются

следующие

специальные

помещения:

Кабинет агрономии, оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, гербарии растений, коллекции семян сельскохозяйственных культур, вредителей, удобрений, муляжи плодов и овощей, макеты почвообрабатывающих орудий; техническими средствами обучения: компьютер, телевизор, монитор.

Информационное

 

обеспечение

 

реализации

 

программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеются печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе.

Основные

 

печатные

 

издания

В

иноградов Д. В.

Основы агрономии: учебник для СПО/ Д. В. В

иноградов ,

О. А.

Захарова

М:

«Академия»,

2022.

– 240

с.

ISBN

издания:

978-5-0054-0211-0

Таланов,

И. П.

Растениеводство.

Практикум:

учебное

пособие

для

среднего

профессионального

образования /

И. П. Таланов. —

2-е

изд.,

испр

.

и

доп. —

Москва:

Издательство

Юрайт

, 2022. — 288 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-

534-08153-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа

Юрайт

[сайт]. — URL:

https://urait.ru/bcode/492013

Платонов И. Г.

Основы агрономии: учебник для СПО/ И. Г. Платонов. Н. Н

Лазарев.

,

Ю.М.

Стройков

 

, А.

В

Шитикова

М:

«Академия»,

2019.

240

с.-

ISBN

издания:

978-5-4468-8388-2

Третьяков

Н.Н. «Основы

агрономии».

Издательский

центр

«Академия»,

2020

Основные

 

электронные

 

издания

Ториков

, В. Е. Научные основы агрономии: учебное пособие / В. Е.

Ториков

, О.

В. Мельникова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 348 с. — ISBN 978-5-

8114-5536-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:

https://e.lanbook.com/book/148297

Ториков

, В. Е. Основы опытного дела в агрономии: учебное пособие для

спо

/ В.

Е.

Ториков

, О. В. Мельникова, А. А. Осипов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 128 с. —

ISBN

978-5-8114-6814-0. —

Текст:

электронный //

Лань:

электронно-библиотечная

система.

— URL:

https://e.lanbook.com/book/165820

Адрицкая

, Н. А. Биологические основы овощеводства: учебное пособие для

спо

/

Н. А.

Адрицкая

. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 128 с. — ISBN 978-5-8114-5882-0. —

Текст:

электронный //

Лань:

электронно-библиотечная

система.

URL:

https://e.lanbook.com/book/146632

Информационный портал: Электронно-справочная библиотека BOOK.RU:

http://www.book.ru/

Дополнительные

 

источники

Ториков

, В. Е. Научные основы агрономии: учебное пособие / В. Е.

Ториков

, О.

В. Мельникова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 348 с. — ISBN 978-5-

8114-5536-2.

Ториков

, В. Е. Основы опытного дела в агрономии: учебное пособие для

спо

/ В.

Е.

Ториков

, О. В. Мельникова, А. А. Осипов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 128 с. —

ISBN

978-5-8114-6814-0.

Адрицкая

, Н. А. Биологические основы овощеводства: учебное пособие для

спо

/

Н.

А.

Адрицкая

.

Санкт-Петербург:

Лань,

2020. —

128

с.

ISBN

978-5-8114-5882-0

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

 

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

Основные культурные растения,

Знать:

Тестирование

их происхождение и

-основные культурные

Устный опрос

одомашнивание.

растения, их

Письменный опрос

Возможности хозяйственного

происхождение и

Выполнение сообщений,

использования культурных

одомашнивание;

рефератов, докладов,

растений.

-возможности

эссе, синквейнов

Традиционные и современные

хозяйственного

Составление конспектов

агротехнологии (системы

использования культурных

Заполнение таблиц

обработки почвы).

растений;

Собеседование

Зональные системы земледелия,

-традиционные и

Творческие задания

технологии возделывания

современные

Подготовка стендовых

основных сельскохозяйственных

агротехнологии (системы

докладов

культур, приемы и методы

обработки почвы);

Дифференцированные

растениеводства.

-зональные системы

задания по карточкам

.

земледелия, технологии

Зачет

возделывания основных

сельскохозяйственных

культур, приемы и методы

растениеводства.

Умения:

Определять особенности

Уметь:

Ролевая игра

выращивания отдельных

-определять особенности

Ситуационные задачи

сельскохозяйственных культур

выращивания отдельных

Практические задания

с учетом их биологических

сельскохозяйственных

Кейс –задания

особенностей

культур

Индивидуальные

с учетом их биологических

проекты

особенностей

Зачет