РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина Психология общения

Специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования

Автор: Тищенко Елена Николаевна, преподаватель высшей категории

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины 3

2. Структура и содержание учебной дисциплины 3

3. Условия реализации учебной дисциплины 7

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 8

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ 05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью общего

гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования на железнодорожном транспорте.

Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования на железнодорожном транспорте.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 03 – 05.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 03-05

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы

саморегуляции поведения в

процессе межличностного

общения

- взаимосвязь общения и деятельности;

– цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальное количество часов

60

Объем образовательной программы учебной дисциплины

57

в том числе:

теоретическое обучение

15

практические занятия

36

контрольная работа

-

консультации

6

Самостоятельная работа

3

Промежуточная аттестация (в форме зачета)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

№ урока

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину

1

ОК 03-05

1

Тема 1.1.

Психология

общения как

учебная

дисциплина

Содержание учебного материала

1

Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека

Раздел 2. Психология общения

28

ОК 03-05

2

Тема 2.1. Общение – основа человеческого бытия

Содержание учебного материала

1

Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.

Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения. Единство общения и деятельности.

3

Тема 2.2 Общение

как восприятие

людьми друг друга

(перцептивная

сторона общения)

Содержание учебного материала

19

1

ОК 03-05

Понятие социальной перцепции, ее структура Факторы, оказывающие влияние на восприятие.

Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека

4-11

В том числе, практических занятий

8

ОК 03-05

Практическое занятие № 1. Самодиагностика по теме «Общение».

Диагностический инструментарий: «Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль делового общения». «Ваши эмпатические способности».

Самоанализ результатов тестирования.

Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.

Тема 2.3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Содержание учебного материала

2

ОК 03-05

12-13

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль Взаимодействие как организация совместной деятельности

Тема 2.4. Общение

как обмен информацией (коммуникативная

сторона общения)

Содержание учебного материала

8

14-15

Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

Невербальная коммуникация. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.

2

ОК 03-05

В том числе, практических занятий

6

16-21

Практическое занятие № 2. Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения; развития терпимого отношения к другим, на использование невербальное общение. Анализ ролевых игр

Тема 2.5. Формы

делового общения

и их характеристики

Содержание учебного материала

10

2

ОК 03-05

22-23

Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения деловых

дискуссий и публичных выступлений. Аргументация

В том числе, практических занятий

8

ОК 03-05

24-31

Практическое занятие № 3. Ролевые игры, направленные на навыки корректного ведения диспута; на развитие навыков публичного выступления, на умения аргументировать и убеждать.

Анализ ролевых игр

Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения

13

ОК 03-05

32-35

Тема 3.1. Конфликт: его сущность

и основные

характеристики

Содержание учебного материала

4

Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов.

36-43

В том числе, практических занятий

8

Практическое занятие № 4. Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»; «Стратегии поведения в конфликтах К. Томаса. Анализ своего поведения на основании результатов диагностики. Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтной ситуации

Тема 3.2.

Эмоциональное

реагирование в

конфликтах и

саморегуляция

Содержание учебного материала

2

ОК 03-05

44-45

Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.

Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации

Раздел 4. Этические формы общения

10

ОК 03-05

46-49

Тема 4.1. Общие сведения об этической культуре

Содержание учебного материала

4

Понятие: этика и основа эффективного общения.

Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений

50-55

В том числе, практических занятий

6

Практическое занятие № 5. Разработка этических норм своей профессиональной деятельности

56-57

Промежуточная аттестация

2

Итого

57

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

1. Документационное обеспечение:

паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.

2. Учебно-методическое обеспечение:

- планы занятий по дисциплине «Психология общения»;

- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;

- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий;

- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;

3.Технические средства обучения:

-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;

-мультимедийный проектор.

3.2. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены

следующие специальные помещения:

Кабинет «Дисциплины ОГСЭ», оснащенный оборудованием и техническими средствами:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методические материалы по дисциплине;

- техническими средствами обучения: компьютер с лицензионным программным

обеспечением, мультимедийное оборудование (проектор и проекционный экран или

интерактивная доска), локальная сеть с выходом в Internet.

3.3. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен

иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

3.3.1. Печатные издания

1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г.М. Шеламова. –

М.: Академия, 2014. – 192 с.

2. Бороздина, Г.В. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина,

А. Кормнова; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М.: Юрайт, 2016. — 463 с.

3. Панфилова, А.П. Психология общения: учебник для студ. Учреждений сред. проф.

образования / А. П. Панфилова. — М.: «Академия», 2013. — 368 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

- взаимосвязь общения и

деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных

взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в

общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,

убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

- обучающийся понимает

взаимосвязь общения и

деятельности;

- анализирует механизмы взаимопонимания в общении;

- воспроизводит цели, функции,

виды и уровни общения;

- сравнивает и оценивает виды

социальных взаимодействий;

- понимает этические принципы

общения;

- поясняет приемы общения,

формулирует правила слушания,

ведения беседы, убеждения;

- анализирует источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

все виды опросов;

экспертное наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях;

оценка результатов выполнения домашних заданий проблемного характера.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы

саморегуляции поведения в

процессе межличностного общения

- обучающийся грамотно

применяет техники и приемы

делового общения в

практической деятельности;

- демонстрирует корректное

поведение в различных

ситуациях в процессе общения

Оценка результатов выполнения практических

заданий, анализ ролевых

ситуаций