ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
Методическое сообщение:
Работа над пьесами малой формы в репертуаре учащихся в классе фортепиано в ДМШ
Выполнила:
преподаватель,
концертмейстер
Лисак Е.Н.
г. Севастополь, 2024
Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика-пианиста. Согласно программным требованиям ученик музыкальной школы изучает в течение одного учебного года в младших классах 10-12, а в старших классах 6-8 пьес малой формы различного стиля, характера, уровня сложности. На вооружении преподавателей-пианистов много замечательных сборников композиторов-классиков для молодых музыкантов, ставших хрестоматийным материалом. Ученики всех классов с удовольствием работают над пьесами малой формы. Их преимущества заключаются в следующем:
у
добный формат;
р
азнообразие характеров и образов
;
б
огатое стилистическое и жанровое разнообразие
;
возможность использования таких произведений для участия в концертах.
Для преподавателя работа над пьесами - это закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами.
Несмотря на такую всеобщую любовь к этому жанру, работа над пьесами имеет определенную специфику, задачи, трудности.
Огромное количество пьес, ставших классикой педагогического репертуара, стремительно пополняется новыми произведениями современных авторов. Чтобы ориентироваться в таком разнообразии, следует определиться с основными типами пьес:
жанровые;
кантиленные
;
программно-характерные;
клавирные (старинных композиторов);
виртуозные;
эстрадно
-джазовые.
Жанровые пьесы - это пьесы с явно выраженной жанровой принадлежностью, обозначенной в самом названии. Это знаменитые 3 кита- марш, танец, песня. Пьесы, обозначенные в названии как Песня, условно отнесем к кантилене. Остановимся на таких жанрах, как Марш и Танец.
Начало обучения игре на фортепиано связано с таким жанром, как Марш. С ним ребенок начинает свой путь в музыку. Ходить под музыку-занятие понятное и знакомое с раннего детства, с музыкальных занятий в детском саду. На раннем этапе обучения знакомство с шагами в музыке переходит в осознание пульса, метра и размера. Это и игра в ансамбле в качестве аккомпаниатора.
Работа над такими пьесами развивает внутреннюю пульсацию, воспитывает метроритм. А также формирует координацию. Каждая рука выполняет свою специфическую задачу: левая рука - аккомпанемент, правая- мелодическое начало. Ребенок учится координировать звучность аккомпанемента и мелодии, независимости рук.
Все дети любят танцевать. Поэтому в хрестоматийном материале обилие танцев. Это различные танцевальные жанры, среди которых Вальс, Полька, Мазурка. Работа над такими произведениями дает возможность знакомства с простыми приемами аккомпанемента. Чаще всего партия левой руки строится по схеме бас-аккорд (интервал). Правильно сформированный навык исполнения этого приема левой рукой непременно пригодится ученику в дальнейшем процессе обучения. При этом развивается и укрепляется от природы слабый 5 палец, вырабатывается навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется важное понятие - аппликатурная позиция. Происходит знакомство с педализацией. Развивается координация и слуховой контроль при исполнении мелодии и аккомпанемента, совершенствуется навык владения метроритмом.
Кантиленные пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют значительную трудность при исполнении для учащихся разного уровня. В основе таких пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение legato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе. Работа над кантиленными пьесами дает возможность закрепления приобретенных звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения, осознанное отношение к фразировке и дыханию мелодии. Все это должно служить воспитанию главного навыка хорошего пианиста - умению петь на фортепиано, т.к. наш инструмент по своей природе клавишно-ударный.
Программно-характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара ученика младших и средних классов музыкальной школы. В нотных сборниках множество увлекательных и красочных названий. Это вполне объяснимо, ведь у ребенка 7-10 лет образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку, проявить фантазию и творческую инициативу. Принимаясь за работу над программно-характерной пьесой, необходимо совместно с учеником определить сюжетно-драматургическую линию развития, обозначить образный круг и исполнительские приемы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Ребенок должен почувствовать себя художником за роялем. В процессе работы над данными пьесами происходит закрепление основных штриховых приемов звукоизвлечения, понимание значения гармонии, динамики, фразировки, цезур, педализации. Особенно это важно в младших классах, т.к. служит формированию базы, основы для дальнейших занятий музыкой.
В репертуарных сборниках старших классов встречается значительное количество пьес, имеющих название Прелюдия. С XIX века прелюдиями называли небольшие самостоятельные пьесы различного настроения и характера. Они имеют ярко выраженный строй, не обозначенный в названии. При работе над такими пьесами необходимо понять замысел композитора, фактуру построения, принципы гармонизации, ладотональные и интонационные отношения.
Клавирные пьесы - это огромный пласт европейской музыкальной культуры, который охватывает период XVI-XVIII веков. Именно в творчестве композиторов этой эпохи формировались средства музыкальной выразительности, присущие только клавиру: фактура, техника, динамика, аппликатура и т.д. - специфические особенности, которые в дальнейшем легли в основу фортепианного искусства. Клавирное искусство до сих пор является вершиной фортепианного исполнительства. Название клавир в старинной музыке относилось к различным инструментам: орган, чембало, клавесин, клавикорд. Эти инструменты - предки современного рояля. В педагогический репертуар входит большое количество произведений мастеров старинной музыки. Помимо познавательной пользы, их изучение имеет огромное практическое значение в развитии ученика. На их примерах идет знакомство с теми видами фортепианной фактуры, с которыми ученики встретятся, изучая позже произведения крупной формы - сонаты, вариации. Это так называемые альбертиевы басы, короткая и ломаная октава, сопоставление регистров, динамика, инструментальные оттенки. Особое внимание необходимо уделить вопросу расшифровки и исполнения орнаментики (мелизмов).
Виртуозные пьесы встречаются в репертуаре ученика музыкальной школы довольно редко. Как правило, это ученики старших классов, участники конкурсов, где виртуозная пьеса является обязательной. Она предполагает сочетание многих художественных и исполнительских задач, а также высокий уровень технической сложности (фактура, моторика, выносливость).
Включение такой пьесы в репертуар не должно быть случайным. Ученика нужно подготовить, изучив с ним ряд произведений, содержащих элементы фактуры, с которыми придется встретиться в виртуозной пьесе. Обязательно надо принять во внимание физиологические особенности ребенка. Кому-то доступны произведения аккордовой фактуры (крепкая, крупная ладонь), а кто-то может блеснуть мелкой техникой и артикуляцией. Важно учитывать личностные особенности ученика: бойцовские качества, особенности нервной системы, сценическую выносливость.
Эстрадно-джазовые пьесы стали активно появляться в репертуаре учащихся музыкальных школ в последние десятилетия. Издаются специальные сборники, содержащие джазовые произведения, доступные переложения популярной эстрадной музыки, музыки из кинофильмов и мультфильмов. Их исполнение отличается от привычного академического. Джазовые пьесы требуют от преподавателя владения определенным набором специальных знаний и навыков. Произведения отличаются определенной ритмикой, агогикой, приемами звукоизвлечения, педализации, технических навыков. Ученикам очень нравится исполнять произведения современных авторов, написанных в стиле эстрадной музыки. Они вызывают сильный эмоциональный отклик, обладают красивой мелодикой и гармоническим строем. Такие пьесы необходимо включать в ученический репертуар для ознакомления, выступления на школьных вечерах, дома в кругу семьи в качестве музицирования.
Всестороннее развитие ученика предполагает владение им как классического репертуара, так современного.