Ларичева Светлана Анатольевна

Работа над полифонией в классе фортепиано (начальный период)

Работа над полифонией является важнейшей частью общего музыкального развития ученика в классе фортепиано. Развитие его музыкального вкуса, понимания всей музыкальной ткани, фактуры исполняемого произведения, формирование его музыкального мышления в целом немыслимо без работы над полифоническими произведениями. Недаром программа экзаменационных прослушиваний и вступительных испытаний на всех этапах обучения пианиста всегда включает полифоническое произведение наряду с виртуозными, программными, разножанровыми и сочинениями крупной формы.
Начиная работать с маленьким учеником, мы расскажем ему о полифонической музыке и о музыке гомофонно-гармонического склада, где главенствует царица музыки - мелодия, а аккомпанементу отводится роль сопровождения, фона (не забывая, однако, что этот ?фон? иногда вырастает в самостоятельный мелодический образ в пьесах А. Лядова, Р. Глиэра, А. Скрябина, С. Рахманинова). Приступая же к работе над полифоническим сочинением, мы объясним ученику, что полифония – это многоголосие, при котором все голоса в произведении равноправны.
В обыденной жизни мы ничего не поймем, если заговорят 2, 3 собеседника или больше, даже если каждый из них излагает умные и содержательные мысли. В музыке же это зачастую довольно гармоническое и слаженное звучание, но достигается оно большим мастерством как исполнителя, так и слушателя с хорошо развитым музыкальным слухом.
Знакомство с полифонией начинается с самых ранних этапов музыкального обучения. Занимаясь постановкой рук, организацией игровых движений, разучивая легкие этюды и упражнения из сборников Е.Ф. Гнесиной: ?Фортепианная азбука?, ?Маленькие этюды для начинающих?, ?Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники?, педагог должен с первых занятий привлекать внимание учащихся к вслушиванию звучащих в разных октавах (регистрах) одинаковых мелодий, интонаций, мотивов.
Также можно персонифицировать и каноническое вступление голосов. Примеров подобного рода много среди детского репертуара. Приведем лишь некоторые из них: А. Парусинов. Эхо. Пьеса ?Дровосек? (из хрестоматийного сборника Школы игры на фортепиано под ред. А. Николаевой) с поочередным вступлением голосов в 1-ой и малой октавах и звучанием последнего мотива на фоне выдержанной ноты в правой руке. Какое богатство для фантазии и сюжетной выдумки! Д. Штейбельт ?Адажио?, Т. Самотринская ?Пастух играет?, Б. Дварионас ?Прелюдия a-moll?. Вот примеры для развития тембрального слуха, ведь голоса различаются и по тембру! Л. Левидова ?Пьеса?, М. Крутицкий ?Зима? - движение в левой руке, но правая – никак не аккомпанемент, а своя песня и также требует своей вдумчивой работы, вслушивания и выразительного исполнения своей партии.
Знакомство с элементами подголосочной полифонии (1 главный голос и подчиненные) происходит на примере народного песенного творчества. Самыми первыми в репертуаре появляются Русская народная песня Е. Аглинцовой, Русская народная песня А. Гедике a-moll, А. Дюбюк ?Русская песня с вариациями?, Украинская народная песня ?Ревет и стонет Днепр широкий? с каноническим вступлением голосов (Школа Николаева). Ученику необходимо объяснить, что в основе подголосочного вида полифонии, свойственного в первую очередь многоголосной русской песне, лежит развитие главного голоса – запева. Остальные голоса, возникающие обычно как его ответвления, обладают большей или меньшей самостоятельностью. Иногда они лишь повторяют с небольшими изменениями основную мелодию, развиваясь параллельно с ней. В других случаях подголосок больше отличается от главного голоса, сближаясь с ним лишь в общих контурах развития (в кульминациях, кадансах). И в том и в другом случае подголоски способствуют увеличению общей распевности мелодического развития, обогащают звучание. Г Свиридов ?Колыбельная песня?, где левая рука берет на себя повторное проведение темы, а правая, дотоле главенствующая, ненадолго уходит на второй план и становится мелодичным сопровождением, обогащая и разнообразив тем самым мелодическое развитие.
Контрастная полифония. Объясним ученику, что это – сочетание разных мелодий, отличающихся направление мелодических линий, ритмом, регистром, тембром. Одним из первых примеров может служить Менуэт А. Моцарта ре-минор, так любимый учениками и педагогами. Отдельные ноты в аккомпанементе левой руки не отвлекают от выразительного произнесения мелодических оборотов во второй октаве, более того тембральный диалог в 5 -10 тактах разнообразит звучание, приводит к мелодичной, округлой каденции с характерными для менуэта шагами T-D-T. В среднем разделе, представляющем некоторую трудность для маленького исполнителя, уже можно говорить о самостоятельности ?виолончельной? партии левой руки ( 13-16 такты), интонационно, ритмически и тембрально организованной, чтобы считать ее достойной слушательского внимания и поработать над ее осмысленным выразительным произнесением. Таким образом слух музыканта ?нагружается?, мы имеем первый пример в музыке гармонического ?разговора? двух персонажей или двух инструментов.
Практически знакомство с контрастной полифонией учащихся происходит на старинных пьесах преимущественно танцевального характера из Нотной тетради А. М. Бах, на образцах Баховских сочинений, некоторых Маленьких прелюдиях, сюитах. Контрастной полифонии этого типа свойственна концентрация мелодического начала в различных голосах, вследствие чего то один, то другой из них выступает на первый план. Пример – Маленькая прелюдия g-moll.
Однако, задолго до знакомства ученика с пьесами из Нотной тетради А.М. Бах и с Маленькими прелюдиями И.С. Баха в детском репертуаре появляется множество многоголосных как в мелодии, так и в сопровождении пьес гомофонно-гармонического склада, где ведущая роль, несомненно, отводится мелодии, а роль аккомпанемента второстепенна, сопровождение, фон. На примере пьесы П. Васильева ?Серьезное происшествие? мы сталкиваемся с написанием двух нот в левой руке со штилями, обращенными в разные стороны. Ученикам хорового отделения это становится понятно раньше, так как с первых уроков хорового пения они разделяются на партии – альтов и сопрано (первых и вторых). Но научиться играть два, а впоследствии и больше голосов одной рукой – задача непростая. Необходимость вслушивания, подстраивания нижнего голоса, находящегося ?под крышей? первого, и аккуратного разрешения – переведения его в следующий звук без ?выстрела? (на что способен 1-й палец в силу его физиологической особенности), требует определенного пианистического мастерства и пристального слухового контроля ученика и педагога. Примеров таких множество: Д. Кабалевский ?Ночью на реке?, А Гречанинов ?Вербушка?, ?Первоцв?ет?, Мазурка?, ?Колыбельная?, П. Чайковский ? Старинная французская песенка? из ?Детского альбома? и др.
Приступая к знакомству с имитационной полифонией – последовательному проведению в различных голосах одной и той же мелодической линии (канон) или одного мелодического отрывка (темы в фуге), - следует объяснить ученику, что несмотря на то, что в имитационной полифонии в целом все голоса равнозначны, все же в различных построениях каждый голос играет свою специфическую роль. В фуге и ее разновидностях (фугетта, инвенция) ведущая роль обычно принадлежит голосу, исполняющему тему. В каноне – голосу, содержащему наиболее индивидуализированную часть мелодии.
Соблюдение этих установок на начальном этапе позволит в дальнейшем сделать работу над полифонией – одной из труднейших и прекраснейших сфер музыкальной деятельности – успешной.