Работа над произносительной стороной речи посредством фонетической ритмики как условие формирования коммуникативных компетентностей у детей с ОВЗ. М. А. Шрубок МАДОУ № 437, г. Екатеринбург Контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с ОВЗ. Увеличение детей с отклонениями в развитии с одной стороны и их интеграция в общеобразовательную среду – с другой, предъявляют все более высокие требования к работе учителя-логопеда. Это касается как диагностики, так и методов коррекционного воздействия. Одним из инструментов учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ может стать фонетическая ритмика. Включение упражнений фонетической ритмики в логопедические занятия эффективно при работе с детьми, имеющими нарушения речи, обусловленные дизартрическим компонентом, задержкой психического развития, СДВГ, нарушением слуха. Упражнения фонетической ритмики содержат движения и устную речь. Стимуляция речи движением помогает ребенку нормализовать речевое дыхание и слитность речи, сформировать умение изменять высоту и силу голоса, правильно воспроизводить звуки и их сочетания, воспроизводить речевой материал в заданном темпе, различать и воспроизводить ритмы, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Фонетическая ритмика способствует установлению связи между работой кистей рук и движениями артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Важно, чтоб движения были ритмичными и четкими. При работе над артикуляцией мы используем также элементы психогимнастики. Это мимические и имитирующие упражнения. Например, изображение детьми веселого, грустного, злого гномов (по мотивам сказки ?Белоснежка и семь гномов?) и т.д. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, входящих в состав артикуляционного аппарата. Примером оргмомента, где используется имитация, является изображение детьми животных. В данном случае психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего ?я?, развитию двигательной ловкости, воображения. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков. Также при проговаривании речевого материала с сопровождением движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике. Во время выполнения движений с одновременным проговариванием попутно ?идёт? коррекция просодики и дыхания. Правильно организованное дыхание играет в речи огромную роль. Дыхательные упражнения позволяют улучшить ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Научившись произвольно контролировать дыхание, ребенок развивает самоконтроль за собственными действиями. Для нормальной речи необходим длительный, экономичный выдох, поэтому, вначале дыхательные упражнения направлены на коррекцию ротового и носового дыхания. Затем отрабатываем нижнереберный тип дыхания при активном участии диафрагмы (нижнедиафрагмальное дыхание) Упражнения для развития нижнедиафрагмального дыхания. 1. Упражнение ?Насос? Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает — вдох, выпрямляется — выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. 2. Упражнение ?Шарик? Предлагаю детям представить, что у них в животиках шарики (надувающиеся и сдувающиеся в ритме дыхания). На выдохе произносить отдельные звуки ([с], [ш], [м], [н], [л] и т.д.). Вдох должен быть коротким, а выдох длинным. 3. Упражнение ?Комар? Исходное положение – ноги врозь, руки опущены. Делаем вдох, надуваем шарик в животе, и на выдохе (выдох производится толчками) хлопаем в ладоши перед собой на уровне груди, лица и над головой произнося при этом звук [з-з-з] (ловим комара) 4. Развитие четырехфазного дыхания под счет от 2 до 5. 5. Для тренировки удлиненного выдоха применяем приём наращивания слогов, слов. Например, берем слово ?лес?, и после каждого вдоха добавляем одно родственное слово. Речевой материал произносится на выдохе. Лес (вдох) Лес, леса (вдох) Лес, леса, лесок (вдох) Лес, леса, лесок, лесник (вдох) Лес, леса, лесок, лесник, лесоруб (вдох) и т.д. 6. Произносим скороговорку на одном выдохе. У детей с ОВЗ отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий. Работа с использованием ритмических движений позволяет отрегулировать темп речи и словесное ударение. Из ритмических движений на занятиях мы используем отхлопывания, притопывания, прыжки. В любом случае, ударному слогу должен соответствовать более громкий звук. 1. Ритм без выраженного ударения (па-па-па, ба-ба-ба, и т.д.) 2. Ритм с выраженным ударением (ПА-па-па, па-ПА-па, и т.д.) Работу начинаем с отработки слогов, затем переключаемся на слова, словосочетания, предложения, текст. На первых этапах работы подбираем стихотворные тексты с устойчивой ритмикой, содержащие простую лексику, и не включаем слова со стечением согласных. Для детей с ОВЗ характерно нарушение просодической стороны речи. Обучающиеся не могут интонировать, не выдерживают темпо-ритмического рисунка высказывания, что приводит к невнятности речи, и, как следствие, к несформированности коммуникативных компетентностей. И здесь мы используем упражнения, направленные на согласование речи сдвижением. Ребенок сопряженно с взрослым, на каждый слог синхронно совершает заданные движения. Если используется слоговой материал, то темп усваивается на таких простых движениях, как ходьба в медленном и быстром темпе, прыжки. Когда используем слова, словосочетания, считалки, то характер движений становится более разнообразным: включаем отхлопывания, дирижирование в такт проговариванию, подскоки. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию темпа речи. Работа над интонационной выразительностью начинается при выполнении этюдов: предлагаем один и тот же речевой материал без интонационного оформления и с интонационным оформлением, и выясняем, какое чтение больше нравится. Затем знакомим детей с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Сочетаем интонацию с движением руки. Сначала учим определять интонацию в посторонней речи, затем, в собственной. Далее предлагаем игры на отработку предложений для каждой интонации (У нас гости. У нас гости! У нас гости?) Восклицательную интонацию дети хорошо усваивают на материале междометий с использованием картинок, стихов. Для дифференциации интонационной структуры предложения берем считалки, чистоговорки, скороговорки, поговорки, небылицы, диалоги, игры-инсценировки, сказки, разыгрываемые по ролям. Это формирует способность эстетического переживания и развивает коммуникативную сферу детей. Они учатся вести диалог со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, принимать их точку зрения, активно участвуют в созидательной деятельности. Сформированность коммуникативных качеств влияет на успешную адаптацию в школе, на освоение образовательной программы. Проговаривание речевого материала с сопровождением движений фонетической ритмики можно применять в качестве физкультминутки. Упражнения помогают охватить не только речевую патологию, но и психофизические трудности: гиперактивность, статикомоторную недостаточность, а также создают условия для формирования у обучающихся коммуникативной компетентности. Движения могут быть включены в логопедическое занятие на любом этапе, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Приемы фонетической ритмики не противоречат современному представлению о логопедическом занятии, а лишь дополняют его.
Работа над произносительной стороной речи посредством фонетической ритмики как условие формирования коммуникативных компетентностей у детей с ОВЗ