Работа по профориентации на уроках иностранного языка Автор: Гордиевских Ольга Владимировна, учитель французского языка, ВКК, г. Екатеринбург, МАОУ лицей №159 Уроки ИЯ могут внести большой вклад в решение задач профессионального образования. Как учебный предмет, он имеет для этого весьма эффективные средства. В основном содержании программы по ИЯ ?Предметное содержание речи? существует раздел ?Выбор профессии?. В этом разделе изучаются следующие темы: Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. Профориентационная работа на уроках ИЯ начинается в начальной школе и ведется в соответствии с ФГОС. Немаловажную роль в профориентационной работе играет подбор текстового материала. В учебниках знакомство с темой ?Профессии? начинается со 2 класса, где обучающиеся знакомятся с интернациональными названиями профессий, типа docteur, boxeur, chauffeur, ing?nieur, acteur, directeur, soldat, cosmonaute, pilote, photographe, и т.д. Знакомство с миром профессий продолжается, когда дети учатся образовывать имена существительные от глаголов при помощи суффиксов, например, nager – un nageur, une nageuse (plonger, sauter, patiner, skier, danser, chasser, p?cher), от существительных, например, un sport – un sportif, une dent – un dentiste, un jardin – un jardinier, une fleur – un fleuriste и т.д. Дети узнают, что делают люди этих профессий, где работают, какими качествами должны обладать. На уроках в 5-9 классах изучаются разные темы, затрагивающие культуру, историю, географию франкоговорящих стран и своей страны, т.е. есть возможность знакомства с такими профессиями, как географ, океанолог, историк, астроном, археолог, архитектор, психолог и др.; техническими специальностями – исследователь, испытатель, программист и др. и конечно, специальности, непосредственно связанные с областью ?филология?: учитель, преподаватель, журналист, искусствовед, переводчик, гид. Таким образом, знакомство с миром профессий продолжается, углубляется и отрабатывается на базе аутентичных материалов. В 10-11-х классах говорим о преимуществах и недостатках тех или иных профессий, обсуждаем необычные и редкие профессии, какими чертами характера должны обладать люди той или иной профессии. Продолжаем накапливать потенциальный и активный запас лексики, например, un pilote de ligne, un p?tissier, un restaurateur, un cr?mier, un sommelier, un œnologue, un sp?l?ologue, une sage-femme, une pu?ricultrice, un sp?cialiste du toilettage des chiens. Большое внимание на уроках уделяется роли и значению иностранного языка для дальнейшей профессиональной деятельности. В работе помогает аутентичный материал и тексты для восприятия и понимания речи на слух, посвященные профессиям других стран. Плодотворными для формирования профессионального определения у школьников являются ролевые игры, где ребята берут на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя, турагента, экскурсовода и туриста, учителя и ученика, разыгрывают ситуации, подобные реальной жизни, используя изученный материал. Таким образом, обучающиеся узнают современный мир профессий, возможности продолжения образования в высшей школе, проблемы выбора будущей сферы деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее, языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. Развивая интерес к предмету, учитель использует различные формы организации образовательного процесса. Это позволяет школьникам в большей степени проявлять активность и самостоятельность в применении знаний. Специфика формирования профессионального самосознания у обучающихся на уроках ИЯ - это выход на актуальные проблемы, использование форм делового, неформального общения на занятиях, применение диалоговых форм общения. Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности. Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами. Во-первых, обучение ИЯ рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности обучающегося. Во-вторых, ИЯ, как и любой другой общеобразовательный предмет, служит средством профориентационной работы с обучающимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника. В-третьих, профессионально ориентированное преподавание ИЯ обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов. С этих позиций перед учителем ИЯ стоит ряд конкретных задач, решаемых средствами ИЯ и направленных на профессиональное становление личности. К таким задачам относятся: - развивать индивидуальные способности обучающихся, их склонности и интересы (в том числе и профессиональные), что осуществляется через работу по совершенствованию памяти, внимания, мышления обучающихся; - воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, активность, сознательность, самостоятельность мысли и действий через активное включение их в деятельность иноязычного общения; - совершенствовать учебные умения школьников работать с книгой, со словами, со справочной литературой, Интернетом, аннотировать и реферировать иноязычные тексты; - формировать у обучающихся специфические коммуникативные умения, например: вступать в беседу и вести ее, принимать и решать определенные коммуникативные задачи. В последние годы возросли требования к профессиональной подготовке выпускников, а именно: владение иностранными языками, информационными технологиями и многими другими компетенциями. В этой связи, принцип профессиональной направленности учебного процесса приобретает особую значимость в средней школе. В сложившейся ситуации школа призвана помочь выявить уровень развития общих и специальных способностей обучающихся, особенностей интеллекта, темперамента и осознанно выбрать дальнейший профессиональный путь. В заключении хотелось бы отметить, что урок ИЯ по своим методам, целям, задачам и содержанию как никакой другой предмет соответствует задачам профессионального просвещения. Систематическая и целенаправленная профессионально ориентационная деятельность создает условия для профессионального самоопределения обучающихся, успешной их адаптации и самореализации в будущей сфере деятельности. Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.
Работа по профориентации на уроках иностранного (французского) языка