МОУ «Тираспольская гуманитарно –математическая гимназия"
Работа по самообразованию
по теме:
«Формирование интереса к чтению у младших школьников в группе продленного дня»
Выполнила:
воспитатель
Мелюх Елена Николаевна
Тирасполь, 2024 г
Формирование интереса к чтению
у младших школьников в группе продленного дня
«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»
В.А. Сухомлинский
Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности - в детские годы. В последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги и чтения.
Задача воспитателя ГПД заключается в том, чтобы воспитать у учащихся интерес к литературе и литературному чтению. Приобщая ребенка к чтению и создавая культ книги в школе и дома, мы должны всегда помнить слова педагога В.А. Сухомлинского, который верил и с большой убежденностью говорил о воспитательной силе книги: «Книга - это могучее оружие, без неё я был бы немым или косноязычным, я не мог бы сказать и сотой доли того, что надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека».
Для ребенка младшего школьного возраста, которому почти ничего неизвестно, прежде всего, о себе и для которого сверхзадачей является своевременное пробуждение заложенных в нем природой задатков и способностей, чтение - это практически единственно надежный путь «очеловечивания», так как оно позволяет расширить ограниченный реальной жизнью круг общения ребенка и, помогая ему, вглядываясь в «чужой» опыт, проходя школу освоения «чужой» речи - мысли, чувств, - искать и находить себя и свое место в жизни.
Поэтому необходимо уделять внимание воспитанию у наших детей правильной образной речи, обогащать их словарь, учить понимать и чувствовать красоту языка подлинно художественных литературных произведений.
Чтобы побудить ребенка к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо - показать в знакомом незнакомое, в обычном - необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей.
Поэтому я не случайно особое внимание уделяю формированию интереса к чтению у младших школьников в группе продленного дня.
Формирование читательской деятельности
При обучении младших школьников чтению стоит задача вооружить их механизмом чтения и затем совершенствовать его навык, правильность, беглость, сознательность и выразительность. Сам процесс чтения литературного произведения остается ведущей деятельностью. При диагностике за критерий принимается проверка техники чтения, хотя этот метод не отображает полную картину владения учеником способом чтения.
С момента перехода от обучения чтению к обучению литературному чтению усложняются и расширяются цели и задачи, стоящие перед педагогом.
Цель моих занятий по чтению в ГПД - это формирование грамотных читателей и приобщение детей к литературе. Грамотный читатель - это такой читатель, у которого сформирован тип правильной читательской деятельности.
Это понятие включает в себя владение как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного. Понятие «читательская деятельность» включает в себя умение воспринимать литературное произведение эстетически. А это значит - умение видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано. Необходимо учить умению видеть в книге и конкретного собеседника, слышать обращенную к тебе его речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего без книги нельзя. Еще один момент, который определяет грамотного читателя - это знание книг и умение их самостоятельно выбрать. Эффективное значение имеет систематическое посещение учащихся библиотеки, но не классом, а индивидуально - в удобное для каждого ученика время и с личностно осознаваемой целью.
Если названные условия не соблюдаются, учащиеся, овладев грамотой и даже получив некоторые литературоведческие знания, читательской самостоятельностью не овладевают, выбирать и читать книги для себя не хотят и не умеют и их надо переучивать. Переучивать намного сложнее, чем сразу учить правильно, так как пропущен этап, на котором они с приобретением техники чтения должны были увидеть в книге собеседника и практически понять, зачем люди читают, и убедиться, что и им самим не просто интересно, но очень нужно читать разные книги для себя.
Формирование навыков чтения
При оценке уровня сформированности навыка чтения у младших школьников чрезвычайно важно проследить, создаются ли надлежащие условия для использования этого навыка как общеучебного.
Я поручаю в ГПД читать печатный или рукописный текст разным ученикам, особенно тем, кто имеет слабую или среднюю подготовку. Если чтение текстов, задач не доверять слабым и средним ученикам или проводить нерегулярно, то ясно, что это отрицательно сказывается на всей работе, связанной с формированием полноценного навыка чтения у младших школьников.
Непременным условием успешности формирования полноценного навыка чтения являются регулярно проводимые мною разнообразные формы чтения в ГПД. Использую интересный прием организации чтения - «жужжащее чтение». Обязательное условие: использовать его нужно не для чтения текста домашнего задания, а для нарабатывания техники чтения. Поэтому книгу, интересную для себя, каждый выбирает из классной библиотеки или приносят из дома. Такой прием не только помогает формировать технику чтения у детей, развивать их читательские интересы, но он еще как технологический мостик после прогулки для начала самоподготовки.
Само умение читать - это творческое общение с детской книгой, т. е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребенка. На своих занятиях я учу детей чтению-общению, чтобы они научились читать-думать, читать-чувствовать, читать-жить.
Самостоятельное детское чтение не должно выпадать и из поля внимания родителей. Имеются в виду не какие-то контрольно принудительные меры, а создание особой атмосферы и условий, благоприятствующих домашнему самостоятельному чтению младшего школьника.
Работа по формированию читательского интереса
Руководить детским чтением невозможно без учета их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с этими особенностями строю свою деятельность по формированию читательского интереса у учащихся.
Процесс всей учебно-воспитательной работы должен быть пронизан постоянным знакомством учащихся с детскими книгами и обращением к книгам при каждом удобном случае на уроках и в ГПД.
Работая с детской книгой, стремлюсь приучать детей к соблюдению последовательности читательских действий: чтение любой книги надо предварять коллективным рассматриванием 1-й и 4-й страницы ее обложки. Дети вчитываются в название книги (заглавие и фамилию автора), рассматривают иллюстрации, сопоставляя их с названием книги, чтобы дать предварительный прогноз о возможном ее содержании. Затем они упражняются в самостоятельном умении найти и выбрать в книге то произведение, которое каждому из них хотелось бы прочитать, и только после этого обучаются вдумчивому прочтению понравившегося произведения с последующей проверкой своих читательских ожиданий.
Я организовала в ГПД уголок чтения «Читай-ка», где организуется выставка книг, тема занятия кружка и вывешивается список литературы, который надо прочитать к занятию, новости из мира литературы. В уголке чтения отмечаются самые активные читатели.
Все это позволяет ненавязчиво вводить детей в разнообразный мир книг, будить интерес к книгам, создавать условия для осознания детьми своих личных возможностей при осуществлении читательской деятельности.
Для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам соблюдаю и некоторые педагогические условия:
- поощряю ребенка за любой видимый успех;
- создаю ситуации для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребенок прилагает усилия;
- веду разъяснительную работу с родителями, которым даю рекомендации, как они могут формировать интерес к чтению у детей.
В связи с преобладанием в группе организованного коллективного досуга в общем бюджете свободного времени учащихся сократилось время на индивидуальное чтение. Как сделать, чтобы у детей проявлялся интерес к чтению? Чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, становится для детей приятным и желанным. Поэтому я веду в ГПД кружок по чтению «Путешествие в мир книг». Эти занятия формируют читательскую культуру, расширяют читательский кругозор, прививают интерес к книге.
Новизна занятий в кружке достигается путем постоянного использования новых организационных форм чтения, методических приемов, организации творческой деятельности на основе книги. Настоящий успех приходит тогда, когда все основано на инициативе каждого ребенка. Главное наличие желания выплеснуть свои чувства, эстетические впечатления, родившиеся в процессе общения с книгой, поделиться ими с другими людьми. Задача воспитателя - создать максимально благоприятные условия для этого.
Приведу примеры организационных форм чтения, которые я использую в режиме работы ГПД.
Организационные формы чтения в группе продленного дня
Литературное слушание
Такую форму работы использую в 1 классе. Традиции литературного слушания имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного чтения и метод «народной педагогики» (Л.Н. Толстой), и различные системы, созданные великими педагогами России в XVII-XVIII в., которые ориентировали школьного учителя на формирование художественного вкуса, эстетическое и умственное развитие.
Литературное слушание - важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель этих занятий - обеспечить введение детей в мир литературы, обогащать читательский опыт и эстетический вкус. У учащихся формируются читательские интересы, появляется потребность обращаться к книге, рассматривать ее, самостоятельно читать.
У первоклассников интерес к чтению ослабевает. Это обусловлено рядом причин:
- во-первых, в 1 классе исчезает слушание книг, которое преобладало в детском саду;
- во-вторых, в семье, в детском саду посредником между книгой и ребенком выступал взрослый, а с приходом в школу эта связь нарушена;
- в-третьих, несформированность навыка чтения тормозит процесс самостоятельного обращения к книге.
Чтобы научить ребенка читать, необходимо с раннего детства развивать интерес к книге: учить слушать чтение произведения другим человеком, понимать и воспринимать прослушанное. Читать ребенку художественные и познавательные детские книги необходимо с раннего возраста.
Главная задача литературного слушания - научить детей искусству слушать сказку, рассказ, стихотворение. Слушать художественное произведение — значит от произведения к произведению проходить школу нравственного и эмоционального общения, школу «вживания» в художественные образы героев.
Задачи, которые должны решаться на таких занятиях:
- обогащать читательский опыт (расширять круг чтения);
- развивать интерес к самостоятельному чтению и книге;
- отрабатывать читательские умения;
- развивать речь учащихся.
Занятия литературного слушания являются почвой для формирования читательских умений: правильно называть произведение, книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения.
Как включить каждого первоклассника в этот процесс?
Если просто назвать фамилию или заглавие, то эти сведения проходят мимо ученика. Ученик получил информацию, но он не был активным участником процесса познания.
Я использую моделирование, которое позволяет:
- включить каждого ребенка в процесс познания;
- дать возможность работать в соответствии со своими возможностями;
- создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.
Моделирование позволяет формировать литературоведческие понятия «жанр», «тема», через активную познавательную игру.
Заместители жанров
Для замещения тем можно ввести цвет.
Заместители тем
Приведу пример. Н. Носов «Заплатка».
В. Что я вам читала?
Д. Рассказ.
В. Покажите на модели. (Дети рисуют квадрат.)
В. О ком или о чем этот рассказ?
Д. О детях.
В. Покажите на модели. (Дети закрашивают квадрат в нужный цвет.)
Для формирования умений ориентироваться в книге, правильно указывать заглавие, фамилию автора, название книги используются заместители.
У детей возникает потребность зафиксировать свои эстетические отношения к прочитанному, прочувствованному, познанному, осознанному. И тогда можно предложить иллюстрирование текста.
Большим интересом у первоклассников пользуется такая форма работы, как создание книжек-малышек. После чтения произведения каждый ученик делает иллюстрацию к какой-либо картине текста. Затем все иллюстрации собираются в книжку.
Распространенной формой работы с учениками является рассматривание иллюстраций. Это своеобразный анализ литературного произведения. Рассматривая иллюстрации, привлекаю ребят к осознанию отличительных особенностей внешности персонажей книги. Иллюстрации к книгам, выполненные разными художниками развивают творческое воображение ребят. У детей формируется свое собственное видение образа, творческая самостоятельность.
Игра-инсценирование
Распространенной формой работы ГПД активно используется игра-инсценирование. Она базируется на содержании конкретного литературного произведения. Распределяются роли, готовятся декорации, костюмы, развивается сюжет игры, отбирается содержание ролевых высказываний. Инсценирование литературного произведения может протекать и в свободной форме, когда содержание творчески меняется, а сюжет и роли сохраняются.
Литературный час
Занятия кружка проходят в форме литературного часа. Литературные часы посвящаются творчеству писателей, либо конкретной книге. К таким занятиям дети готовятся. Они получают список произведений, которые должны прочитать. Затем литературный час проходит в форме игры - путешествия, викторины, КВНа, обсуждение книги. Такие занятия проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.
Литературные часы посвящаю знакомству с творчеством детских писателей Белгородчины. В ГПД прошли литературные часы, посвященные творчеству В. Брагина, В. Колесника, В. Шаповалова, Е. Дубравного.
Тематическое чтение
Начинаю работу с пропаганды книги, с целью заинтересовать ребят чтением, показать им, что книга учит жить, содержит познавательный материал.
Своеобразной формой пропаганды книги является выборочное чтение. Называю и показываю книгу, рассказываю несколько эпизодов, затем чтение прерываю на самом интересном месте. Желание узнать о дальнейших событиях увлекает, и дети непременно прочтут книгу. Нередко они тут же занимают очередь за книгой или идут в библиотеку.
Оживленный обмен мнениями, чтение вслух понравившихся отрывков, расспросы об авторе - свидетельство того, что цель достигнута: интерес к книге пробужден. Полезно проводить беседы сразу после прочтения произведения.
Библиотечный час
В зависимости от содержания он проходит в группе или библиотеке. Проводить его могут библиотекарь или воспитатель. Библиотечный час предполагает разнообразные формы работы:
- знакомство с библиотекой;
- овладение навыками пользования книгами;
- использование литературных игр для развития творчества и воображения детей.
Далеко не все дети умеют выбрать нужную книгу, знают, как читать газету или журнал. Поэтому библиотечные часы посвящаю таким занятиям.
«Час тихого чтения»
Такую форму работы использую в 3-4 классах. «Час тихого чтения» возникает в противовес беспредельному увлечению школьников компьютерами, вытесняющими из жизни школьников общение с книгой.
В тот день, когда проводится «час тихого чтения» дети приносят в школу внепрограммные книги, которые они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех время, когда в тишине и удобстве каждый ребенок может спокойно прочитать принесенную им книгу.
Этот момент подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня напоминаю о задуманном деле.
По окончании «часа тихого чтения» обнародуется список читаемых детьми книг, вывешивается список «Что сегодня мы читали». Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.
Прочитанное за этот «час» не обсуждается. Но если нужно, то можно предложить ребенку рассказать о книге, которую он читает. Важна одна методическая и этическая деталь, чтобы ни читали дети, их выбор не должен иметь оценки, нет «хорошего» или «плохого» чтения, всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь достойное.
Идею «часа тихого чтения» порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.
Защита читательского формуляра
Интересное занятие для детей - ведение читательских дневников. Он представляет собой обычную тетрадь. Запись в дневнике выглядит так:
- дата прочтения;
- название книги;
- жанр;
- тема;
- герои (положительные и отрицательные);
- идея (основная мысль произведения, что хотел показать автор);
- отношение к прочитанному произведению.
Ребята по одному выходят к доске и рассказывают, какие книги они прочитали за определенное время и высказывают свое отношение к прочитанным книгам. Прослеживается два вида деятельности: коллективная и самостоятельная.
Дневники читателя являются показателями формирования и развития учащихся как читателей.
В 3-4 классах целесообразно использовать такую форму работы как оформление отзыва на прочитанное произведение. Написание отзыва развивает способность адекватно отражать в слове собственные впечатления, переживания, размышления. При написании отзыва решаются основные задачи литературного воспитания, а именно: воспитание читателя и воспитание «маленького писателя».
Поэтические минутки
Задача поэтических минуток - сдружить детей со стихотворениями. Помочь сердцем понять мир поэзии.
Минуты поэзии посвящаются творчеству поэтов, любимым стихотворениям, определенной дате или временам года. Работая над лирическими произведениями, дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть, выразительно читают. Тем самым у детей развиваются выразительные навыки, артистические способности.
Литературные праздники
Они занимают особое место в творческом воспитании и развитии детей. Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности: чтение, рассказывание, пение, танцы, игры, инсценировки.
С большим интересом прошли в ГПД праздники «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь», «Путешествие в Читай-город».
Подбор художественных произведений для чтения надо осуществлять таким образом, чтобы на их основе можно удовлетворять эстетические потребности детей и развивать нравственную культуру. Книга призвана раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе. Иначе говоря, для чтения должны быть предложены художественные произведения, проверенные временем, вошедшие в сокровищницу русской и зарубежной литературы, произведения детской классической литературы и произведения из традиционного круга детского чтения. При этом художественные произведения должны быть разнообразны по тематике, по жанрам, по авторским именам, по формам художественной речи.
Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений - все это одна из важнейших целей воспитания. Ведь у человека, который с детства приучен к чтению, любит книгу, просто не может быть в жизни пустот, когда некуда себя деть. Задача подлинного искусства пробуждать добрые чувства, и оно это делает.
Заставить ребенка насильно читать нельзя. Ребенок имеет право не читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным: быть полноценным членом общества или не быть, погрязнуть в безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед. Самому ребенку с его малым жизненным опытом этот выбор осуществить сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом - задача педагогов, родителей, писателей, издателей, библиотекарей, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи приднестровского народа.