«ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ. (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОЧЕК PECS)»
Именно через самообслуживание ребенок постепенно осваивает умение заботиться не только о себе, но и о своих близких.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. От уровня развития культурно гигиенических навыков, напрямую зависит здоровье ребенка
Мне хотелось бы начать с высказывания известного советского педагога
Сухомлинского Василия Александровича: «Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя и родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение и умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В Федеральной образовательной программе указано, что педагог должен поощрять самостоятельность, инициативность детей в процессах самообслуживания. Педагог создает проблемные игровые ситуации для развития умения выполнять отдельные трудовые действия. В программе указывается, что педагог вправе привлекать к решению поставленных трудовых задач и родителей. И поэтому я тесно взаимодействую с родителями моих воспитанников.
"Здоровье детей - богатство нации". Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена.Прочность и гибкость культурно-гигиенических навыков и привычек детей дошкольного возраста зависит от своевременности начала работы с детьми, эмоционального отношения ребёнка к выполняемым действиям, систематичности упражнений.Ребёнок приобретает навыки и умения самообслуживания не только в детском саду, но и конечно же в семье. Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически впитывает принятые в семье правила. Именно в семье, ребенку прививаются как полезные, так и вредные привычки.
Родители для ребенка - самые значимые люди, и он стремиться во всем на них походить. При этом дети усваивают не то поведение, которому их учат, а то, которое наблюдают. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, разбрасывают свои вещи, не следят за своим внешним видом то и ребенок будет так поступать. Тем не менее, многие родители пренебрегают навыками самообслуживания, фокусируясь больше на развитие мышления и творческих способностей ребенка. Однако все педагоги и психологи в один голос утверждают, что самообслуживание вносит ощутимый вклад во все сферы жизни ребенка.
Ребёнок — это зеркальное отражение взрослых.Работа с детьми состоит из ежедневных, бытовых процессов: сон, одевание и раздевания, умывания, пользование туалетом. Ребенку требуется немало усилий, чтобы научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, одеваться.
Для того, чтобы успешно сформировались навыки самообслуживания в детском саду используется целый ряд методических приемов: показ и объяснение, личный пример взрослого, многократное повторение, общие напоминания, взаимодействие с родителями, организованная образовательная деятельность, алгоритм последовательных действий, игровые приемы. Эффективным методом формирования культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является игра. Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Во время игры дети не подозревают, что осваивают новые знания, и овладевают навыками действий с определёнными предметами.
Игровые технологии дают положительные результаты, они не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. Внимание детей во время игры обращено на выполнение игровых действий, а параллельно ребенок усваивает культурно-гигиенические навыки. Это очень важно для детей с особыми образовательными потребностями у которых формирование любых навыков происходит через многократное повторение одних и тех же действий. (в игре, в режимных моментах и в специально организованной деятельности).
Дидактические игры хороши как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей,«Завяжи шнурочки» «Пазлы»»Мойдодыр» конкретно эти занимательные игры развивают у детей координацию движений, мелкую моторику, пространственную ориентацию.
«Оденем куклу на прогулку» у меня это магнитные плоскостные куклы мальчик и девочка. В этом упражнение дети закрепляют умение в правильной последовательности надевать одежду на куклу. Игра-лото Уроки «Мойдодыра»
«У нас порядок»Эти игры подходят для закрепления всех знаний о культурно-гигиенических навыках. Игровые упражнения, которые я провожу в своей разновозрастной группе с детьми от 4 до 8 лет. Это такие игры как: «Угостим куклу чаем» (в этой игре дети закрепляют умение сервировать стол),» На приеме у стоматолога», «Искупаем куклу» здесь у детей формируются умения выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий. И у наших детей стала очень любимая игра «Почистим зубки бегемотику»
«Юные дизайнеры« в процессе аппликации дети учатся самостоятельно придумывать дизайн своих моделей, а также закрепляют знания о необходимых элементах и назначение одежды, обуви и головных уборах.
В своей работе важное место я отвожу визуализации процесса обучения. Это касается и формированию культурно-гигиенических навыков. Как известно наглядный метод-является наиболее эффективным при обучении дошкольников. Особенно это касается воспитанников с особыми образовательными потребностями. И сегодня хочу поделиться с вами конкретными примерами использования наглядности при формировании самообслуживания. В своей группе я использую алгоритмы последовательных действий.
Алгоритм действий при мытье рук.
Процедура мытья рук в жизни ребёнка должна быть своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день.
Алгоритм действий при посещении туалета (ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЧТО ДАННЫЙ АЛГОРИТМ ДЛЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ РАЗНЫЙ)
Алгоритм одевания на улицу.
Для каждого времени года свой алгоритм. При работе по этому алгоритму я учитываю что одежда у детей меняется в соответствии с сезоном и погодными условиями и я соотношу конкретный предмет одежды ребенка с картинкой, т.е. куртка - шуба, кофта - жилетка, но при этом я обобщаю достаньте верхнюю одежду.
Хочу отметить, что использование схем дает возможность педагогу расширять, уточнять и закреплять словарь детей.
Используя визуальные схемы, я заметила, что мне стало проще взаимодействовать (общаться) с неговорящими детьми. И постепенно я пришла к необходимости включать в свою работу карточки ПЕКС. Я думаю, что вам тоже будет интересно, особенно при работе с младшими дошкольниками.
Программа ПЕКС разработана еще в прошлом веке в конце 80 годов, доктором Эндрю Бонди и логопедом Лори Фрост.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением, а также для норм типичных детей раннего и младшего дошкольного возраста, и детей плохо говорящих по-русски. Основные задачи, которые ставятся при работе с карточками ПЕКС; формирование мотивации к общению, развитие коммуникативных навыков, стимулирование речевой активности, совершенствование у детей возможности понимания речи.Давайте разберемся что такое карточки ПЕКС? Это в первую очередь визуальная поддержка для ребенка. Когда вы собираетесь испечь какой-нибудь тортик, вы в интернете не открываете голый текст, а открываете и выбираете рецепт с …КАРТИНКАМИ! Так вам проще увидеть и понять какой тортик у вас получится. Детей с самого детства везде окружают картинки, иллюстрации в книжках. На шкафчиках и кроватках в детском саду у детей тоже картинки, так малыш быстрее запоминает, что это его шкафчик, его кроватка.
Ведь как понять ребенка, если он не говорит? Как узнать, что у него болит или что его тревожит? Карточки ПЕКС-отличный инструмент, который поможет малышу быть услышанным окружающими
С помощью ПЕКС я могу создавать алгоритм действий как для группы, так и индивидуально для конкретного ребенка. Для карточек я использую поле с липучками, или фланелеграф (для группы) куда прикрепляю карточки.Карточки подобраны по тематике. Карточки находятся в свободном доступе детей и позволяют ребенку самому или с помощью взрослого сообщить о своих потребностях. Это происходит не сразу, а требует обучения. Я использую фото ребенка и знакомлю его со значением карточек
Любую образовательную деятельность я строю с учетом визуализации процесса (ребенок четко понимает начало занятия, какие будут задания и чем оно закончится. Это позволяет ребенку ориентироваться в самой ситуации занятия, понимать конечный результат. В моей группе у детей с нестабильной нервной системой любое задание воспринимается как бесконечное и ребенок может слишком эмоционально, а иногда агрессивно реагировать. Карточки ПЕКС позволяют ребенку четко понимать, что сейчас он сделает задание потом другое и занятие закончить
Могу порекомендовать вам в работе с норм типичными детьми эти карточки.
Бывает так что дети плачут в начале посещения детского сада и боятся, что их оставили, забыли. И здесь на помощь придут карточки ПЕКС. » Режим» пребывания ребенка в детском саду. Так я показываю и объясняю ребенку что сейчас он пришел в детский сад, поиграет, позанимается, погуляет, покушает, поспит, и мама за ним придет. Карточки ПЕКС можно использовать в группах раннего и младшего дошкольного возраста.
Норм типичные дети быстро запоминают значение карточек и с удовольствием их используют.
Для ребенка общение с окружающими людьми становится более доступным, способствуя адаптации и социализации его в обществе с помощью карточек ПЕКС.
Карточки ПЕКС снижают уровень тревожности и дарят ребенку ощущение комфорта при нахождении в социальной среде.