Часто у детей расстройство аутистического спектра обнаруживается в период, когда они начинают посещать детский сад. Если ребенок является единственным в семье, у его мамы может отсутствовать возможность сравнить его развитие с нормой. Часто родители оправдывают его особенности тем, что он еще маленький и вырастет из них. В детском саду дети с расстройством аутистического спектра проявляются через некоторые различия в поведении, которые выделяют их среди детей с нормальным развитием. Существуют критерии диагностики аутизма у детей и взрослых, описанные в Международной классификации болезней (МКБ-11) или Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (ДСМ-5). Знание этих критериев полезно, но не обязательно, так как окончательный диагноз ставится психиатром. Однако воспитателям детского сада важно своевременно обнаружить признаки аутистического расстройства, если родители этого еще не сделали, и рекомендовать им обратиться к специалисту.
Возможные признаки аутизма:
- Ребенок многократно перебирает пальцами около глаз.
- Проявляется эхолалия (неконтролируемое и бесцельное повторение фраз, слов, звуков).
- Наблюдается стереотипное повторяющееся движение.
- Проявляется стиминг (длительные интенсивные повторяющиеся движения).
- Может показаться, что ребенок глухой.
- Ходит на цыпочках.
- Любит забираться на мебель, подоконники, столы, комоды.
- Не просит, если что-то нужно, а просто ведет за руку или указывает пальцем.
- Не отзывается на свое имя.
- Отсутствуют навыки самообслуживания.
- Не переносит громкие звуки.
- Отсутствует зрительный контакт (не удерживает его).
- Не понимает обращенной речи.
- Не распознает эмоции других людей (например, не улыбается в ответ на вашу улыбку или не проявляет сострадания, если вы заплачете).
- Отсутствует ролевая игра.
- Не стремится к взаимодействию с другими детьми.
- Любые изменения сопровождаются истериками (например, изменение привычного маршрута или спального места).
- Наблюдается неадекватная привязанность к предметам.
- Замедленное накопление словарного запаса или отсутствие речи к 3 годам.
- Рисунки без сюжета.
- Отсутствует зрительный контакт.
- Не понимает обращенной речи.
Если ребенок с аутизмом попадает в вашу группу, то следует принять определенные меры. Идеальным вариантом для таких детей является участие в специализированных коррекционных группах или детских садах, где будет оказываться постоянная помощь психолога, дефектолога, логопеда, а также где будет подходящее оборудование и наличие специальных тьюторов. Однако, в настоящее время мы имеем инклюзивное образование, и родители имеют право самостоятельно решать, хотят ли они включить своего ребенка в общеобразовательную группу. Если у ребенка уже поставлен диагноз, то для него составляется индивидуальная адаптированная программа.
Работа с такими детьми должна включать тесное сотрудничество с родителями и начинаться с развития навыков, которые ребенку необходимы. Например, если ребенок не обладает базовыми навыками самообслуживания, необходимо начать с их развития. Затем следует работа над установлением зрительного контакта и навыков взаимодействия. Существует специально разработанная индивидуальная программа для детей с ранним детским аутизмом (РДА).
Программа под названием "Индивидуально ориентированная адаптированная коррекционная программа для детей с РДА" представляет собой простую и поэтапную рабочую тетрадь, где каждый этап осваивается ребенком перед переходом к следующему:
Если у ребенка отсутствует речь и вам сложно понять его, можно использовать карточки системы альтернативной коммуникации (ПЕКС). Однако стоит помнить, что изготовление этих карточек должно быть выполнено родителем ребенка, и их использование следует распространить и на домашнюю обстановку. Карточки вводятся поэтапно, начиная с "Да" и "Нет", поскольку дети с аутизмом не всегда могут повторять жесты. Затем вводятся предметные карточки и карточки действий, и ребенка учат комбинировать их (например, "пить" - "сок", "есть" - "банан"). Далее можно добавить временные карточки (например, "сейчас" - "потом") и учить ребенка использовать комбинации (например, "гулять" - "сейчас", "спать" - "потом"). Конечно, необходимо говорить каждое действие вслух и стимулировать развитие речи у ребенка. Карточки могут стать полезным инструментом в этом процессе. Однако, бывает, что ребенок с аутизмом не начинает говорить, и в таких случаях карточки становятся эффективным средством коммуникации с ним.
Это также поможет общению не только с родителями и педагогами, но и с другими детьми. Например, ребенок сможет предложить игру, которую он хочет сыграть, с помощью карточек: куклы, конструктор, настольные игры.
Эти карточки активно используются и в ABA-терапии (прикладной анализ поведения) при работе с детьми, страдающими аутизмом. Этот подход направлен на поиск стимулов и мотивации у ребенка, а также на усиление или подавление желательного и нежелательного поведения.
Как помочь ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) адаптироваться к детскому саду?
-
Индивидуальный подход: Если ребенок не участвует в групповых занятиях, можно предоставить ему индивидуальные занятия, используя стимулы и поощрения.
-
Подготовка заранее: Например, в случае музыкальных занятий, когда ребенок с РАС может реагировать криками и плачем, его можно предварительно вывести, дать ему время привыкнуть. Музыку следует воспроизводить тихо. То же самое можно сделать при подготовке к обеду, предупредив ребенка заранее и не прерывая его увлеченности, чтобы он имел достаточно времени.
-
Вовлечение других детей: Подобно тому, как ребенок с РАС адаптируется и принимает условия и правила детского сада, другие дети также должны адаптироваться к его особенностям. Можно использовать карточки PECS (пиктограммы) для обучения, проводить занятия, направленные на развитие толерантности у детей, то есть способности принимать людей, отличающихся от них. Детей также нужно учить общаться с ребенком с РАС на том же уровне, на котором их учат взаимодействовать с детьми со стандартным развитием.
-
Включение ребенка в занятия, которые ему нравятся: Преобразовывайте его любимые игры в развивающие занятия. Например, если ребенку нравится ставить кубики, вы можете сесть рядом и называть цвет каждого кубика, сравнивать их размеры и находить различия.
-
Позволение ребенку отстраниться: Не всегда нужно сидеть рядом с другими детьми. Ребенку следует предоставить уединенное место, если он устал или заметили, что он ушел в свои мысли во время группового занятия. Можно попробовать аккуратно вернуть его к заданию, если это возможно, но если не получается, дайте ему время. Задание можно выполнить с ним позже в индивидуальном порядке.
-
Четкость и краткость в заданиях: Для аутистического ребенка сложно воспринимать сложные инструкции с несколькими шагами.
-
Использование визуальных подсказок: Если в группе есть ребенок с аутизмом, ему может быть трудно понять правила групповых игр. Чтобы облегчить понимание, можно использовать яркую шапку для "ведущего" (например, в игре в догонялки), обозначить границы игрового пространства яркими флажками или ориентирами, использовать цвета в играх, где используются числа.
-
Техника "ребенок-помощник": Некоторым детям нравится роль помощника воспитателя, и они с удовольствием ее принимают. Важно поощрять их усилия. Сначала договоритесь с типично развивающимся ребенком, что он будет предоставлять аутистическому ребенку все его любимые поощрения без каких-либо условий. Играйте вместе в игры, которые нравятся аутистическому ребенку, и объясните типично развивающемуся ребенку, как взаимодействовать с ребенком с аутизмом, учитывая его особенности. Предварительно обсудите эту идею с родителями других детей.
-
Использование утяжелителей для повышения концентрации: Утяжелители могут быть закреплены на запястьях или голенях, или подушка-утяжелитель может быть помещена на колени. У детей с аутизмом нарушено восприятие своего тела, и утяжелители помогают им лучше ощущать свое тело в пространстве и легче сосредотачиваться.