* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

«Эффективная работа с детьми с ЗПР в условиях ДОУ»

« Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки ,

а умелый руки снова способствует развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушением речи. Перед педагогами встаёт вопрос раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи. У детей с нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия.

Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.д. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. [1, с. 19]. 

Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга» [1, с. 32]:.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

В России теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской,                   Т. В. Ахутиной) Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушением речи[3, с. 51].

Научное обоснование проблемы.

Нейрогимнастика (нейропсихологические игры)— это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии. [5,с.29].Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР,( Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе) [2, с.57. ]. СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. Нейрогимнастика направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. [7, с. 43. ].

Цель: создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей.

Занятия с детьми ЗПР проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Задачи:

-стимулирование и запуск речевых процессов;

- развитие творческого воображения, внимания, памяти;

- развитие коммуникативной функции речи;

- расширение и активизация словаря;

- развитие пространственных представлений;

- уточнение и автоматизация звуков речи;

- развитие грамматических категорий;

- формирование представлений о числе и цифре, о величине, множестве, геометрических фигурах;

- закрепление навыков и умений в счете и вычислении;

- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, интеллектуального развития;

-снятие психоэмоционального напряжения

- воспитание чуткого отношения к окружающему миру.

Преимущества использования нейроигр: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика (нейроигра). К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет. [6, с. 19].

Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. В своей работе мы используем нейропсихологические упражнения (нейроигры).

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является, игра. Самое главное— чтобы ребенку было приятно играть, у него был позитивный настрой. Ни в коем случае не заставлять и не ругать ребенка, если что-то не получается. Игра – это хорошая возможность для ребенка провести время с вами, получить внимание, одобрение и поддержку.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику, подготовка руки к письму.

Игра «Веселые пальчики». Цель: синхронизация работы двух полушарий. Ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

Зеркальное рисование. Цель: синхронизация работы двух полушарий. Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.

Игра «Ухо – нос». Цель: синхронизация работы двух полушарий. Ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.

Игра «Коза-корова» Цель: синхронизация работы двух полушарий. Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»

Игра «Ручки, ножки  на веселой дорожке» Цель: развитие межполушарных взаимодействий. Умение держать равновесие, ориентироваться в пространстве, закреплять знания сторон (право/лево), развитие мышление.

Игра на межполушарное взаимодействие «Твистер» Цель: способствовать развитию: произвольности. Умения играть по правилам и выполнять инструкции, игровой деятельности, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому развитию, сенсомоторной координации, закрепляем цвета ( синий, красный, зеленый , желтый)

Игра «Веселые стаканчики» Цель: синхронизация работы двух полушарий.

Работа двумя руками одновременно, дает межполушарное взаимодействие, которое , осуществляет передачу информации из одного полушария в другое, обеспечивая целостность и координацию работы мозга. Можно использовать для автоматизации или дифференциации звуков в логопедии.

Игра «Тропинка здоровья» Цель: синхронизация работы двух полушарий.

Для ее прохождения детям нужно сориентироваться в своем теле, в пространстве, правильно выбрать правую или левую ноги, развивать внимательность, устойчивость, координацию.

Во время прохождения дорожки можно добавлять дополнительные задания, например, произнести звук, слог, хлопнуть в ладоши, повторить чистоговорку или стих.

Данная игра рекомендуется к использованию воспитателям, учителям-логопедам, педагогу- психологу, учителю-дефектологу и родителям.

Игра «Весёлые смайлики» Цель: развитие межполушарных связей, закрепление знания символов гласных звуков у детей дошкольного возраста.

- Гласные звуки поют весёлую песенку. Пропой их вместе со мной.

И Э Ы

Нейроигра, это отличное дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется она не вместо коррекционной программы , а вместе с ней в комплексе. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую)

Использования нейроигр в работе с детьми с ЗПР показывает, что их применение позволяет добиться положительной динамики в их речевом развитии. Например, С. П. (мальчик шести лет, имеющий диагноз ЗПР ) в силу семейных обстоятельств воспитывался в безречевой среде. В момент обращения имел крайне бедный репертуар вокализаций (преимущественно неестественных), не сотрудничал, демонстрировал нежелательное поведение, не мог имитировать, учебное поведение не было сформировано. За период занятий у ребенка постепенно стали появляться новые звуки, затем лепет, звукокомплексы (подобие слов и фраз), которые он уместно употребляет в контексте ситуации. Мальчик начал озвучивать просьбу «Дай!», появились отдельные движения пальцев рук (известно, что дети, которым удаются изолированные движения пальцев, это говорящие дети). Так же проводился мониторинг освоения программы. В мониторинге приняли участие две группы ЗПР по 10 человек. На начало учебного вида в результате диагностики уровень развития речи по группе был идентичный. И в первой и во второй группе велись нейроигры. В первой группе систематически. Во второй группе раз в неделю. В конце учебного года, в группе №1 где систематически проводились нейроиры игры речь детей была намного выше и качественней а психоэмоциональное состояние более устойчивое и приближено к нормам иправилам поведения людей в обществе. В группе № 2 рост развития речи на конец года так же наблюдался , но был гораздо меньше а психоэмоциональное состояние было на уровне начало года.

Таким образом, систематическое использование нейропсихологических упражнений- нейроигр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с недоразвитием речи. Мы помним главное правило игры «Не навреди!» Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к педагогу, в предвкушении того, что же интересного ждёт их сегодня. Внедрение в работу нейроигр даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. 

Список литературы:

1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.

2.Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Айрис, 2007.

3.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008.

4.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2010.

5.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. М.: Центрполиграф, 2002.

6.Тарасова О. Н. Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №3.