Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образования
Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности. Одаренность и способности отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой – в другой, но и в уровне сформированности одаренности. Ведущие специалисты по одаренности сходятся во мнении, что выражения «одаренные ученики», «выдающиеся дети» – весьма условные. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) чаще обозначают учеников с достаточно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных способностей, с признаками благоприятных предпосылок развития их научного таланта и поисковой деятельности. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значение чего-то предварительного: проявившиеся способности могут остаться нереализованными, могут не получить ожидаемого развития, либо в силу других увлечений ребенка быть «закрытыми» для их дальнейшего развития.
Модернизация российской системы образования, сопровождающаяся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Стали появляться образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации, целью которых стало выявление, обучение и развитие одаренных детей. В связи с этими изменениями, в общественном сознании стало формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Современная общеобразовательная школа имеет в наличии огромный диапазон интеллектуальных и других способностей школьников. В любой современной общеобразовательной школе встречаются дети с повышенной готовностью к обучению и с пониженной готовностью к обучению (вплоть до детей с задержкой психического развития и с ограничениями возможностей). А между ними находится основная масса детей со своими индивидуальными особенностями, которые также требуют к себе специального внимания. При работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, большая часть которых связана с разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством теоретических подходов и методов выявления одаренности и обучения детей, вариативностью современного образования. С теоретической точки зрения сложность проблемы обучения и развития одаренных детей обусловлена разнообразием подходов к проблеме одаренности и ее развитию у детей с явными и скрытыми признаками одаренности. Одаренность проявляется через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.
Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Вместе с тем, подлинные способности других детей могут находиться как бы в скрытом состоянии и обнаружиться лишь впоследствии, что является опровержением отрицательного прогноза, если он был сделан. При этом Н.С. Лейтес подчеркивает, что указанные признаки одаренности могут быть проявлением и так называемой возрастной одаренности. Существенно, что по своей природе одаренность имеет системный, динамический и индивидуальный характер. Следует также отметить, что медлительность и плохая успешность в школьном обучении не являются признаками того, что данный ученик не может быть одаренным. Одаренность в этом случае может иметь латентный, потенциальный характер. Индивидуальная одаренность школьника может рассматриваться как определенный природный дар, к которому подстраивается, пытается сохранить и развить, и в определенном смысле, «эксплуатирует» учитель, организуя учебный процесс. Необходимым условием реализации этого подхода являются более ранее выявление и отбор одаренных детей, организация для них специальных учебных занятий, учебных программ и т.д. Критерии подобного отбора зависят чаще всего от вида образовательного учреждения (программы) и от психолого-педагогических предпочтений педагога и психолога, проводящих этот отбор. Учебный процесс здесь ориентирован на достижение успеха по тем учебным предметам, которые соответствуют данному виду одаренности, независимо от того, насколько действительно развивающими и здоровьесберегающими являются используемые при этом образовательные технологии. Развитие этих детей ориентировано на формирование личности, реализующей данную одаренность, со всеми как положительными, так и отрицательными последствиями.
Таким образом, учебные программы и учебный процесс в данном случае ориентированы на формирование высокоподготовленного специалиста в области соответствующей одаренности ученика: математике, физике, музыке, филологии, естествознании и т.д. Подобный подход достаточно приемлем, если проблему свести только к удовлетворению повышенной познавательной потребности таких детей. Также он хорош, если на первый план поставить вопрос о сохранении и умножении интеллектуального потенциала страны, о ее обеспечении высокопрофессиональными специалистами в конкретной области знаний. Но рассматривая данный подход с другой стороны, мы наблюдаем, как образовательные технологии, узко ориентированные на развитие только одного вида одаренности, зачастую сужают возможности для общего, личностного развития ребенка: физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного. Часто, преуспевая в учебе, большая часть этих детей имеет достаточно серьезные психологические проблемы, игнорирование которых может иметь не только личностные, но и весьма значимые социальные последствия. Одна из особенностей развития одаренных детей состоит в осознании ими своей исключительности по сравнению с другими детьми. Вследствие этого у некоторых из них формируется чувство, что им позволено больше, чем другим. Но, как известно, чем больше имеет возможностей человек, тем более развитым у него должно быть чувство ответственности за свои действия. Отсюда следует, что обучение, ориентированное на развитие природной одаренности детей, обязательно должно уравновешиваться особенным развитием у них духовно-нравственной сферы их сознания, чувства ответственности за себя и задругих, толерантности и т.д. Это означает, что обучение одаренных детей обязательно должно включать психологическую основу для их личностного развития. Второй подход индивидуализации обучения по проблеме одаренных детей отличает построение учебных программ и организация учебного процесса, которые должны соответствовать природно-возрастным возможностям гармоничного развития детей в разных условиях. Здесь для ребенка создаются условия для развития его тела, эмоциональной и интеллектуальной, а также социальной и духовно-нравственной сфер его познания.
В этом случае изначально ставится задача расширения сознания ребенка, развитие его способности ощущать себя неотъемлемой частью окружающего мира, думающего не только «за себя», но и «за всю Планету». Одним из способов развития такого чувства ответственности является развитие у детей «планетарного (глобального)» или «космического» мышления. Рассматривая проблему с этой точки зрения, учебные программы и образовательная среда в целом должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, ощутить и познать свою способность быть разным, причем как в одной и той же ситуации, так и в разных ситуациях. Образовательная среда в данном случае должна обеспечивать возможность каждому учащемуся найти свою нишу для своего развития, а тем самым иметь возможность для обретения и проявления своей собственной индивидуальности.