* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Body Text {font-size: 14pt;} .Title {font-size: 14pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Работа с текстом как средство духовно-нравственного воспитания учащихся:

проблемы и пути решения на уроках русского языка и литературы

Куксова Юлия Михайловна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «СШ №72 Г.О.МАКЕЕВКА»,

г. Макеевка

В условиях становления новой системы образования Донецкой Народной Республики происходит активный процесс поиска путей, которые позволили бы сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому активность учителя, выраженная в применении современных методов обучения и воспитания, должна быть направлена на активную познавательную деятельность ученика, приводящую к формированию нравственно совершенной личности с активными жизненными позициями. Каждый урок должен быть направлен на воспитание творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.

Задача современного педагога не только дать определённый багаж знаний в той или иной области, но и выполнить основной «заказ общества, семьи и государства» – «воспитать высоконравственного, творческого, ответственного, компетентного гражданина Российской Федерации». В этих условиях актуальной задачей для педагога является разработка новых подходов к организации духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников, так как все это направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, трудолюбивого, нравственного, уважающего права и свободы человека, любящего Родину, семью, окружающую природу.

Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним-единственным способом – дать подрастающему поколению духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Несмотря на многочисленные споры о формах и методах преподавания русского языка и литературы, сегодня ясно, что главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния.

В русском слове проявляется душа человека, его нравственность. По состоянию нашего языка можно судить о состоянии нашей души. Ведь еще древние говорили: «Как говорим- так и живем. Каков язык – таков и народ». Плохими словами хорошую жизнь не построишь. Педагог должен учить своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.

На уроках русского языка и литературы я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

формирование активной, духовно-нравственной личности, способной к самоопределению, самообразованию и самореализации в современном обществе;

развитие интеллектуальных способностей учащихся через повышение их общей культуры;

воспитание патриотизма и высокой гражданственности путем повышения орфографической грамотности учащихся;

помочь учащимся увидеть в произведениях прошлого общечеловеческий смысл.

Методические задачи:

формировать у школьников умения поставить цели и задачи к выполняемой работе и оперативно решить их.

развивать критическое мышление учащихся, способности ориентироваться в различных источниках информации, выбирать основное;

формировать умения и навыки совместной и индивидуальной работы; развивать у учащихся творческий подход в реализации поставленных

задач;

формировать умение мобильно и адекватно реагировать на изменения в общественной и научной сфере.

Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.

Вопрос, текст, предложение для учащегося должны быть жгучими, злободневными, личностно значимыми. Только в этом случае можно воздействовать и разбудить лучшие качества личности, подвести к гражданственности, нравственности, общечеловеческим идеалам, которые, как никогда, актуальны в наше время. Главным содержанием моей педагогической деятельности является личностно-ориентированное развивающее обучение.

Наряду с применением новых методик и технологий обучения учащихся русскому языку и литературе («Технология развития критического развития через чтение и письмо», «Мастерская ценностных ориентаций»), использую на уроках целостный комплексный дидактический материал по нравственной тематике, разработанный (накопленный) долгий период своей педагогической работы, содержащий проблемы, которые являются злободневными, личностно-значимыми. В своей разработке использую педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Д.С. Лихачева, Л.И. Рувинского, Г.К. Селевко «Нравственная культура человека», «Человеческая доброта-гармония к счастью», «Что такое духовность», «Точка опоры», «О вере и духовности».

Работа с текстами нравственного содержания предполагает не только формальное изучение грамматики – на таких уроках происходит развитие речевых, нравственных, интеллектуальных сторон личности ученика, что обеспечивается активным участием и работой всего класса

Школьники разного возраста учатся лучше понимать друг друга в процессе обмена информацией, добывать и анализировать материал, проявляют интерес к самостоятельному получению различных знаний.

Начало 21 века - время демократических перемен, смены ценностных ориентиров. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Это в первую очередь сказалось на формировании сознания подрастающего поколения. Оказалось, в современном мире очень сложно находить в жизни точки опоры, формировать свою позицию среди множества других, сохранять в себе человеческие качества, быть верным общечеловеческим ценностям.

Как такую задачу решать на уроках русского языка? Как формировать нравственность? Особую роль при решении таких вопросов играет текст на уроках русского языка. «Текст как явление языковой и экстралингвистической действительности представляет собой сложный феномен, выполняющий самые разнообразные функции: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной жизненной эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций».

Каким он должен быть? Средством развития эстетического вкуса и нравственных чувств учащихся являются образцовые художественные тексты. При этом текст подбирается с учётом возраста, в соответствии с темой урока, к тому же учебный текст должен представлять русский язык в его многообразии и богатстве. Ф.И. Буслаев считал основой филологического образования внимание к текстам изящной словесности (т.е. художественной литературы).

Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи.

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к

«безукоризненным образцам» – одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексный и лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, редактирование текста, различные виды диктантов, работа с текстами- миниатюрами, различные игровые ситуации. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.

На уроках русского языка главным для меня остается повышение грамотности учащихся. Моя задача заключается в подборе обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для этого я использовала как последние справочники, тесты по грамматике, сборники упражнений, так и известные высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых. Это позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих школьников. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести!

Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить детям.

Как восстановить вековую народную связь, как принять опыт предков и какой опыт принять? На эти вопросы помогут найти ответы пословицы и поговорки.

Обратимся к культуре русского народа. Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает не только мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, но и обогащает народной мудростью. Работа на уроке с текстом пословицы.

Пословицы о правде и лжи: «Кто правдой живёт, тот добро наживёт. Правда дороже золота. Ложь иногда во спасение. Не бывает поле безо ржи, а слово безо лжи. Правду говорить – себе досадить».

Определите

тему,

идею

текста.

Какой

опыт

стоит

принять

безоговорочно,

а

с

чем

можно

поспорить?

Почему

на

одно

и

то

же

явление

в

пословицах

мы

видим

два

различных взгляда?

Какая

позиция

близка

вам?

Один раз в четверть в классе провожу сочинение-миниатюру по пословице. Как вы понимаете пословицу «Глаза честного – его весы. Слепая ненависть – плохой советчик. Ученье без уменья – не польза, а беда. Ум – одежда, которая никогда не износится»?

Работа дает возможность проверить не только грамотность письменной речи, но и уровень воспитанности учащихся.

Обучающий дидактический материал стараюсь подбирать в соответствии с возрастным особенностям, интересам учащихся тех классов, в которых работаю.

Изучая раздел «Лексика» на уроках русского языка провожу часто тематические словарные диктанты. Причём тематика диктантов может быть совершенно разнообразной. Приведу лишь несколько примеров. Скажем, диктанты о воинском долге могут включать такие слова: лейтенант, контр- адмирал, адъютант, арьергард и т.д.; диктанты о духовно-нравственном развитии – благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность и др. Подобные диктанты обязательно должны сопровождаться лексической работой. Кроме того, создание текстов с использованием данных слов – один из интересных видов творческих заданий.

Например, изучая числительное, предлагаю задания такого плана: записать словами числа 1812, 1861,1941, 1945, (в формах Им., Тв., Пр. падежей), ответить на вопросы «Какое значение в истории нашей Родины имеют эти даты?»

При изучении темы «Правописание приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1. Никогда Россия ярма не носила.

2. Велика Россия, а отступать некуда.

Нигде

не

дышится

так

легко,

как

на

Родине.

На

чужбине

чувствуешь

себя

путником,

которому

негде

голову

преклонить.

Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно.

6.Смелый

человек

нигде не

пропадет.

Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного». (Куприн)

Следующей формой работы с текстом, которую также применяю во всех классах является самодиктант. Это вид зрительного письма, письмо по памяти, когда учащиеся должны запоминать образцовые тексты и уметь легко и безошибочно их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений русских писателей, изучаемых на уроках литературы, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». Как правило, для самодиктантов использую небольшие по объёму тексты, которые впоследствии могут цитироваться учащимися для подтверждения или пояснения своих мыслей. Традиционно провожу самодиктанты в каждом классе и в начале учебного года, когда на уроках русского языка изучаются темы, связанные с изучением основных вопросов русского языка («Язык и общение», «Русский язык – один из развитых языков мира», «Функции русского языка в современном мире» и т.д.), на которых учащиеся знакомятся с высказываниями известных людей о русском языке, при необходимости можно эти тексты подвергнуть анализу. Даётся задание на дом выучить наизусть высказывание (конкретно указывается какое или понравившееся), которое на следующем уроке учащиеся записывают по памяти. Затем проводится самопроверка по первоначальному тексту.

Самодиктанты провожу не только на вводных уроках, но и в течение всего учебного года. Так в 5 классе при изучении темы «Правописание –тся и –ться в глаголах» провожу самодиктант по стихотворным строкам Н. Рыленкова (Русский язык.5 класс, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др., М.

На доброе слово

Не надо скупит…ся.

Сказать это слово – Что дать напит…ся.

Со словом обидным Нельзя торопит…ся,

Чтоб завтра

Себя самого (не)стыдит…ся.

Что даёт такая форма работы? Во-первых, заученные тексты – это модели образцовой речи, необходимые учащимся для успешной самостоятельной практической деятельности; во-вторых, выученные тексты предоставляют богатый материал для повторения различных грамматических тем; в-третьих, самодиктант тренирует память и развивает навыки самоконтроля. Самодиктант считаю необходимой сегодня формой работы ещё и потому, что современные учащиеся мало читают и очень мало знают наизусть, а заучивать наизусть нужно как можно больше.

В методической литературе выделяется шесть разновидностей творческих диктантов: диктанты на расширение текста, диктанты с заменами, диктанты на сужение текста, диктанты с перестановками, диктанты на разделение текста, диктанты на соединение текста. В своей практической деятельности из всех перечисленных разновидностей творческих диктантов систематически применяю только три. Первый, особенно часто используемый мною вид диктанта – диктант на расширение.

Прививать любовь к природе, к родному краю это тоже задача учителя.

Это неотъемлемая часть дух- нравственного воспитания.

Например, в 5 классе при изучении темы «Дополнение» читаю текст с пропуском слов и сообщаю задание: вставить в текст подходящие по смыслу дополнения. Затем читаю текст повторно по предложениям с паузами на месте пропущенных слов и слежу, чтобы все учащиеся успевали записывать.

Лесные жители готовились к зиме. Медведь строил … (берлогу), выстилал её пушистой зелёной … (хвоей) и корой молодых … (ёлочек). Ёж тоже утеплял своё логово, стелил в нём зимнюю … (постель). Белка запасала … и … (грибы и орехи), меняла рыжую … (шёрстку) на серую. А заяц серую … (шубку) менял на белую. Так им легче будет зимой прятаться от … (врагов).

После записи текста диктанта при необходимости даю ещё 2-3 минуты на доработку и обдумывание. При проверке и анализе выполненного задания обращаю внимание на точность и правильность подобранных слов.

Провожу также творческие диктанты с заменой, когда некоторые предложения, словосочетания или слова диктуемого текста в процессе его записи заменяются учащимися с учётом задания учителя. Эта форма работы требует хорошего знания материала и несовместима с механической работой. Диктанты с заменой вызывают интерес у учащихся. Когда в 5 классе изучается тема «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных», при закреплении материала провожу творческий диктант с заменой множественного числа существительных с основой на шипящий единственным числом и необходимой после замены правкой текста по следующему тексту:

Озеро заросло камышами (камышом). На другом его берегу виднелись зелёные рощи (роща). За рощами (рощей) были видны белые дачи (дача), а за дачами (дачей) начинался лес. Мы любовались чудесными пейзажами (пейзажем), пока тучами (тучей) не закрыло солнце. Затем мы ловили рыбу. Домой я возвращался с лещами (лещом) и ершами (ершом).

Творческий диктант с заменой позволяет сохранить связный текст, увеличив в нём количество закрепляемых орфограмм и пунктограмм.

При изучении тем, связанных с изучением постановки знаков препинания, провожу диктанты с перестановкой. При их записи учащиеся переставляют отдельные части предложений по заданию учителя, что позволяет формировать умение анализировать предложение и тренироваться в постановке знаков препинания. Диктант с перестановкой проводится так же, как и другие творческие диктанты.

Для школы важно, что игра – исток художественного мышления и творчества. Это давно замечено писателями. Л. Н. Толстой считал игру в «муравейное братство» и в «зеленую палочку» началом своей духовной жизни, соотносил со всей своей деятельностью. Видимо, это закономерность, которая проявляется повсеместно и во все времена. Считаю, что игра должна занимать большое место и в школьном преподавании. Но это далеко не так. Игра применяется иногда во внеклассной работе (обычно - типа викторины). На уроках же она - редчайшая гостья и встречается, добавим, только у тех учителей, на чьих уроках вообще бывает интересно и весело.

Тема «Причастный оборот». Детям даны конверты: распределить предложения соответственно правилам.

Карточки с предложениями (предложения даны без знаков препинания). Учащийся объясняет свое решение.

Этимологическая страничка: форма деепричастия несовершенного вида от глагола быть -будучи является архаическим образованием в современном языке. Происходит она от им. падежа, ед. ч. кратких причастий женского рода, и её можно обнаружить в фольклоре и литературных произведениях, близких по стилю к устному народному творчеству:

Лето он жил работаючи, Зиму не видел детей, Ночи о нём. помышляючи, я не смыкала очей. (Н. Некрасов «Мороз, Красный нос».)

Ср. также: жить припеваючи, работать играючи, говорить жалеючи.

Деепричастия продуктивно используются также в устойчивых сочетаниях, пополняя фразеологический актив языка: засучив рукава, не покладая рук, спустя рукава, сложа руки, сломя голову, положа руку на сердце, разиня рот и т. п.

Например, устойчивое сочетание засучив рукава живёт в современном языке, существенно изменив своё лексическое значение в процессе исторического развития общества. Глагол засучить образован с помощью суф. -ить- от основы «сук» (как и слово сукно). В древнерусском языке было слово сукман, что означало «суконный кафтан». Поэтому буквально засучить рукава значило бы «отвернуть сукно на рукавах кафтана». Однако, в результате сложной эволюции глагол засучить и деепричастие засучив резко разошлись в значениях; глагол и его особая форма перестали быть тожде- ственны друг другу в смысловом отношении.

Такие сведения о деепричастии повышают интерес учащихся И ученикам важно увидеть в учебных заданиях нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, четких упражнений.

Очень часто в своей работе дополняю грамматические задания учебника русского языка заданиями, направленными на восприятие текста, то есть развиваю навыки функционального чтения наряду с решением грамматических задач.

Например, с 5 класса: определить тему, основную мысль, ключевые слова текста, с 6-7 класса: составить проблемный вопрос к тексту и ответить на него, используя материал текста, с 8 класса: аргументом к какой теме мог бы послужить данный текст, согласны ли вы с позицией автора, приведите пример из своего жизненного опыта, подтверждающий или опровергающий мнение автора. Таким образом планомерно, практически на каждом уроке русского языка проходит работа, направленная на развитие навыков функционального чтения.

И, конечно же, большое значение имеют комплексная работа с текстом в формировании функциональной грамотности. Функциональное чтение – это чтение с определенной целью, где предполагается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, умение использовать их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Таким образом, содержание многих текстов позволяет формировать такие нравственные качества ребёнка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому родной страны и своего края.

Как учитель, я вижу, что целенаправленное, систематическое использование таких текстов на уроках русского языка позволяет повысить уровень коммуникативной культуры учащихся.

Литература

Бердяев П.А. назначении человека». Париж:

Изд. «Современные записки», 1991

Донченко Л.М. На уроке и вне урока //

Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания».- М.2021

3.Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие: «Паритет», 2018

Интернетисточники