Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Солнышко»
Программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад с радостью!»
Срок реализации: август – октябрь.
Педагог-психолог: Пяк А.И.
Ханты-Мансийск
2022
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка
и во многом определяет его будущее психологическое развитие»,
В.С. Мухина
(советский и российский психолог, педагог и философ,
основатель и руководитель научной школы
«Феноменология развития и бытия личности»).
I часть. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база Психолого-педагогическая программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «В детский сад с радостью!» (далее – проект) разработан в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), Программой развития МБДОУ, рабочей программой второй группы раннего возраста и младшей группы.
Направленность проекта по содержанию является социально-психолого-педагогическим, по функциональному назначению – досуговым, специальным (организация адаптационного периода детей), по форме организации – групповым, подгрупповым, индивидуальным, по срокам реализации основного этапа – до 6 месяцев.
Актуальность проекта. Переход ребёнка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессовыми факторами. Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребёнка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребёнка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
1. Отсутствие взаимопонимания с семьей.
2. Индивидуальные особенности ребенка (темперамент, привычки, ограниченные возможности здоровья)
4. Несформированность элементарных культурно- гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь должны предоставлять педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями и профессиональными знаниями и практическим профессиональным опытом.
Одна из первых проблем, которая решается в дошкольном учреждении – это адаптация детей к условиям детского сада. Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребёнка. От того, как он пройдёт, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к её условиям. Адаптацию в условиях дошкольного образовательного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе сверстников.
Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма. Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряжение и т.п. Ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому». Так тогда называли адаптацию. Степень адаптации ребёнка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход не был травмирующим для ребёнка. Процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к её условиям – это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в группу раннего возраста дошкольного образовательного учреждения у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущения в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада, направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. Одно из главных направлений проекта: помощь детям в сложный период жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Новизна проекта Новизна проекта обусловлена тем, что переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых является система комплексной помощи сопровождения адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Именно система таких принципов, методов и технологий используется в содержании практической части нашего проекта.
Участники проекта
В процессе реализации данного проекта задействованы с одной стороны – руководство БДОУ, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинский персонал, воспитатели групп младшего возраста, младший воспитатель; дети и родители – с другой стороны.
Социальные партнеры (с указанием направлений взаимодействия): специалисты детской поликлиники (оказание консультационной помощи родителям в период адаптации и коррекции проблем здоровья младших дошкольников при тяжелой степени адаптации)
Сроки реализации проекта
Основной этап проекта планируется реализовать в течение 2-х календарных месяцев (иногда до 3-х месяцев): ежегодно с 1 августа по 30 сентября.
Организационно-подготовительный этап проводится в мае предыдущего учебного года. Заключительный этап проводится по индивидуальному графику окончания адаптационного периода.
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
Задачи проекта:
Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста.
Организация благоприятных условий для социальной адаптации ребёнка и их родителей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Способствовать преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Содействовать снижению импульсивности, тревожности, агрессии у детей.
Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Совершенствовать традиционные и применять инновационные методы группового и индивидуального взаимодействия детей в адаптационный период.
Внедрить эффективные формы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого - педагогического партнерства.
Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей младшего возраста через повышение профессиональной компетентности.
Обеспечивать консультационную, просветительскую помощь родителям в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этапы проекта:
I этап «Организационно-подготовительный» (май):
Изучение методической литературы, Интернет источников, опыта коллег.
Подбор и составление диагностического инструментария: опросников, анкет, адаптационных листов, дневников наблюдения.
Составление планов работы с детьми, родителями (законными представителями), специалистами БДОУ.
Организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды.
Подбор консультативно-просветительского информационного материала для родителей (законных представителей).
Приём и обработка документации.
II этап «Основной» (август – сентябрь): выполнение планов работы с родителями (законными представителями), детьми, специалистами БДОУ.
III этап «Заключительный» (по индивидуальному графику окончания адаптационного периода):
Мониторинг результатов реализации проекта по данным адаптационных листов, дневников наблюдения.
Анализ полученных результатов адаптации.
Изучение эффективности деятельности по итогам реализации психолого-педагогического проекта «Здравствуй, детский сад!» на основе сопоставления полученных данных с предполагаемыми.
Выявление возможных недостатков в работе и корректировка планов мероприятий.
Предполагаемые результаты реализации проекта
Дети
Благоприятное прохождение детьми адаптационного периода, преодоление стрессовых ситуаций.
Успешное безболезненное вхождение в социум дошкольного образовательного учреждения, сохранение чувства защищённости и доверия.
Позитивное установление межличностных отношений в детском коллективе.
Родители
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, образования детей в адаптационный период.
Вовлечение родителей (законных представителей) в жизнедеятельность БДОУ, установление партнёрских доверительных отношений между педагогами МБДОУ и семьями воспитанников.
Педагоги
Создание открытой системы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: администрации и сотрудников МБДОУ, родителей (законных представителей), воспитанников, социальных партнёров.
Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Критерии оценки эффективности реализации проекта.
Дети младшей группы демонстрируют:
1.Следующие поведенческие реакции и уровень нервно – психического развития:
- едят с аппетитом;
- быстро засыпают, вовремя просыпаются;
- эмоционально общаются с окружающими;
- играют.
2.Редко болеют в течение первого года, если болеют, то течение болезни не осложняется;
3.Главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) соответствуют возрастным нормам.
II часть. Содержание проекта.
Основной этап реализации проекта заключается в выполнении планов мероприятий всех участников проекта. Таким образом, содержание проекта включает «План работы с родителями (законными представителями)», «План работы с детьми», «План работы со специалистами БДОУ»
План работы с родителями.
План работы с детьми
План работы со специалистами МБДОУ
Литература, интернет-источники
1. О.Г. Заводчикова «Адаптация ребёнка в детском саду» – Москва,
«Просвещение», 2007
2. Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ»: практическое
пособие – Воронеж: Учитель, 2004
3. Н.В. Иванова «Социальная адаптация малышей в ДОУ» – Москва, 2011
4. К.Л. Печора «Дети раннего возраста в ДОУ» – Москва, 2004
5. Проект по адаптации детей: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskomsadu/8005-proekt-utro-nachinaetsya-s-ulybki.html
6. Проект «Утро начинается с улыбки» http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-poadaptaci-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-utro-nachinaetsja-s-ulybki.html
7. Методическая разработка «Добро пожаловать!» https://nsportal.ru/detskiysad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/01/30/dobro-pozhalovat-proekt-po-adaptatsii-deteyrannego
8. Адаптация ребёнка к детскому саду, успешная психологическая адаптация детей
раннего возраста: http://www.o-krohe.ru/detskiy-sad/adaptaciya/
9. Как адаптировать детей к детскому саду? Возможные проблемы и их решение:
http://www.o-krohe.ru/detskiy-sad/adaptaciya/
10.Советы психолога по адаптации детей к условиям детского сада: http://www.okrohe.ru/psihologiya/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu/
11.3 степени адаптации к детскому саду и 8 важнейших советов психолога по её
улучшению: http://kroha.info/razvitie/psychology/adaptatsiya-v-detskom-sadu
Перспективное планирование на адаптационный период.
1 неделя «Мы знакомимся».
2 неделя «Мы привыкаем».
3 неделя «Мы осваиваемся».
4 неделя «Детский сад – наш дом родной»
Приложени1.
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф. И. ребенка ___________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка особенные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет особенных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
А) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
А) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
А) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
А) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
А) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли очень сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
А) да
б) нет
Большое спасибо!
Приложение №2.
Примерные игры в адаптационный период. (Игры для налаживания контакта с ребенком).
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока! Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши! Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Куку! Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Лови мячик! Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом
Котёнок Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
Шарик Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони). Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке. После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Платочек Цель: развитие общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался). Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Хлопушки Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет, Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так, Своих ручек не жалеет!
По дорожке! Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка. По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам, По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму — Бух!
Догоню-догоню! Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки: —Давай играть - ты убегай, а я буду тебя догонять! Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
Иди ко мне Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Выдувание мыльных пузырей
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми.)
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Покатаемся на лошадке.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все
\
Приложение № 3.
Рекомендации для родителей «Условия успешной адаптации ребенка к ДОУ».
Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например, «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада».
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например, «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
Приложение 4.
Памятка» Адаптируемся к детскому саду».
Правила поведения родителей в период адаптации детей к детскому саду:
Старайтесь дать ребенку опыт общения с другими детьми и взрослыми. Заранее готовьте ребёнка к временной разлуке с родными. Посещайте детские площадки, парки, ходите в гости.
Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.
Рассказывайте, что в детском саду весело, интересно. Выделяйте положительные моменты в посещении детского сада, чтобы малыш шёл туда с желанием.
Приучайте ребенка к режиму детского сада. Старайтесь соблюдать режим и в выходные дни.
Если ребёнок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку (лучше это сделать в домашних условиях, задолго до поступления в детский сад)
Приучайте ребёнка к самостоятельности (учите малыша самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки, пользоваться горшком (туалетом) и т. д.)
Это поможет ребёнку чувствовать себя более уверенным.
Давайте возможность и учите ребёнка самостоятельно играть в разнообразные игрушки.
Приучайте ребенка есть разнообразные блюда.
Предоставьте ребёнку возможность эмоциональной разрядки, возможность выплеснуть эмоции, если ему это необходимо. Первое время малыш может капризничать дома, переключайте его внимание на что – то интересное. Самое главное, вовремя остановить ребёнка и обеспечить спокойную обстановку перед сном (почитать книгу, рассматривать картинки, принять успокаивающую ванну и т.д.)
Рекомендации для родителей поступающих детей.
Поступление в детский сад – это важное событие в жизни малыша.
Прежде чем готовить ребёнка к детскому саду, приготовьтесь сами, дорогие мамы и папы: познакомьтесь с жизнью детей в детском саду (чем занимаются, каков режим, каковы требования).
Желательно предварительно поговорить с воспитателями группы, в которую будет ходить ваш ребёнок, рассказать о его особенностях, привычках, интересах.
Малыш приходит в детский сад и попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, круг общения.
Всё это, как правило, приводит к изменениям в поведении ребёнка. Нарушаются аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может без видимых причин повышаться температура.
У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь! Ни в коем случае не ругайте и не стыдите малыша. Это временные явления.
Родителям необходимо помнить:
Состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребёнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему дети в период адаптации могут часто болеть.
Наиболее трудно приспосабливаются дети в возрасте до 2 лет. После 2 лет приспособление происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов.
Помните, дети одного и того же возраста могут по – разному привыкать к новым условиям.
На быстроту адаптации, влияет и то, из каких условий ребёнок приходит в детский сад, что меняется в его жизни.
Ребенку значительно легче приспособится, если в семье он жил по режиму, который соответствовал его возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него сформировано необходимые навыки самообслуживания и общения.
Желаем Вам успехов!
У Вас обязательно всё получится!
Приложение 5.
Чек – лист для мягкой и быстрой адаптации к детскому саду.
Стартовый
чек – лист
Для мягкой и быстрой адаптации к детскому саду
Показать малышу в мультфильмах, что такое детский сад:
М/Ф «Как Петя Пяточкин слоников считал»
М/Ф «Свинка Пеппа – Детский сад (сезон 1, серия 6)
М/Ф «Комаров»
М/Ф «Три Котенка» , серия «Пойдём в детский сад»
М/Ф «Каприз»
М/Ф «Про Веру и Анфису»
Почитать малышу перед сном добрые детские книжки, в которых главный персонаж тоже идёт в детский сад:
«Зайка идёт в детский сад»
«Я иду в детский сад»
«Лама в садике без мамы»
«Буду директором детского сада»
Влюбится маме/папе самим в детский сад, прочитав книги:
«52 Янины фишки адаптации к детскому саду»
«Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад»
«Как говорить, что бы дети слышали, и как слушать, что бы дети говорили»
Устроить тест – драйв «отвыкание от мамы», начиная с 2 – 3 часов:
ПОИГРАТЬ дома в детский сад с любимыми игрушками ребёнка
ПРОВЕРИТЬ одежду малыша на удобство одеться самому
НАРИСОВАТЬ адвент – календарь «Я иду в детский сад»
Знакомимся с детским садом заранее:
Устройть прогулку у детского сада, пусть малыш посмотрит как дети гуляют, играют и веселятся;
Ознакомиться с меню ДОУ, приблизить приготовление домашних блюд к меню детского сада;
Соблюдать режим ДОУ дома;
Совершенствовать навыки самообслуживания;