«Развитие детской инициативы посредством игровой методики обучения пению».
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка.
Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность,.творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые.дела,.вовлекая.туда.окружающих.людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными..интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности
и формируются творческие способности.
Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия.
Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения.
Считаю, что в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определением, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала и развитие детской инициативы в различные возрастные периоды.
Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.
Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детей включают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.
С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку - это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.
Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.
Таким образом, развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности.
Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий и представлена множеством вариантов, вместе с тем каждый педагог может интегрировать методы и приемы, создавая собственные эффективные методики, что соответствует педагогике искусства.
Целью моей работы стало развитие у детей инициативы при овладении певческими навыками, ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, мною были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей наших воспитанников вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О.Кацер, В. Емельянова. В свою работу включаю упражнения для формирования речевого пения, разработанные американским педагогом С. Риггзом, а так же игровые приемы для развития вокальной импровизации.
В своей работе я руководствовалась следующими принципами: систематичность, целенаправленность, доброжелательность, поощрение инициативы и индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Главное, первоначальное – дать детям азы, установку на правила пения, как держать корпус, голову, брать дыхание, резко не форсировать звучание, правильно открывать рот при пении.
Детям очень нравится разбор песни: содержание, непонятные слова, находить кульминацию. Всё это проходило в игровой форме. Особенно Они учатся слушать себя, других, подстраиваться к хору. Очень их заинтересовало дирижирование. Когда нужно начать песню, закончить, усилить звук и т.д.
Дети очень полюбили песенную импровизацию. Умение творить, самостоятельно искать песенные интонации, петь естественным голосом стали для них настоящим музыкальным опытом.
Дети перестали стесняться, расстались с неуверенностью, у них развивается память, воображение, внимание.
Упражнения для развития певческих навыков тоже даю детям в игровой форме.
С педагогами велась совместная работа по задачам, методам и приёмам обучения детей пению. Каждый воспитатель индивидуально разучивает со мной песенный репертуар, я даю им рекомендации по направлению работы с детьми в игровой форме в повседневной жизни и на других занятиях.
Подводя итоги, можно сказать, что цель достигнута: дети любят петь, научились владеть своим голосом, понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты, научились начинать петь самостоятельно и использовать пение в своих играх, повседневной жизни.
Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога.
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным занятием.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.
2) игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный, более длительный и экономный;
3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.
4) речевые зарядки, цель которых – подготовить голоса детей к речи и пению; в содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание.
5) ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
б) стихотворение на свободу жестикуляции и мимики. Рассказывают вместе с педагогом.
Второй этап, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности:
1) формирование и развитие певческой интонации;
2) песенное творчество;
3) работа над разучиванием песенного материала. Самое главное на первом году обучения пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху.
Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.
Литература:
Выгорский
Л. С. «Воображение и
творчество в детском возрасте
», М.: Издательство «Просвещение», в ред. 2016 г. – 96 с.
Губанова Н.Ф., «ФГОС Развитие игровой деятельности (2-3 года)», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г. – 128 с.
Алексеева Л.Н.,
Тютюнникова
Т.Э. «Музыка» Учебные материалы для детей старшего школьного возраста – М., 1998
Емельянов В. «Развитие голоса координация и тренинг». СПб, 1997
Картушина
М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду», Москв
а ООО
«Издательство «Скрипторий 2003»», 2010.
Кацер
О.В. Игровая методика обучения детей пению. «Музыкальная палитра», Санкт – Петербург, 2005.
4.
Доронова
Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
М.: «Просвещение», 2004. — 160 с., http://psychlib.ru.
Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность
младших дошкольников
»
, М.: Просвещение, в ред. 2016 г. – 48 с.