* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

РАЗВИТИЕ ФУКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Борисова Татьяна Михайловна,

учитель МОБУ СОШ № 25 г. Якутск, Отличник системы образования Республики Саха (Якутия), к.п.н. г. Якутск

Аннотация: В статье излагается структура инновационной педагогической технологии, которая состоит из взаимосвязанных компонентов. Каждый компонент раскрывает этапы реализации инновационной педагогической технологии. В статье также излагаются понятия о функциональной читательской грамотности. Приводятся выводы и результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: инновационная педагогическая технология, функциональная читательская грамотность, развитие, чтение, литературные произведения, младшие школьники

Актуальность исследования

Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности. Проблема чтения на родном языке является одной из актуальных проблем в городских школах. Почему детям трудно читать и говорить на родном языке? Первая причина: нет языковой среды на родном языке. Вторая причина: нет мотивации к чтению на родном языке. Третья причина: обучающиеся не понимают, о чем читали. Столкнувшись в работе с данной проблемой, мы поставили перед собой цель исследования – рассмотреть возможность развития функциональной читательской грамотности младших школьников посредством инновационной педагогической технологии.

В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу по проблеме исследования;

- экспериментально проверить эффективность реализации инновационной педагогической технологии по развитию функциональной читательской грамотности у младших школьников.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснованы представления о педагогической технологии, о важности развития функциональной читательской грамотности у младших школьников в современное время, разработана и научно обоснована модель педагогической технологии по развитию функциональной читательской грамотности у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что вносится определенный вклад в разработку вариативных подходов к общей теории развития функциональной читательской грамотности, речь идет о построении системного педагогического процесса, об обосновании системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие функциональной читательской грамотности у младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных теоретических положений, выводов и практических результатов по развитию функциональной читательской грамотности у младших школьников; предложенная система педагогических условий, технологий, форм и методов как инновационный процесс может быть использована в учебно-воспитательной работе со школьниками, в работе учителей и воспитателей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования; материалы исследования в целом применимы для профессиональной подготовки будущих педагогов, психологов и повышения квалификации работников системы образования.

Читательская грамотность – понимание содержания текста, способность человека понимать, размышлять о содержании (О.В. Крылова).

Функциональная читательская грамотность – понимание содержания текста и применение нужной информации в жизни, способность человека применять приобретенные знания, умения для достижения целей и решения разных жизненных задач (Е. Пономарева). Структура развития читательской грамотности условно делится на три уровня: эмоциональный, рациональный и интериоризация. На первом этапе обрабатываются те или иные чувственные данные на основе содержания литературного произведения. На рациональном этапе произведение осмысливается и переводится в понятийную форму. А на третьем этапе идет процесс интериоризации, затем осознанно усваивается.

Функциональная читательская грамотность возникает через внутренний самоанализ, признание произведения как интересного материала [3]. Функциональная читательская грамотность конкретного человека есть осознанный, внутренне принятый интерес к литературным произведениям [3]. Для развития функциональной читательской грамотности огромную роль играет педагогическая технология [4].

Развитие функциональной читательской грамотности есть процесс длительный, потому важно ставить конкретные задачи и представлять ожидаемые результаты, соответственно, системно построить и реализовать внедрение педагогической технологии в процессе обучения. В этой связи мы разработали модель педагогической технологии по развитию читательской грамотности у младших школьников. «Внутренняя мотивация характеризует чтение для души. Основной критерий такого чтения- это получение удовольствия от самого процесса. Такое чтение имеет внутреннюю осознанную потребность в книге как источнике наслаждения» [3].

«Инновационная педагогическая технология- это системный подход создания, применения, определения всего процесса преподавания» [4]. Инновационная педагогическая технология содержит психолого-педагогические условия, которые позволяют развивать необходимые качества, установки и, в конечном итоге, развивает читательскую грамотность у младших школьников. В нем предусмотрены механизмы построения инновационной педагогической технологии через структурные компоненты.

В соответствии с обозначенными теоретическими и педагогическими основами разработана и апробирована модель инновационной педагогической технологии по развитию читательской грамотности у младших школьников. Приводим структуру инновационной педагогической технологии по развитию функциональной читательской грамотности, которая состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

1. информационный, включающий информацию о жизни и творчестве писателя, чтение или прослушивание произведения;

2. коммуникативный, составление и постановка вопросов для обсуждения;

3. дискуссионный, включающий диспут, обсуждение, обмен мнениями, анализ героев, содержания произведения, информации.

4. деятельностный, включающий организацию групповой работы, творческую работу, распределение заданий по группам, выполнение заданий внутри группы;

5. рефлексивный, включающий защиту творческой работы, рефлексию.

Каждый компонент раскрывает технологию внедрения инновационной педагогической технологии в образовательный процесс.

На различных этапах проведения исследования использовались следующие методы: теоретико-методологический анализ, анализ педагогического опыта, диагностические методы, констатирующий и формирующий эксперименты.

В основу изучения литературных произведений якутских писателей легли следующие положения: через содержание произведения формируются мировоззрения, убеждения и нравственные установки, необходимые современному человеку. В процессе изучения литературных произведений якутских писателей воспитываются такие ценности, как патриотизм, терпимость, честность, познавательная потребность, чуткость, активная жизненная позиция. Основным методом общения между людьми как в учебной, так и в воспитательной деятельности является диалог. Поэтому диалог в инновационной педагогической технологии является основным инструментом педагога.

В конце формирующего эксперимента школьники экспериментальных групп самостоятельно составили список своих интересов. Большинство детей написали, что осознанное чтение стоит на первом месте среди разных интересов и предпочтений.

Отвечая на вопрос, чем бы они занимались в свободное время, школьники экспериментальных групп привели развернутые ответы, показавшие функциональную читательскую грамотность. Таким образом, итоги экспериментального исследования свидетельствуют о том, что развитие функциональной читательской грамотности младших школьников на основе инновационной педагогической технологии представляет собой целенаправленный длительный педагогический процесс, основанный на сотрудничестве и заинтересованности школьников и педагогов.

Результатом проведенного эксперимента явилось повышение уровня функциональной читательской грамотности у младших школьников экспериментальных групп.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выработать концептуальные положения как о целостном процессе развития функциональной читательской грамотности на основе комплексного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы деятельности школьников с позиций личностно-ориентированной педагогики, индивидуального и системного подходов в воспитании и обучении.

Развитие функциональной читательской грамотности достаточно непростой и длительный процесс, эффективность которого зависит от создания педагогом определенных педагогических условий. Они призваны обеспечить интересным материалом, вызвать мотивацию, обеспечить атмосферу доверия, понимания, принятия на всех этапах образовательного процесса. Важным педагогическим условием, кроме внедрения инновационной педагогической технологии, является экспериментальная программа, содержащая основное средство – литературные произведения якутских писателей. Апробация модели инновационной педагогической технологии и внедрение экспериментальной программы позволили раскрыть потенциальные возможности якутских произведений в решении проблемы развития функциональной читательской грамотности. Литературные произведения якутских писателей уникальны тем что, содержат жизненную философию писателя и информацию, которая раскрывает патриотические чувства личности, долг и преданность своей стране, глубину чувств.

Динамика роста развития функциональной читательской грамотности у младших школьников в ходе экспериментальной работы подтверждает предварительный вывод об эффективности применения инновационной педагогической технологии в образовательной среде: количество младших школьников с низким уровнем уменьшилось с 38,12% до 11,14%, с высоким уровнем возросло с 6,22% до 27,32%.

Выводы

Рассмотренная проблема развития функциональной читательской грамотности посредством инновационной педагогической технологии позволяет подвести некоторые итоги теоретической работы и практического исследования и делать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Итоги проведенной нами экспериментальной работы показывают, что применение на практике модели инновационной педагогической технологии и разработанной программы по развитию функциональной читательской грамотности у младших школьников способствуют достижению поставленных целей и задач.

Итоговые замеры уровня развития функциональной читательской грамотности у младших школьников в контрольных и экспериментальных группах были произведены с использованием тех же методик, что и на этапе констатирующего эксперимента. По всем трем показателям, отражающих уровень развития читательской грамотности у младших школьников как в экспериментальных, так и в контрольных группах произошли изменения.

Ссылка на источники

Бурцев, А.А.

Якутская классическая лит

ература и современность

: Наследие А.

Кулаковского в контексте мировой литературы

.

Якутск:

Бичик

, 2007: 217

.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 2015. № 122.

Макушина А.Ю. Сущность понятия и принципы педагогической технологии. Ж. Современное образование. Узбекистан, 2014.

Коломкина

А.В. Мотивация к чтению художественной литературы у современной молодежи. Ярославль, 2017.

Уткин К.Д. Культура народа

саха

.

– Якутск, 1998: 3-326

.