* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

«Развитие и поддержка коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр»

Исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная деятельность осуществляется в соответствии с основными принципами дошкольного образования, среди которых – активность, инициативность ребёнка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы ребёнка – это предоставление возможности выбора вида занятий, темы занятий, содержания деятельности, материалов. В развитии ребёнка дошкольного возраста выделяют четыре сферы инициативы, в том числе коммуникативную инициативу – включенность ребёнка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.

Коммуникативная активность (инициативность) – одна из основ психологического благополучия ребёнка и его социальной готовности к обучению в школе. Коммуникативная инициативаэто опыт социального взаимодействия, умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с реализуемыми технологиями развития ребёнка, предусмотренными основной образовательной программой дошкольного образования детского сада, одним из способов поддержки проявления коммуникативной инициативы и речевой активности ребёнка является создание условий для разнообразной театрализации и разворачивания театрализованных игр. В педагогических технологиях ОП «Радуга» даны общие рекомендации по поддержке детской инициативы в приоритетных сферах её проявления, поэтому возникла необходимость разработки системы педагогических ситуаций поддержки коммуникативной инициативы детей старшего возраста посредством организации и включения театрализованных игр в различные виды деятельности и формы активности детей

Восприятие художественной литературы и фольклора является необходимым условием для разнообразной театрализации и разворачивания театрализованных игр.

Деятельность по восприятию художественной литературы и фольклора организуется, во второй половине дня, в следующей последовательности: первоначальное знакомство с художественным произведением; повторное чтение и рассматривание иллюстраций; инсценировка. Дети слушают чтение (рассказывание) сказки, рассматривают иллюстрации к сказке, вместе с воспитателем оформляют книжный уголок продуктами творчества, выполненными на занятиях по изобразительной деятельности или в творческой мастерской. После повторного чтения (рассказывания) организуются игры-инсценировки по сюжету сказки.

На первом этапе дети воспринимают инсценировку, показанную воспитателем с использованием различных видов кукольного театра (би-ба-бо, театра игрушек, настольного плоскостного, пальчикового).

На втором этапе дети начинают принимать участие в инсценировке сказки. Взрослый осуществляет ведущую роль в построении диалога между участниками инсценировки, т.е. говорит и за автора, и за персонажей, которых изображают дети. Дети являются и участниками, и зрителями одновременно.

На третьем этапе для инсценировки выбирается сцена из сказки, в которой участвуют несколько персонажей. В ходе инсценировки отображаются игровые действия персонажей и ролевой диалог.

Развитие коммуникативной активности (формирование умения обращать внимание сверстника на интересующие самого ребёнка действия и комментировать их в речи) осуществляется в игровой деятельности по сюжетам знакомых сказок.

Игровые действия в игровом уголке могут носить как самостоятельный характер, так и взаимодействие со сверстниками и взрослым. Наряжаясь в имеющиеся в уголке атрибуты, дети старательно воспроизводит слова своей роли, повторяют действия и постепенно начинают импровизировать: домысливать, досказывать, т.е. фантазировать.

Задача воспитателя – вовлекать в игровое действие неиграющих детей, побуждать их к речевому общению со сверстниками, вызывать желание самим придумывать игровые действия и диалоги.

Стимулирование детей к участию в играх-инсценировках осуществляется за счёт внесения и обыгрывания атрибутов:

Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к знакомой сказке. Дети уз

нают сказку и называют ее.

Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, пальчикового). (Дети называют героев.)

Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Выбираются герои. Остальным детям предлагаются детские музыкальные инструменты для музыкального сопровождения сказки.

Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки.

Для того, чтобы помочь детям запомнить последовательность развития сюжета сказки для последующего его отражения в игре, используются настольно-печатные игры (лото «Сказки», «Сложи картинку» и пр.), а также дидактические игры «Рассказываем сказку», «Отгадай героя сказки по описанию»

С целью развития диалогической формы речи и формирования коммуникативно-речевых навыков, связанных с общей культурой поведения, театрализованные игры включаются в коммуникативную деятельность.

Диалоги-инсценировки. Развитие коммуникативной активности строится на основе обыгрывания (драматизации) диалога. На основе сюжета у детей совершенствуются художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту); развиваются личностные качеств (коммуникативные навыки, партнерские взаимоотношения)

С целью формирования умения обращать внимание сверстника на интересующие самого ребёнка действия и комментировать их в речи используются загадки-движения и звуковые загадки-движения, которые проводятся по типу народной игры «Что мы делали – не скажем, что мы делали – покажем»).

В продуктивной деятельности (изобразительной) сюжеты знакомых сказок дети представляют в книжках-малышках. Дети, используя те навыки, которые у них сформировались в изобразительной деятельности, делают зарисовки, аппликации выбранных фрагментов своей сказки. Воспитатель продумывает, как более правильно создать продукт. Совместно с детьми изготавливаются декорации, элементы костюмов и атрибутов.

Формами двигательной активности являются пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные игры по сюжетам знакомых сказок. В ходе игр используются элементы театрализации: при изображении сказочных персонажей дети имитируют характерные позы, движения, реплики.

В музыкальной деятельности театрализованные игры включаются в содержание досугов по мотивам народных сказок.

Условием стимулирования коммуникативной активности является развивающая предметно-пространственная среда группы, которая обогащается атрибутами для театрализованных игр при непосредственном участии семей воспитанников.

В групповом пространстве выделены уголки (игровой; книжный; музыкально-театральный), оснащённые материалами для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности:

игровой уголок: атрибуты для

ряжения

и игр-инсценировок (шапочки персонажей сказок, маски, элементы костюмов и пр.); атрибуты для режиссёрских театрализованных игр (

мелкие образные игрушки

); настольно-печатные и дидактические игры по сюжетам сказок (лото «Сказки», «Сложи картинку», «Рассказываем сказку…» и пр.);

уголок музыкально-театрализованной деятельности: различные виды театров по каждой сказке (настольный кукольный, настольный плоскостной,

би-ба-бо

, пальчиковый), детские музыкальные инструменты (

металлофон; шумовые инструменты для детского оркестра: погремушки, колокольчики, бубен, барабан); ширмы (настольная, напольная);

уголок книги: иллюстрированные детские книги, альбомы иллюстраций по сказкам, сюжетные картины «Сказочный детский сад» (

пособие Т.И.

Гризик

«Картины по развитию речи детей 3-7 лет»

)

.

Т.о., развитие ребенка через театрально-коммуникативную деятельность дает положительные результаты. Развивается коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций, развивается социальная активность детей, творческая инициатива, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма. Считаю, что театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом. Театрализованная деятельность - одна из самых эффектных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация, модуляция, голос). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

воспитатель

Войтехович Ю.А.