РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ
Формирование новой экономической базы и как следствие новых производственных отношений представляет собой важнейшую проблему современности — информатизацию общества. К поколению людей, живущих и действующих в условиях нового общества, информатизация предъявляет новые требования — владеть определенными знаниями, умениями и навыками практического использования полученных знаний и умений, которые на предшествующих этапах развития могли считаться необязательными или, во всяком случае, не первоочередными.
Большинству людей, использующих вычислительную технику в повседневной работе или в быту, знакомство с понятийными механизмами информатики или структурой программных систем необходимо не в большей мере, чем телезрителю нужны технические подробности устройства телевизора. Но для эффективного использования возможностей компьютеров при любой форме взаимодействия с ними совершенно необходимо владеть определенными навыками умственных действий и пониманием свойств основного объекта информатики — информации. Неудивительно поэтому, что объективно обусловленное появление, распространение и совершенствование вычислительных машин — основных инструментов информационного общества — непосредственно отразились на образе деятельности и мышления тех людей, которые в силу своей профессии первыми осознали революционизирующую роль новых информационных технологий. Речь идет о программистах.
Не случайно образ мышления этих специалистов, который стал актуальным именно в процессе становления информационного общества, на первых порах был назван программистским. Термин “программистский стиль мышления” (а этот стиль эмпирически наблюдался психологами, которые исследовали поведение людей, связанных с вычислительными машинами) отражает значительную роль программистов в формулировке и решении важнейшей социальной задачи — формировании нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества.
Умения и навыки операционного стиля мышления
Итак, назовем некоторые из умений и навыков, составляющих информационный стиль мышления.
Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств
.
Умение строить информационные модели для описания объектов и систем
.
Умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи
.
Дисциплина и структурирование языковых средств коммуникации.
Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей
.
Умение организовать
взаимодействие с компьютером и его периферийными устройствами (клавиатура, мышь, сканер, цифровой ввод с камеры…
)
Навыки информационного стиля мышления, хотя и выглядят непосредственным продолжением и расширением “технологических” умений общения с компьютером, имеют общекультурную ценность и нужны в современном информационном обществе каждому человеку, независимо от прикладных задач его профессиональной деятельности.