Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через образовательные модули
Е.В. Жусова, старший воспитатель
МБДОУ д/с № 83, г.Таганрог
Одним из направлений развития современного образования является его социокультурная модернизация. ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности, таким образом, акцент переносится на развитие личности ребенка во всем его многообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности. Современное образование ориентировано на создание условий, способствующих формированию ключевых личностных компетентностей, сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, позволяющих воспитанникам достигать результатов в проблемных ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве с другими. Решению данной задачи способствует STEAM образование.
Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию лежит в основе STEM-технологии. Внедрение STEM технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.
В связи с этим мы решили создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду и организовать работу образовательных модулей STEM-технологии на основе использования программы «STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», направленной на развитие интеллектуальных способностей детей. Программа состоит из отдельных образовательных модулей, рекомендованных как к комплексному, так и к самостоятельному использованию, что позволяет внедрениекак в полном, так и в частичном объединении модулей в универсальную образовательную систему и допускает внесение правомерных корректив в содержание с целью максимально эффективного развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и их вовлечение в научно-техническое творчество. [1, с. 16]
С учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ и комплексного использования элементов современных методик и STEM - технологии нами были взяты следующие модули STEM-технологии в работе с детьми: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Образовательный модуль «LEGO - конструирование» в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора LEGO.
Образовательный модуль «LEGO - конструирование» способствует:
-развитию способности у детей к практическому и умственному экспериментированию, любознательности и фантазии, что позволяет ребенку сделать собственный проект;
-свободному овладению родным языком (коммуникативные навыки в процессе обобщения, планирования и комментирования процесса и результата собственной деятельности, а также развитие мелкой моторики, что также влияет на развитие речи);
-умению пользоваться схемами при сборке, создавать новые образы, использовать аналогию.
Образовательный модуль «Математическое развитие» включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы, шнуровки, шахматы, игры В. В. Воскобовича, блоки Дьенеша и др.
Данный модуль способствует:
- умственному развитию дошкольников при реализации комплексного решения математических задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет;
- формированию и усвоению знаний предусмотренными программными требованиями;
- развитию в познавательно - исследовательской деятельности, которая осуществляется в процессе игры.
Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет организовать знакомство детей с объектами неживой природы это свойства воды, воздуха, почвы и живой природы это растения, животные, насекомые их строения и назначения, оптическими явлениями.
Модуль способствует:
- развитию наблюдательности, творческих и умственных способностей у дошкольников и развитию ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира;
- умению мыслить самостоятельно, осознанно и бережно относиться ко всему окружающему;
- формированию у ребенка первичной естественнонаучной картины мира, экологического сознания и основ безопасности в процессе взаимодействия с окружающим миром;
- речевому развитию, так как дошкольнику нужно правильно задавать вопросы, самостоятельно делать выводы, а также аргументировать и обосновывать обнаруженные закономерности.
Мы стараемся интегрировать STEAM-технологии в различную деятельность дошкольников, которая объединяет все направления развития (социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое) и дает возможность демонстрации результатов.
Данные модули STEM-технологии нами применяются как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на:
к
онструктивных
занятия
х
,
на которых используются LEGO-конструкторы.
LEGO
из серии игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных
предметов
,
н
равится
детям тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции.
В основу работы с конструктором
LEGO
заложен
метод познав
ательного и художественного поиска, что способствует алгоритму организации проектной деятельности. Так как LEGO сочетает игру, конструирование и программирование, р
азнообразные задания в игровой форме помогают детям развить логику и
алгометрическое
мышление,
умение группировать предметы, умение создавать новые образы, ф
антазировать. Дошкольники учат
ся быстро решать практические задачи и приобрести для себя б
азовые знания программирования.
На основе использования наборов
LEGO
-конструктора с детьми 3-7
лет организовываются сюжетно-ролевые игры
по темам «Профессии», «Семья», «Мой город», «А
э
ропорт» и т.д.
,
а также игры,
в которые включены элементы конструирования автотранспорта разного назначения.
занятиях
по изучению окружающей среды при помощи проведения работ на участках ДОУ
, в уголках экспериментирования
, что дает возможность
детям изучить структуру растений
, провести анализ воды, понаблюдать за насекомыми и формирует у детей осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия
,
экологического сознания
.
Подобранная лаборатория предоставляет возможность
насытить занятия по ознакомлению с окружающим миром экспериментами с живой и неживой природой.
Так
,
в
блоке неживой природы
были проведены опыты и эксперименты с водой («Какого цвета вода?», «Какой вкус у воды?», «Что будет с водой на морозе?», «Что растворяется в воде?»); с воздухом («Как увидеть воздух?», «
Давление
воздуха
и ветер
», «Имеет ли воздух вес?»
); с глиной и песком («Знакомство с глиной», «Исследуем песок»).
В блоке живой природы были проведены исследования
насекомых:
«Кто такие насекомые?», «Роль насекомых в природе», «Для чего такой окрас?»);
растений:
«Где семечку лучше живется?»
. В блоке изучения оптических явлений
были проведены опыты и эксперименты («Удивительный мир стекла», «Волшебство через стеклышко»).
познавательных
занятиях
, направленных на комплексное решение задач математического развития, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
На подобных занятиях используются
разнообразны
е дидактические
игр
ы, направленные
на изучение величины (логические
паз
з
л
ы); на изучение формы и цвета (мозаика, геометрическое лото, цветные счетные палочки, набор геометрических тел); н
а изучение пространства (л
огический
паз
л
-
вкладыш «Геометрические фи
гуры»,
танграмм
), на изучение времени (д
идактическая и
гра «Что сначала, а что потом»).
занятиях
социально-коммуникативного цикла, направленных на изучение ПДД
и про
филактику
детского
дорожно-транспортного травматизма
.
Подобная деятельность сопряжена с опытно-экспериментальной деятельностью и способствует формированию
навыков безопасного поведения
дошкольников на дороге
.
Мы пришли к выводу о том, что использование STEM – технологий открывает возможности интегрированного обучение по определенным темам, дает возможность дошкольникам применять научно-технических знания в реальной жизни, развивает мотивацию к техническому творчеству через детские виды деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Несмотря на наш небольшой опыт использования технологий программы хочется отметить, что STEAM – технологии помогают дошкольникам изучать мир системно и тем самым способствуют у них развитию любознательности, инженерного стиля мышления, умению выходить из критических ситуаций. Процесс совместной деятельности при работе в каждом модуле формирует у дошкольников навыки дружеских отношений, развивает коммуникативные навыки, так как в результате труда каждый ребенок вносит свой личный вклад для достижения общих целей.
В дальнейшем в ДОУ планируется включить в работу и следующие образовательные модули «Дидактическая система Ф. Фрёбеля», «Робототехника», «Мультстудия «Я творю мир», а также разрабатывать и реализовывать проекты на основе использования STEAM – технологий.
Литература:
Волосовец
Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. «
STEM
–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019