Сложность организации образовательного процесса во многом обусловлена отсутствием ярко выраженной общей специфики контингента обучающихся.
Основной задачей дифференциации является раскрытие  индивидуальности ученика, начиная с дошкольного возраста, путем различного построения процесса обучения в гомогенных группах.

Основы дифференцированного подхода были заложены в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова Б. М., Якиманской И. С. и т. д., где личность рассматривалась как субъект деятельности, сама формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности. В настоящее время ряд учёных как Алексеев Н. Н., Бондаревская Е. В., Белухин Д. А., Демакова И. Д., Кушнир А. М. и многие другие исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении. Данный подход в учении находится на стадии развития.

Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся. Это тот уровень, которого ребёнок может достичь под руководством взрослого.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения, т. е. на этапах усвоения знаний, умений, это является существенным положением методики обучения.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые – обладают высоким уровнем развития решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп различаю дифференциацию:

возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

по полу (мужские, женские, смешанные);

по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);

по уровню умственного развития (или по уровню достижения) (одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети требующие повышенного индивидуального внимания);

личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

по уровню здоровья (группы здоровья).

Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

При разделении воспитанников на уровни, необходимо учитывать желание самих детей учиться на том или ином уровне. Для того, чтобы такое желание не расходилось с возможностями, надо дать им шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании взрослого для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход.

Ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это — ключевые слова в характеристике технологий дифференцированного подхода в образовании. Все средства поддержки ребёнка условно можно разделить на две группы.

Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех детей и создаёт необходимый для них эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это доверие к ним, привлечение к планированию уроков, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания обучения, позитивная оценка достижений и т. д.

Вторая группа средств направлена на индивидуально- личностную поддержку и предполагает диагностику развития, обученности, выявление личных проблем детей, отслеживание процесса развития каждого ребёнка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании свойственного ему темпа учебной работы.

Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация данного подхода в обучении позволяет педагогу в результате всестороннего изучения детей создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.

Работа в условиях разноуровневой дифференциации предоставляет каждому педагогу возможность творческого решения педагогических задач, применения нестандартных подходов в обучении и развитии, раскрытия талантов воспитанников в совместной деятельности.
Дифференцированный подход к процессу воспитания и обучения детей, применение новых педагогических технологий в корне изменили и многие традиционные подходы к взаимодействию школы и детского сада, осуществлению воспитательно-образовательного процесса.