Сущность понятия «коммуникативные способности» в педагогических исследованиях
Для эффективного осуществления межличностного взаимодействия между людьми требуется, чтобы у всех участников процесса отмечался достаточный уровень развития коммуникативных способностей.
Общение, характеризующееся развитием хороших манер, правильного развития мира и сформированными способами выражать свои мысли представляет собой важное условие хорошего воспитания и развития. Именно общение представляет собой тот проводник, который позволяет развивать у ребенка необходимые личностные черты, индивидуальность, и позволяет более эффективно формировать коммуникативные способности1.
Развитие коммуникативных способностей происходит в процессе коммуникации, которая многими авторами определяются в качестве взаимозаменяемого с понятием «общение».
В толковом словаре Ожегова под общением понимают взаимодействие между двумя и более людьми, которое включает в себя осуществление обмена между участниками общения познавательной и эмоциональной информацией, знаниями, навыками, умением и пережитым опытом2.
Согласно словарю иностранных терминов, коммуникация представляет собой акт общения, в результате которого происходит обмен информацией как среди людей, так и животных3.
Наиболее распространенным определением термина «коммуникация» считается понимание данного явления как путь передачи сообщения или информации, в котором субъектом осуществляется принятие, переработка и передача информативного сообщения4.
По мнению А.В. Петровского коммуникация представляет собой акт осуществления социального взаимодействия, который направлен на то, чтобы достигнуть социальной общности между людьми, сохранившими собственную идеальность5.
Процесс общения представляет собой определенную последовательность действий, которые складываются в единый процесс, называемый коммуникативной деятельностью по отношению к конкретному человеку. Действие общения направлено на определенную цель и выполняет ряд задач. Среди главнейших категорий общения выделяют совершаемые ответные действия и выполняемые первым инициативные акты.
На основании того, что общение признано взаимным действием, каждый человек, принимающий участие в коммуникативном действии, должен быть уверен в том, что его действия воспринимаются партнером. На основании этого в качестве наиболее важного момента общения отмечают то, что в его процессе каждая личность стремится к тому, чтобы своим речевым поведением заинтересовать партнера по коммуникативному процессу.
Согласно исследованиям в педагогике, психологии и социологии, коммуникация представляет собой процесс информационного обмена, направленного на то, чтобы воздействовать на собеседника с целью трансформации его взглядов и поведенческих реакций. Коммуникация является одной из важнейших предпосылок, необходимых для того, чтобы социальные системы развивались, что обусловлено тем, что на основании общения выстраиваются связи между людьми, благодаря которым происходит обмен социальным опытом6.
В общении выделены три стороны, которые имеют между собой тесную взаимосвязь: коммуникативную, под которой подразумевают непосредственный информационный обмен; интерактивную, которая представляет собой взаимодействие между двумя общающимися индивидами; а также перцептивную, которая, в свою очередь, представляет процесс, направленный на познание и восприятие друг друга собеседниками.
В рамках нашего исследования мы в качестве определяющей выбираем точку зрения М.И. Лисиной, которая под общением понимает взаимодействие между людьми, направленное на то, чтобы объединить и согласовать их усилия, направленные на выстраивание отношений, а также обеспечение более выгодных условий для достижения общего результата, интересного обоим собеседникам. Автор считает, что между общением и деятельностью существует очень тесная взаимосвязь, что и определяет то, что общение также может считаться особым видом деятельности.
Коммуникация не является исключительно процессом трансляции информации, а выступает одновременно с этим как поведенческий аспект, проявляющийся в процессе взаимодействия индивидов друг с другом. То есть в широком смысле коммуникацию следует определять в качестве связи между людьми, реализуемой за счет выстраивания социальных связей и использования различных методов социального взаимодействия. В рамках данного трактования общение становится более общим процессом, который подразумевает только характеристику непосредственных форм, при помощи которых люди взаимодействуют друг с другом.
В рамках нашего исследования мы понимаем коммуникацию как специфическую форму общения, направленную на информационный обмен между людьми, в результате которого осуществляется целенаправленная передача информации, которую собеседники избирательно принимают, а сам процесс взаимодействия в рамках коммуникации должен осуществляться на основании принятых в обществе норм и правил.
Рассмотрим особенности определения понятия «коммуникативных способностей» в различных источниках. Современная наука характеризуется тем, что понятие «коммуникативные способности» рассматривается с позиции различных подходов.
Согласно толковому словарю, под коммуникативными способностями понимают способности человека, которые позволяют ему взаимодействовать с окружающими, интерпретировать полученную от них информацию и правильно передать информацию в ответ7.
Согласно М.В. Шматко, под коммуникативными способностями следует понимать условие, позволяющее эффективно осуществлять процесс коммуникации за счет использования вербальных и невербальных средств воздействия8. По мнению О.А. Светляковой, коммуникативные способности являются способностью, благодаря которой человек применяет имеющиеся речевые навыки и знания с целью реализации коммуникативных задач. По мнению О.А. Светляковой, могут быть дифференцированы поведенческо-прикладные, перцептивные, информационные коммуникативные способности9. В некоторых исследованиях коммуникативные способности определяются в качестве показателей коммуникативной компетенции, на основании которых возможно осуществление диагностики уровня сформированности овладения языком10.
На основании всего вышеописанного можем констатировать, что процесс формирования коммуникативных способностей представляет собой процесс по формированию навыков общаться, используя адекватные ситуации средства общения11.
Согласно исследованиям, проведенным Дж. Альвином и Э. Уориком, под коммуникативными способностями следует понимать определенную совокупность качеств, тесно связанных между собой и позволяющих человеку обеспечить себе необходимый уровень самовыражения, а также взаимодействовать с обществом12. На основании зарубежных исследований А.В. Хаустовым были выделены несколько направлений обучения, определяющих процесс формирования коммуникативных способностей детей13:
осуществление формирования умений к выражению просьбы или требования по отношению к собеседнику;
формирование у детей реакций, позволяющих продемонстрировать социальный ответ окружающим;
формирование умений к называнию, описанию и комментированию предметов, объектов, действий и различных ситуаций;
формирование умений к выражению эмоций и чувств;
формирование представлений о приемлемом социальном поведении и способов его демонстрирования;
формирование умений к ведению эффективного диалога.
Освоение всеми видами коммуникативных способностей приводит к формированию коммуникативной компетенции, которая представляет собой речевое качество личности, включающей в себя языковую, лингвистическую, предметную и прагматическую компетенции14.
В процессе дошкольного возраста происходит развитие психических процессов, в первую очередь активное становление происходит в речи ребенка, которая представляет собой основной компонент коммуникативной деятельности. Сформированные на этапе дошкольного детства психические свойства ребенка, особенности его темперамента, характер устойчивости эмоционального состояния очень сильно влияют на то, как происходит развитие коммуникативных способностей ребенка.
Тот опыт, что ребенок получает на этапе дошкольного развития, определяют то, как в дальнейшем он будет осуществлять коммуникацию, что, в свою очередь, обуславливает особенности социализации и адаптации ребенка к дальнейшему школьному обучению. Многими отечественными и зарубежными исследователями было отмечено, что осуществлять формирование коммуникативных способностей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. он является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей навыков сотрудничества, развития эффективного общения и межличностного взаимодействия с окружающими, обучения детей особенностям и правилам совместной деятельности как с другими детьми, так и со взрослыми.
Таким образом, на основании проведения теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы определяем коммуникативные способности в качестве теоретических и практических действий, назначение которых состоит в установлении межличностных взаимоотношений между людьми и эффективной реализации коммуникации, необходимой для результативного воспитательно-образовательного процесса и развития общества.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Азъ, 1992. – С. 114
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб- ник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос. 2000. – С. 89
Лукьянова Н.А. К определению сущности понятия «коммуникативный навык» / Н.А. Лукьянова // Поволжский вестник науки. – 2020. – №3 (17).– С. 61
Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – С. 145
Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Азъ, 1992. – С. 87
Шматко М.В. Влияние социальных сетей на коммуникативные способности подростков / М.В. Шматко // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 12
Светлякова О.А. Проблемы формирования коммуникативных способностей студентов вуза / О.А. Светлякова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 10. – С. 381
Низаева Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л.Ф. Низаева // Молодой учёный: Серия: Педагогика. – 2016. – №28 (132). – С. 933
Осипова Л.Б. Коммуникативные способности как условие социализации ребенка / Л.Б. Осипова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т.8. №4 (29). – С. 130
Альвин Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Дж. Альвин. – М. : Теревинф, 2008
Хаустов А.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных способностей у детей с аутизмом: учеб.-метод / А.В. Хаустов. Пособие. М.: РУДН, 2007
Осипова Л.Б. Коммуникативные способности как условие социализации ребенка / Л.Б. Осипова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т.8. №4 (29). – С. 132
Лукьянова Н.А. К определению сущности понятия «коммуникативный навык» / Н.А. Лукьянова // Поволжский вестник науки. – 2020. – №3 (17).– С. 60