«Развитие логики, мышления, воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр».

"Готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается нестолько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных т.е. - в качественных особенностях детского мышления"
Л. С. Выготский

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнениябобщения,конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Выделяют три вида мышления:
- Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до4-5 лет.
- Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.
- Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей; развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Формы мышления.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное
- общее, частное и единичное
- утвердительное и отрицательное;
Понятие – житейское
- научное;
Умозаключение – индуктивное
- дедуктивное
- умозаключение по аналогии.

В. А. Сухомлинский писал:
«Без игры не может быть полноценного умственного

развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Логическое мышление и дидактическая игра.
Логическое мышление - это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей ,происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.
Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Цель:

-способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей;

-формировать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

- создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления
- развивать и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве
- развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение
- воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.

В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;

также развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Развитие основ логического мышления старших дошкольников в процессе формирования математических представлений :

Аналогия;

Систематизация;

Сериация

;

Абстрагирование;

Классификация;

Синтез;

Анализ;

Сравнение;

Обобщение.

Средства, развивающие логическое мышление:

Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

Загадки. Задачи – шутки.

Игры-головоломки.

Игры

с

счетными палочками.

Разгадывание ребусов.

Для решения поставленных задач, была проведена следующая работа:

1) В группе создана предметно-развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

2)Так же был подобран сборник логико-математический игр, способствующих развитию основ логического мышления.

Игры с цветными палочками Кюизенера.

Развивать у детей представление о числе;

• Научить их измерению с помощью мерки;

• Развивать комбинаторные способности;

• Познакомить с ориентированием;

• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.

Игра - головоломка »Танграм».

Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности.

Логически задачки

***

Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?

 

***

Три рыбки плавали в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? И т.д.

Игра «Колумбово яйцо»

История появления названия игры Колумбово яйцо — крылатое выражение, обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения. Когда-то известный мореплаватель Колумб задал загадку одному вельможе, считавшему, что открыть Америку не стоило никакого труда. Он предложил ему вертикально поставить на стол яйцо. Тот долго пробовал, но ничего не вышло. Тогда Колумб ударил концом яйца по столу. Скорлупа смялась, и яйцо осталось стоять вертикально. Так появилось выражение ``Колумбово яйцо``, что означает простое решение сложной задачи. Название "Колумбово яйцо" очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым. Эта загадочная и увлекательная игра относится к классу геометрических конструкторов (танграмов). Игра с геометрическими конструкторами способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности детей. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия , временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.