Секция 1. Актуальные тенденции развития дополнительного профессионального образования педагогических
и управленческих кадров
Долока Татьяна Ивановна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ «Школа № 42 города Донецка»
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГОВ
С ЦЕЛЬЮ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Аннотация. В работе раскрывается проблема мотивации в педагогической деятельности, исследуется особенности мотивации профессиональной деятельности, специфика мотивационной сферы педагогов Особое внимание уделено выявлению структуры мотива педагогов, сделаны выводы об особенностях мотивации профессиональной деятельности педагогов, разработаны рекомендации по повышению трудовой мотиваци.
Ключевые слова: мотивация, мотивирование, профессиональный рост.
Актуальность статьи связана с тем, что педагоги постоянно вовлечены в разноплановую профессиональную деятельность. Для поиска ответов на вопрос «почему?», «ради чего выполняется определенная деятельность?» психологами был введен термин «мотивация».
В исследованиях Е.П. Ильина, В.А. Ядова, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьева и других рассмотрены основные вопросы мотивации в педагогической деятельности. Аналогичные вопросы поднимали и зарубежные ученые, такие как Дж. Аткинсон, С. Грофф, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и другие.
Цель статьи: рассмотреть особенности формирования и становления мотивации профессиональной деятельности педагогов.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [2, с. 13].
Мотивация профессиональной деятельности педагогов имеет различия, проявляющиеся как на уровне мотивации достижения успеха – завышенной самооценке, так и на уровне мотивации избегания неудачи – с заниженной самооценкой.
Мотивирование — это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным, акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование — сердцевина управления человеком. Эффективность управления во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование [4, с.256].
Выбор путей мотивации педагогического коллектива актуален для любого руководителя. Метод «Кнута» и «пряника» не единственный способ психологического воздействия. Задача руководителя-профессионала — проводить гибкую политику мотивирования, подобрать максимальное количество вариантов поощрения работников. Как же этого можно достичь в современных реалиях?
Прежде чем приступить к выбору мотивировок, любому руководителю стоит ответить на ряд вопросов, таких как:
Обла
даете ли вы достаточным авторитетом среди коллег
?
Прислушиваетесь ли вы к
мнению
более о
пытных сотрудников
?
Проверяете ли
вы состоятельность
свои
х идей
на себе?
Проявляете ли вы интерес к трудовой деятельности сотрудников?
Понимают ли ваши подчиненные, на какую поддержку они могут рассчитывать?
Пытаетесь ли вы устранить
мешающие положительной мотивации факторы?
Учитываете ли вы пожелания
членов педколлектива
?
Руководителю также необходимо учитывать, что все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации руководителю поможет знание социально-психологических типов [5, с.16].
Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Юные работники не умеют планировать свою работу, видеть конечный результат. Их задача — справиться с возложенными на них должностными обязанностями. Однако по истечении некоторого времени все поменяется.
Учителя – профессионалы – специалисты высокого класса, работающие на достижение продуктивного результата. Они являются реалистичными, инициативными личностями, берущими на себя выполнение разных общественных поручений.
Учителя – творцы – это, прежде всего, интеллектуалы. Они ищут новые нестандартные приемы и подходы к обучению. Стремятся обновить содержание учебного процесса. Такие учителя способны выдвигать идеи и реализовывать их.
Учителя – пунктуалы аккуратны и педантичны. Он ценят комфорт и аккуратность в своей работе, четкость и спланированность действий.
Учителя - хранители традиций являются наставниками, лидерами в коллективе. Они – мэтры, владеющие механизмами влияния на руководство. Такие учителя, как правило, формируют общественное мнение.
Руководитель учебного учреждение, опираясь на данную классификацию, может использовать конкретные методы мотивации профессионального развития педагогов.
Методы и приемы мотивации
Административные методы
Потребности и мотивы:
Методы и приемы мотивирования:
- страх перед увольнением или наказанием;
- желание иметь стабильную работу;
- желание признания профессиональных заслуг.
- издание локальных распорядительных актов;
- объявление выговоров и благодарностей;
- прохождение аттестационных процедур;
- предоставление дополнительных отпусков.
Экономические методы
Потребности и мотивы:
Методы и приемы мотивирования:
- желание быть защищенным в случае болезни, при потере трудоспособности;
- желание экономической защищенности;
- желание справедливости;
- стремление признания заслуг.
- премирование сотрудников (и другие формы финансового поощрения);
- предоставление бесплатного питания в школьной столовой;
- летнее оздоровление;
- организация туристических поездок;
- предоставление больничных, отпусков и т.д.;
- предоставление возможности репетиторства, организации платных кружков.
Социально-психологические методы
Потребности и мотивы:
Методы и приемы мотивирования:
- мотив признания заслуг;
- мотив достижения успеха;
- стремление к карьерному росту;
- потребность доверии руководства и более опытных коллег.
Мотивы безопасности и комфорта:
- желание иметь безопасное и комфортное рабочее место;
- желание удобного режима работы;
- желание спокойной работы без стрессов и конфликтов;
- желание уверенности в завтрашнем дне.
Мотивы общения:
- ощущение себя частью коллектива;
- потребность в неформальном общении с членами администрации.
- обобщение передового педагогического опыта;
- сообщение о ППО в СМИ;
- повышение квалификационной категории, присвоение звания;
- включение педагогов в состав методического совета, аттестационной комиссии, творческих групп;
- предоставление большей самостоятельности в принятии решений и осуществлении действий;
- организация участия в конкурсах педагогического мастерства районного, городского и Республиканского уровней;
- поощрение через вручение благодарственных писем, грамот.
- повышение статуса образовательной организации (учреждения);
- поддержка существующих традиций и развитие новых;
- совместное проведение тематических вечеров, организация экскурсий и поездок;
- поздравление со знаменитыми датам в жизни коллег;
- привлечение к участию в инновационной деятельности;
- поощрение инициатив, самостоятельности,
Использование приемов мотивирования в педагогической деятельности обязательно должно быть комплексным. В нем должны сочетаться различные методы административного, материального, психологического воздействия. Только такой комплексный подход гарантирует эффективность управленческого влияния.
Профессиональный выбор педагогов обусловлен, прежде всего, интересом к профессии, желанием «сеять разумное, доброе, вечное», стремлением раскрыть свой творческий потенциал. В основное зерно профессиональной мотивации учителей вошли мотивы, в большей степени связанные с содержанием их труда. Это стремление реализовать свой педагогический талант, передавать ученикам накопленные знания и опыт.
Мотивационный климат педагога проявляется в преобладающем отношении к своей профессиональной деятельности. Это, прежде всего, настрой на успешное выполнение своих должностных обязанностей, целеустремленность и ответственность, стремление к улучшению качества проделанной работы. [3, c.321].
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивационная сфера педагога в учебно-воспитательном процессе проходит этапы формирования и становления. Это формирование - длительный и сложный процесс, происходящий под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов.
Список использованной литературы
Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М.
Андреева.– Москва: Аспект Пресс, 2002. - 136 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П.
Ильин.- Питер
:
СПб
, 2000.-
360 с.
Хекхаузен
, Х. Мотивация и деятельн
ость: в 2-х томах/ Х.
Хекхаузен
.– М
осква
: Педагогика, 1986.-
646 с.
Шекшня
,
С.В. Управление персоналом современной организации/
С.В.Шексня
. – М
осква
, 1997.-
370 с.
Иванников, В.А.
Формирование побужд
ения к действию/ В.А.
Иванников//
Вопросы психологии.
-
1995.
-
№ 3 – С. 14-25.