Развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников

Недосеева Марина Владимировна,

музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад № 5 «Рябинка»

г. Мариинск, Кемеровская область

Современное состояние теории дошкольной педагогики характеризуется интенсивной разработкой психолого-педагогических основ сенсорного развития детей. Процесс познания ребенком объективного мира включает чувственное и рациональное начала. Они находятся в органических взаимосвязях. Развитие ощущений и восприятий – предпосылка к более сложным процессам умственного, эстетического воспитания. В этом их большое воспитательное значение.

Сенсорное развитие – не самостоятельный и изолированный процесс, оно является продуктом умственного и эстетического воспитания. Этим сфера его расширяется, становится многогранней. Ведущий путь музыкально-сенсорного развития – педагогическая организация восприятия ребенком музыкального звука с его основными свойствами: высотой, длительностью, тембром и динамикой.

Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творчеством. Нет ни одного вида практической музыкальной деятельности, при которой можно было бы обойтись без сенсорного опыта. Исполнение музыкальных произведений всегда корректируется слухом, не говоря уже о таком занятии, как усвоение первоначальных знаний и умений по музыкальной грамоте.

Цель: развитие музыкально-сенсорных способностей детей.

Задачи:

формировать слуховое внимание;

приучать вслушиваться в разнообразные, гармоничные звуковые сочетания, улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений;

обучать способам обследования музыкального звучания.

Развитие музыкально-сенсорных способностей

Способы сенсорных действий

1. Усвоение способов вслушивания при различении звуковысотных

отношений:

развитие умения различать направление мелодии вверх (до, ре, ми, фа, соль) и вниз, в нисходящем движении (используется музыкальная лесенка);

развитие умения различать приму и отрезок звукоряда (используется музыкальная лесенка);

развитие умения различать тоническое трезвучие (используются колокольчики);

развитие умения сочинения простейших мотивов.

2. Усвоение способов вслушивания при различении ритмических отношений:

различение и воспроизведение ритма по прямому подражанию (используется металлофон);

различение ритма только по слуху (используется металлофон и карточки с изображением долгих и коротких звуков);

различение и воспроизведение ритмического рисунка мелодии песни, исполненной с Фортепианным сопровождением (используются карточки с изображением долгих и коротких звуков).

3. Усвоение способов вслушивания при различении тембровых отношений:

исполнение одной и той же мелодии поочередно на металлофоне колокольчиках, баяне, ксилофоне и т.д.

Описание внешнего вида инструмента.

Словесная характеристика тембра каждого инструмента.

4. Усвоение способов вслушивания при различении динамических отношений:

развитие умения слышать динамические оттенки:

очень тихо - умеренно громко - очень громко;

очень тихо - тихо - умеренно громко.

используется динамический баян.

Усвоение способов вслушивания

1. Усвоение способов вслушивания при различении звуковысотных отношений.

Задания:

а) Объяснение: «Ты знаешь, что куколка может ходить вверх по лесенке (раздаются звуки: до, ре, ми, фа, соль) и вниз (соль, фа, ми, ре, до)».

Задание: Отвернись, послушай и скажи, куда пошла куколка - вверх или вниз?

б) Объяснение: «Кукла может прыгать на одной ступеньке (до, до, до; соль, соль).

Задание: Узнай, прыгает ли она на одной ступеньке или ходит по разным?

в) Объяснение: «Вот 2 металлофона: на одном я буду играть, а на другом - ты».

Задания:

Сыграй на своем металлофоне точно так же, как я.

Не смотри, а только слушай, но сыграй так же, как я.

Дополнительные задания:

* Если кукла прыгает, то нарисуй так:

* Если вверх идет, то так:

* Если вниз, то так:

* Когда куколка идет вверх, пой вместе с ней: топ, топ, топ, топ, топ...

* Найди на металлофоне верхнюю ступеньку и сыграй вниз.

* Сыграй от нижней ступеньки вверх и спой.

2. Усвоение способов вслушивания при различении ритмических отношений.

Задания:

Различение и воспроизведение ритма по прямому подражанию. (Ребенок исполняет на своем металлофоне ритмический рисунок, только что исполненный педагогом на другом металлофоне.)

Различение ритма только по слуху.

(Педагог исполняет на металлофоне ритмический рисунок.

 

Ребенок не видит движение рук педагога и складывает по слуху ритмический рисунок из карточек, изображающих долгие и короткие звуки.)

Различение и воспроизведение ритмического рисунка мелодии песни, исполненной с фортепианным сопровождением.

(Педагог поет песню с фортепианным сопровождением.

Ребенок поет на слог «ли» - восьмые ноты и на слог «

лё

» - четвертные; одновременно в своём

дирижировании

отмечает восьмые коротким движением руки, а четвертные - более длинным.

Затем он складывает этот ритмический рисунок из карточек.)

3. Усвоение способов вслушивания при различении тембровых отношений.

Прежде всего, познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучанием, т.е. с их тембром. А уже потом давать задания на узнавание тембров и инструментов. Например, на столе перед детьми лежат инструменты, с характером звучания которых они познакомились ранее. Второй комплект этих же инструментов находится за ширмой у педагога. Педагог играет одну и ту же мелодию на каждом из инструментов, а дети определяют, на каком из них была исполнена мелодия, показывая при этом на соответствующий инструмент, лежащий перед ними.

4. Усвоение способов вслушивания при различении динамических отношений.

Использовать баян, извлекая звуки одной высоты, но разные по силе звучания. Детям пояснить, что на баяне звучит один и тот же звук, но он звучит то тише, то громче. Научить детей различать динамические оттенки: очень тихо, умеренно громко, очень громко, тихо, умеренно громко.

Упражнения для развития музыкально-сенсорных способностей

Звуковысотные отношения:

«Часы», «Эхо». «Птицы и птенчики», «Качели», «Курицы», «Труба», «Скачем по лестнице», «Бубенчики», «Кукушка», «Конь», «Цирковые

собачки», «В бору» Тиличеевой; «Горошина», «Колыбельная», «Солнышко-ведрышко», «Дудочка», «Прибаутка» Карасевой; «Ути-ути» Литовко; «Артистка» Кабалевского; «Жучка и кот» чешская народная прибаутка; «Пастушья песня» Лпанпуаскяя наводная песня; «У кота Воркота», «Бай, качи, качи», «Скок-поскок», «Лиса по лесу ходила», «Украл котик клубочек» русские народные прибаутка.

Ритмические отношения:

«Смелый пилот», «Барабан», «В школу», «Небо синее», «Мы идем с флажками», «Месяц май», «Гармошка» Тиличеевой; «Куда летишь, кукушечка?», «Грустная песенка», «Веселая песенка», «Марш» Агафонникова; «Игра Левдокимова; «Дятел» Леви; «Ехали» Филиппенко: «Снежок» Бырченко; «Кто шагает рядом?» Зингера; «Плясовая» Ломовой;

«Поет, поет соловушка». «Как под наши ворота», «Сорока», «Петушок», «Андрей-воробей» русские народные прибаутки.

Динамические отношения:

«Спите, куклы» «Вальс» Тиличеевой; «Громко-тихо», «Громкая и тихая музыка» Левдокимова; «Кузнец», «Мы поем» Арсеева; «Музыкальное эхо» Андреевой; «Не летай, соловей» русская народная песня.

Тембровые отношения:

«Веселые инструменты», «Веселые дудочки», «Кто поет?», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Чей это марш?», «Кто самый внимательный?» Левдокимова.