РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

О.А. Костригина

Развитие музыкального слуха у учащихся имеет огромное значение, так как оно помогает им развить навыки чистого пения в хоре, слышать и держать свою партию, а также уверенно и смело солировать. Чистота интонирования играет важную роль в качественном исполнении музыкального произведения на уроках специальности, что, в свою очередь, влияет на общую музыкальность и артистизм исполнителя.

Более того, когда учащиеся развивают свои навыки интонирования, они начинают глубже понимать законы музыки и чувствовать ее красоту. Они лучше понимают структуру музыкального произведения, могут анализировать и интерпретировать музыку, что является важной частью музыкального образования. Развитие интонации также помогает учащимся развивать свои музыкальные способности, что может привести к более высоким достижениям в музыкальной карьере.

Формирование способности голосового аппарата интонировать звуки разной высоты является одним из ключевых аспектов музыкального образования, особенно для учащихся, имеющих ограниченный диапазон интонирования, таких как «гудошники». Развитие интонации позволяет им расширить свой вокальный диапазон и уверенно исполнять музыкальные произведения.

Кроме того, интонация играет важную роль в сольфеджио, и работа над ней включается практически во все разделы этого предмета. Поэтому, чтобы достичь успешных результатов, уже с первого класса дети должны приобрести первоначальные певческие навыки, такие как умение интонировать звуки разной высоты, слышать и держать свою партию. Это поможет им в будущем уверенно исполнять музыкальные произведения и достичь высоких результатов в музыкальной карьере.

Развитие способности точного интонирования является важнейшим аспектом музыкального образования, особенно для юных музыкантов. Чтобы достичь этого, полезно приучать их к правилу: прежде чем исполнить музыкальное произведение, нужно сначала точно представить и услышать «внутренним» слухом «звуковой образ». Это означает, что музыкант должен иметь четкое представление о том, как звучит музыкальная фраза, прежде чем начать ее исполнять.

При работе над интонацией в этом периоде желательно использовать фортепиано для дублирования только мелодической линии, а гармонический аккомпанемент можно опустить. Это позволяет музыканту сосредоточиться на точности интонирования и развитии своего внутреннего слуха, не отвлекаясь на сложные гармонические структуры.

Более того, развитие музыкального слуха также помогает музыкантам развивать свои музыкальные способности, такие как слух, память и координацию. Это, в свою очередь, позволяет им исполнять музыкальные произведения с большей уверенностью и точностью, что является важнейшим аспектом музыкального образования.

Кроме того, использование фортепиано для дублирования мелодической линии также позволяет музыкантам развивать свои навыки анализа и интерпретации музыки. Они могут услышать и проанализировать отдельные элементы музыкальной фразы, что помогает им лучше понять музыкальную структуру и исполнить ее более точно.

Формирование навыков сольфеджирования с одновременным овладением основами музыкальной грамоты является важным аспектом музыкального образования, который позволяет учащимся развивать свои музыкальные способности и достичь высоких результатов в музыкальной карьере.

Сольфеджио - это система музыкальной грамоты, которая помогает музыкантам развивать свои навыки чтения нот, понимания музыкальной структуры и исполнения музыкальных произведений. Формирование навыков сольфеджирования включает в себя овладение основами музыкальной грамоты, такими как знание нот, интервалов, аккордов, ритма и метра.

Одновременно с овладением основами музыкальной грамоты, учащиеся должны развивать свои навыки сольфеджирования, такие как умение читать ноты, петь или играть на инструменте с помощью сольфеджирования, слышать и держать свою партию. Это позволяет им развивать свои музыкальные способности, такие как слух, память и координацию.

Кроме того, формирование навыков сольфеджирования с одновременным овладением основами музыкальной грамоты также помогает учащимся развивать свои навыки анализа и интерпретации музыки. Они могут услышать и проанализировать отдельные элементы музыкальной фразы, что помогает им лучше понять музыкальную структуру и исполнить ее более точно.

В целом, формирование навыков сольфеджирования с одновременным овладением основами музыкальной грамоты является важным аспектом музыкального образования, который позволяет учащимся развивать свои музыкальные способности и достичь высоких результатов в музыкальной карьере

Формирование и развитие «ладового чувства». Важной задачей в музыкальном образовании является формирование и развитие «ладового чувства» у ребенка. Это означает научить его «превращать» графический образ мелодической линии (нотную запись) в звуковой образ (внутреннее представление интонаций и ритма). Для этого необходимо постоянно обращать внимание ребенка на направление движения мелодии, чтобы он мог понять и запомнить ее внутреннюю структуру.

Развивая эти навыки, ребенок сможет достичь более глубокого понимания музыки и улучшить свои способности к распознаванию и воспроизведению мелодий с точностью. Это, в свою очередь, поможет ему развивать свои музыкальные способности и достичь большей уверенности в своих музыкальных выступлениях.

Работа над чистой интонацией. Когда ученик овладел навыком более или менее свободного сольфеджирования, следующим шагом в развитии его музыкальных навыков становится работа над чистой интонацией. На этом этапе основной акцент делается на пении мелодий «a capella», что позволяет ученику сконцентрироваться на точности интонирования и качественном звучании.

Важная роль грамотного выбора форм и методов работы на уроках сольфеджио заключается в том, чтобы эффективно развивать музыкальные навыки и способности учеников. Планирование работы по развитию интонации на уроках сольфеджио является ключевым моментом, поскольку оно позволяет фокусироваться на тренировке голосового аппарата, развитии способности точного интонирования, формировании навыков сольфеджирования и формировании и развитии «ладового чувства». Работа над чистой интонацией также играет важную роль в этом процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Абелян

Л.М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва «Композитор» 1992.

Беленькая М.Г., Ильинская

С.В.Музыкальная

копилка. Пособие по развитию навыков игры по слуху и транспонирования, также детский песенник.

СПетербург

«Союз Художников» 2005.

Ефремова Л. Учиться интересно. Пособие по сольфеджио «Композитор.

СПетербург

» 2006.

Камозина

О. Неправильное сольфеджио.

Ростов

на Дону «Феникс» 2010.

Кузнецова о. Вокализы на уроках сольфеджио. Новосибирск 1999.

Огородникова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио «Композитор С-Петербург» 2008.

Орлова Л.Н. Каноны. Учебное пособие по сольфеджио. Тверь 2015.

Поплянова

Е. Игровые каноны на уроках музыки. М. «

Владос

», 2002.

Сиротина Т. Музыкальная азбука. Москва «Музыка» 2004.

Тютюнникова

 

Т.Э.

 

Доноткино

.

 

Часть

 

1.

 

Заводные

 

макароны.

 

М.

Педагогическое общество России. 2005.

Федотова Н. Учимся, играя. Иркутск 2001

Хромушин

О. Джазовое сольфеджио «Композитор» - С.-Пб. 2002

Червоная

М. Ф.

 

Интервалы мы поем. Песни-упражнения по сольфеджио в сопровождении

фп

. "Веселые путешествия в царство музыки"

СанктПетербург

«Союз художников» 2004.

Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». – М., «Музыка», 1996 г.