Студентка Ларионова О.А.
Федерального государственное бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Педагогический институт,
Кафедры Психологии, группы ППО(б)з-91
г. Хабаровск
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Ключевые слова: мышление, познавательно–исследовательская деятельность, дошкольники, развитие, ДОУ
Аннотация: в статье рассматривается специфика познавательно– исследовательской деятельности в условиях ДОУ в контексте развития мышления дошкольников. Даются некоторые рекомендации по организации такой деятельности.
Познавательно–исследовательская деятельность представляет собой, прежде всего, активность, которая направлена на то, чтобы изучить устройство объектов, явлений, взаимосвязей между ними, а также на то, чтобы их упорядочить.
Так, познавательно–исследовательская деятельность осуществляется ребенком еще с самого раннего детства. Такая деятельность выражается, например, в простых манипуляциях с вещами, разного рода элементарных экспериментах. Например, ребенок исследует вещь за счет своих органов чувств, а затем производит с ними разного рода доступные манипуляции, чтобы затем посмотреть, что произойдет в том или ином случае. Дошкольник, совершая те или иные действия, манипуляции, наблюдает за процессом и получившимся в итоге результатом, делает соответствующие выводы. В ходе познавательно–исследовательской деятельности постепенно дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
К старшему дошкольному возрасту познавательно–исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой– либо сфере жизни [1, c. 4].
Можно перечислить следующие развивающие функции, которые выполняет познавательно–исследовательская деятельность:
– формируется познавательная инициатива у дошкольника;
– ребенок осваивает культурные формы упорядочивания опыта;
– изучает причинно–следственные, родовые, видовые, пространственные и временные отношения;
– развивается восприятие, мышление, речь.
Становление познавательной деятельности в дошкольномвозрасте имеет ряд особенностей. Первая особенность заключается в последовательности этапов ее развития.
На первом этапе проявляется любопытство. Дошкольник избирательно проявляет отношение, внимание к разным предметам. Это связано, прежде всего, с тем, что интерес пока еще точечный, дошкольник в раннем возрасте обращает внимание лишь на самые яркие стороны, которые могут открываться ему внезапно.
На втором этапе у дошкольника, как правило, уже происходит формирование более постоянной, глубокой любознательности. Он стремится активно изучать окружающий мир, проникать за поверхностные пределы воспринимаемых объектов. Так, например, дошкольник активно задает вопросы, касающиеся не только внешнего вида, но и внутреннего содержания предметов (из чего сделан тот или иной предмет, как и почему он работает, что у него внутри и пр.). То есть, характерно стремление не просто увидеть и изучить объект, а уже проникнуть более глубоко, в его суть, понять причинно– следственные связи [2, c. 215].
Третий этап характеризуется формированием познавательного интереса как такового. Наблюдается избирательная нацеленность на познаваемые предметы, ясные познавательные мотивы, повышенная устойчивость. Дошкольник исследует специфику сущностных отношений, связей, закономерностей, стремится к более сложным экспериментам. Огромное значение здесь играет наглядно– образное мышление, воображение. Дошкольники уже имеют обобщать полученный опыт, делать выводы.
На четвертом этапе возникает удовлетворение исследовательской деятельностью. За счет использования разных способов действий дошкольник ориентируется как на процесс, так и на предполагаемые результаты. У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.
В свою очередь, мышление является высшим процессом познания окружающей действительности, субъективным восприятием объективной реальности. Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач [3, c. 7].
Соответственно, познавательно– исследовательская деятельность как способ и как условие играет первостепенную роль в развитии мышления дошкольника.
Познавательно–исследовательская деятельность в дошкольном возрасте:
– занимает одно из главных положений, наряду с ведущим видом – игровой деятельностью и, в равной степени, определяет ход психического и личностного развития ребенка;
– включает в себя исследование объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними;
– основывается на природной любознательности и познавательной потребности детей;
– является средством и механизмом социально–коммуникативного развития;
– в процессе познавательно–исследовательской деятельности наиболее ярко проявляется саморазвитие детей.
Так, для того, чтобы познавательно–исследовательская деятельность обеспечивала наиболее эффективное развитие мышления, необходимо соблюдать следующие основные требования и условия:
– следует делать упор на инициативность, самостоятельность, активную роль дошкольников в процессе такой деятельности. Для этого стоит обеспечить свободу в выборе действий, осуществлять не контроль, а лишь помощь (например, в ходе экспериментов и проектной деятельности), не стремится к получению идеальных результатов с первого раза;
– необходимо создать особую, предметно–развивающую среду с использованием многочисленных интерактивных технологий и оборудования (например, оборудование «Фиолетовый лес» и др. подобное), чтобы дошкольники испытывали не просто живой интерес, а присутствовали элементы проблемного обучения, множественные альтернативы действий, операций, манипуляций, множественные вариации конечных результатов;
– педагог должен обеспечить развитие собственных исследовательских навыков, ему необходимо научиться не действовать по шаблону, быть более гибким. Познавательно– исследовательская деятельность должна рассматриваться как широкий горизонт вариантов, действий, педагог должен демонстрировать искренний интерес. Кроме того, важно предлагать действительно стоящие, интересные проблемы, которые будут побуждать дошкольников думать, искать нестандартные решения, подходы;
– в качестве экспертов (специалистов) исследовательской деятельности необходимо приглашать родителей воспитанников, социальных партнеров и др.;
– важно использовать ИКТ в познавательно–исследовательской деятельности [4, c.42].
Все это обеспечит эффективность познавательно–исследовательской деятельности, сформирует гибкое и креативное, творческое мышление дошкольников, подготовит их к дальнейшей учебной деятельности, обеспечить преемственность результатов.
На основании теоретического анализа по данной теме была выбрана программа автора Тектовой Т.В. (заведующая МДОУ Детского сада комбинированного вида №54) «Сказочная лаборатория» для дальнейшей реализации в ДОУ.
Цель программы: развивать познавательную активность детей, мышление через занимательные опыты и эксперименты.
В программе «Сказочная лаборатория» выстроена эффективная качественная система взаимодействия с родителями, а также с другими специалистами. Дана подробная инструкция по созданию и развитию предметно-пространственной среды в ДОУ. В программе подробно раскрывается система работы в разных возрастных группах, предоставляется планирование работы в разных формах организации и постановки детской деятельности: на занятиях, через наблюдения, разнообразные прогулки, исследовательская деятельность, разнообразные опыты, занимательные дидактические игры, интересные количество игровые упражнения и ситуации, чтение художественной литературы, просмотр ярких презентаций.
Предполагаемые результаты:
Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
,
Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и к
орректировать свою деятельность,
Формирование гибкого, креативного и творческого мышления,
Подготовка детей к дальнейшей учебной деятельности.
Данная работа может послужить началом полного и глубокого исследования познавательно-исследовательской деятельности как средства в развитии мышления дошкольника.
ЛИТЕРАТУРА
Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательско
–
исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. – 2016. – № 12.6 (116.6). – С. 1
–
6.
Бородченко М.П. Развитие познавательной активности дошкольника впроцессе опытно
–
экспериментальной деятельности // Вестник студенческого научногообщества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2020. – № 12
–
2. – С.214
–
218.
Бутенко Н.В. Траектория формирования мышления в процессе детского развития // Вестник Южно
–
Уральского государственного гуманитарно
–
педагогического университета. – 2018. – № 1. – С.1
–
11.
Хмелькова Е.В.
К проблеме познавательно
–
исследовательской деятельности дошкольников // Вестник Марийского государственного университета. – 2016. – № 2. – С.39
–
47.