Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников
воспитатель
Шологон Светлана Анатольевна
возраст детей: 6-7 лет
Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. У детей возрастает способность к эмоциональной отзывчивости, проявляется готовность к сочувствию, сопереживанию в ответ на состояние других людей. Для ребёнка наиболее важен выбор партнёра для общения, игры, совместной деятельности, который определяется не только дружескими взаимоотношениям, но и деловыми качествами сверстника. Таким образом, можно сказать, что все указанные особенности старшего дошкольного возраста создают реальную основу для сотрудничества в это период.
Как же мы понимаете термин «Сотрудничество»? Действительно, это:
Дружба
Равенство
Партнерство
Взаимодействие
Контакт
Симпатия
Конкуренция
Взаимопомощь
Общение
Существует много определений сотрудничества, мы предлагаем вам один из вариантов высказываний, который, на наш взгляд, наиболее подходит к нашей технологии.
Сотрудничество – тип взаимоотношений людей между собой, в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий.
Так считают взрослые. А что думают дети, когда слышат «Сотрудничество»? (просмотр видео ролика)
Мы увидели, что дети имеют представление о сотрудничестве и нам, просто необходимо, научить их этому.
Технология развития сотрудничества разворачивается как трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей. Освоение детьми одного этапа зависит от другого.
1 этап детского сотрудничества – «Обогащаем эмоции и речь»
На первом этапе необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнере по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми. А также, развивать у детей отдельные умения, необходимы для осуществления сотрудничества в совместной деятельности. Начинать работу следует со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к эмоциям человека, а также игр-инсценировок.
- «Говорящие куколки»
- «Мимическая гимнастика»
- «Азбука настроения»
- «Волшебные очки»
- «Ты самый, самый»
- «Проведи слепого»
- «Гусеница».
2 этап развития сотрудничества – «Осваиваем модели сотрудничества»
Накопление старшими дошкольниками опыта сотрудничества связано с практическим применением приобретённых на предыдущем этапе знаний, а также освоением содержания моделей сотрудничества.
Совместно-индивидуальная модель сотрудничества (СИМС) – предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок-участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.
Совместно-последовательная модель сотрудничества (СПМС) – предполагает не только принятие общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.
Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества (СВМС) – предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой, - открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. на занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляется взаимодействие между ними для достижения общего результата.
Содержание моделей лучше предлагать детям наглядно на картах-схемах и осваивать их рекомендуется последовательно.
3 этап развития детского сотрудничества – «Сотрудничаем с удовольствием»
На данном этапе необходимо направить деятельность на расширение и усложнение ситуации сотрудничества, стимулировать творческое проявление детей и инициативы каждого участника в процессе диалогов, обмена мнениями между собой в ходе обсуждения и решения проблемных ситуаций.
В конструктивной деятельности дети распределяют обязанности между собой. Учатся взаимодействовать в парах, когда один становится техником, а другой конструктором, а объединяясь в подгруппы учатся взаимодействовать в коллективе. Каждый выполняет свою функцию, и слаженная работа дает результат. Для совершенствования навыков сотрудничества можно использовать различные виды конструкторов.
Также, занятия робототехникой, особенно хорошо способствуют формированию навыков сотрудничества у детей. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических запрограммированных машин со сложной системой управления. Очень важным представляется работа в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Развивают волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
Всем известно, что в дошкольном возрасте одним из средств воспитания являются мультфильмы. Анимационное творчество способствует развитию дополнительных компетенций у детей способности мобилизовать их в определенной жизненной ситуации, стремиться искать и создавать новые нетрадиционные решения для существующих и возникающих проблем. А создание мультфильмов самостоятельно – это вдвойне увлекательно. Мультипликация – это групповой творческий процесс. В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить. Одни создают героев, другие готовят декорации, третьи снимают дубли. И с помощью компьютера и взрослого оживает задуманный сюжет. В ходе такой совместной работы появляется интересный мультфильм.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология сотрудничества Л.С. Римашевской имеет огромный развивающий потенциал. Создает условия для речевой и познавательной активности каждого ребенка, его самореализации, повышает интерес к познавательной деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности, открывает возможности взаимного обучения.
В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.