В.Г. Белимова 
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области ?Новосибирский электромеханический колледж?, Новосибирская область, г. Новосибирск, преподаватель

Развитие общих компетенций у студентов колледжа на занятиях математики с применением активных форм обучения
Активизация познавательной деятельности учащихся одна из наиболее актуальных проблем современного образования. Требования современного рынка труда, ускоренное развитие общества, повсеместная информатизация ориентирует выпускника колледжа встраивается в социальную деятельность, обладая базовыми знаниями, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении всего трудового пути, т.е. обладать общими компетенциями. Конкурентоспособность и успешность человека в современных условиях жизни во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, быть способным к самообразованию и самопроектированию.
Современные требования к результатам освоения образовательных программ структурируется посредством трех категорий: личностные, метапредметные и предметные результаты с учетом профессиональной направленности выбранной профессии или специальности.
Исходя из своего педагогического опыта для реализации требований к освоению профессии или специальности необходимо использовать современные технологии, такие как: проблемное обучение, игры, кейс-технология, технология развития критического мышления, не забывая о традиционных проверенных методах и приемах обучения.
С внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в образовании. Применение ИКТ на занятия способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С., Роберт И. В. и др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых: А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, К.К. Колин, М.П.  Лапчик, И.В. Роберт и др.  
Исходя из своего педагогического опыта вопрос ?Формирование компетенций студентов на уроках математики через современные технологии? остается достаточно актуален. Он позволяет найти возможные пути решения противоречий между возможность студента доступно получать информацию в сети Интернет и нерационально ее применять в жизни.   
Применяя современные технологии на своих занятиях математики, я убедилась в том, что они приводят к развитию компетенции у студентов.
На своих занятиях я применяю игровые технологии, которые на мой взгляд всегда воспринимаются студентами с большим интересом.
Цели применения математических игр с моей точки зрения являются: развитие мышления; углубление теоретических знаний; самоопределение в мире увлечений и профессий; организация свободного времени; общение со сверстниками; развитие коммуникаций; приобретение новых знаний, умений и навыков; формирование самооценки; контроль знаний; мотивация учебной деятельности.
В своей практической деятельности использую следующие виды математических игр: игры-упражнения, игра-соревнование.
Игры-упражнения применяю в форме ребусов, анаграмм, кроссвордов. Данные игры- упражнения даю в начале или конце занятия, занимает 10-15 минут, способствует совершенствованию познавательных способностей студентов, осмысления и закрепления учебного материала. 
Игры – соревнования – это викторины, которые применяются для обобщения пройденного материала, занимают 90 минут. Различные интерактивные викторины. Способствуют развитию работать в команде, слышать собеседника, развитие здоровой конкуренции в группе.
В практической деятельности также использую кейс-технологии при изучении новых тем, на повторительно-обобщающих занятий.
Ниже приведен пример использования кейс-технологии при изучении темы: ?Методы решения систем уравнений? 
Тема: Методы решения систем уравнений.
Цель:
1. Разработка рекомендаций по выбору методов решения систем уравнений
2. Развитие умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты на специальных дисциплинах.
3. развитие умения работать в команде; умения критически относиться к мнению одногруппников.
Ход занятия:
1. Вступительное слово преподавателя.
Сегодня предлагаю вам провести занятие в нестандартной форме, с так называемым ?кейсом?. Как вы понимаете, что такое ?кейс?? Студенты дают свои ответы. Педагог делает вывод о том, что под кейсом понимается несколько страниц текста, различные презентации, видеоматериал. Давайте разделимся на группы. Каждой группе выдается свой кейс.
Тема занятия ?Выбор метода решения систем уравнений?. На предыдущих занятиях мы с вами решали системы уравнений различными методами. Сегодня закрепим, обобщим полученные навыки. 
Ежедневно каждый из нас оказывается в ситуации выбора и необходимо это выбор сделать и причем оптимальный.
Предлагаю сегодня сделать вам выбор метода решения системы уравнений. Умение быстро, рационально, правильно решать системы уравнений, что облегчает прохождение других тем, таких как: решение текстовых задач в курсе алгебры и курсе геометрии, в которых по условию можно составить систему уравнений. 
У вас на столах лежит папка с документами. Откройте, ее, пожалуйста, ознакомьтесь и в течение 3 мин подготовьте ответы на заданные вопросы. Ваша задача не просто рассказать о методе, но и объяснить его преимущество перед другими методами.
2. Чтение текста из кейса в группах.  
Спорт учебе не помеха! Один из ваших одногруппников – Матвей Иванов достиг определенных успехов в спорте. Он вошел в сборную области по боксу. Это, конечно же, замечательно. Но в этом учебном году ему предстоит сдавать сессию, в том числе по математике. Матвей пропустил очень много занятий из-за сборов и соревнований и у него образовались пробелы в знаниях. Это выражается в потере интереса к предмету и низкой успеваемости. Все эти уравнения, системы, графики медленно, но верно превращаются в какие - то непонятные значки и символы. Родители Матвея в ужасе от этих оценок и безрадостной перспективы провала на сессии и грозят ему запретить занятия спортом. А это самое страшное для него. Вашему одногруппнику – спортсмену нельзя отказать в здравом смысле. Лозунг ?Сила есть – ума не надо? не для него. Всем известно, что современные спортсмены люди образованные, интеллектуально развитые. Надеемся, что наш герой из этой породы людей. Как любой спортсмен он пользуется авторитетом у своих ровесников и у него много друзей. И почему бы не сосредоточить их интеллектуальные ресурсы во времени и пространстве на выработку поначалу подхода к этой мини ситуации: как восполнить пробелы в знаниях? Ведь его одноклассники неплохо усвоили темы. Наверняка у них есть верный способ, как обойти проблему? Как доказать и родителям и прежде всего себе, что занятия спортом не являются помехой в учебе?
Итак – цель сегодняшнего занятия: разработать рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях по последней теме и показать различные методы решения систем уравнений.
Учебная группа разбивается на 4 подгруппы и каждой выдается задание.
Задание для 1 подгруппы: разработать и предоставить на занятии три рекомендации к системе ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, используя примеры о графическом методе при решении систем уравнений.
Задание для 2 подгруппы: разработать и предоставить на занятии три рекомендации к системе ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, понятно, используя примеры о методе подстановки при решении систем уравнений.
Задание для 3 подгруппы: разработать и предоставить на занятии три рекомендации к системе ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, используя примеры о методе алгебраического сложения при решении систем уравнений.
Задание для 4 подгруппы: разработать и предоставить на уроке три рекомендации к системе ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, понятно, используя примеры о методе введения новой переменной при решении систем уравнений.
3. Обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой группе. Вопросы для обсуждения. Студенты работают в группах и разрабатывают рекомендации каждый о своем методе решения систем уравнений.
4. После группового обсуждения каждая подгруппа представляет свои рекомендации.
5. Итог подводит преподаватель.
Итак, мы заслушали представителей всех подгрупп о рекомендациях, которые они выработали для своего одногруппника и о том, как можно применять конкретный метод решения систем уравнений, о его достоинствах и недостатках.
Давайте еще раз проверим, как вы усвоили изученный материал и проведем небольшую самостоятельную работу (включается на экране слайд с заданиями).
6. Подведение итогов занятия.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных ситуаций— взять их из жизни, то, что интересно старшеклассникам, то, с чем они сталкиваются ежедневно или могут столкнуться в ближайшем будущем.
Таким образом, подобные технологии способствует формированию общих и профессиональных компетенций согласно ФГОС. Например, по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, среди которых можно выделить следующие:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Общие компетенции на занятиях по математике реализуются при использовании различных методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на занятии, взаимоконтроля, проблемных лекций.
Также считаю можно реализовать и профессиональную компетенцию. Например, ПК 5.1. Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей автомобиля, т.е. спланировать работу в подгруппе для решения конкретной задачи – разработка алгоритма решения систем уравнений.
В заключение хотелось отметить, что моя работа по использованию компетентностного подхода в своей профессиональной деятельности будет продолжена. Интеграция элементов выше названных методов и приемов позволяет осуществлять целенаправленное формирование общих компетенций и профессиональных компетенций у студентов и способствует повышению качества знаний по математике и интереса к предмету, а также успешной социализации личности студента. Но необходимо учитывать тот факт, что использование нестандартных форм и методов обучения с применением ИКТ должно быть рациональным. Не навредить – этот постулат неоспорим.       

Библиографический список
Методика развивающего обучения математике: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Далингер, Н. Д. Шатова, Е. А. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 297 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07408-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515404 (дата обращения: 09.03.2023). 
Теория и методика обучения математике: общая методика: учеб. пособие/ Е. А. Суховиенко, З. П. Самигуллина, С. А. Севостьянова, Е. Н. Эрентраут. − Челябинск: Изд-во ?Образование?, 2013. − 65 с.
https://fgos.ru/fgos/fgos-23-02-07-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-dvigateley-sistem-i-agregatov-avtomobiley-1568/
http://школа-пифагора.рф/load/nestandartnye_uroki_matematiki/17 (дата обращения 24.02.2022)
https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1551
http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=2160&MAGAZINE_ID=87381
https://pedportal.net/nachalnye-klassy/matematika/urok-matematiki-po-teme-quot-reshenie-zadach-raznymi-sposobami-zakreplenie-quot-1023118 (дата обращения 15.03.2019)
 Пример приведен из жизни. Матвей Иванов действительно обучался в группе, в которой был опробован данный метод.









2