РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО СРЕДСТВАМ ИГР Память выступает в качестве предпосылки формирования индивидуальности и личности человека. В процессе разносторонней деятельности в памяти человека откладывается новый материал, обогащается его опыт и познание окружающего мира. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития его мозга, в ходе психического развития под влиянием условий жизни, воспитания и обучения [1, с. 123]. Проблема изучения и развития мнестической деятельности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи находится в центре ряда исследований в области логопедии и логопсихологии. Изучением памяти у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н Усанова, Э.П. Фигередо, Г.С. Гуменная, Е.М. Мастюкова и другие авторы. Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Именно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, а речевое нарушение может значительно затруднять целенаправленное усвоение детьми знаний и определять уровень развития памяти, основанный на понимании, специальной мнестической обработке материала в целях запоминания и воспроизведения, т.е. затруднять процесс формирования словесно-логической памяти. В ходе коррекционно-развивающей деятельности с детьми направленной на развитие мнестической деятельности мы учитываем, интересы детей, потребности и эмоциональное состояние ребенка. Для развития с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед используют ряд методов, это игра, использование мнемотехнических методы и приемы.. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади). В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Наша практика показывает, что наиболее целесообразно организовать игры, в которых участвуют все дети. Общение со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку?? зрения, строить?? и реализовывать совместные планы. В игровой деятельности удовлетворяется потребность детей в игре словом. Особенно велика роль слова в создании образа. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. В своей работе мы используем дидактические и словесные игры, такие как ?Помоги вспомнить?, детям предлагается посмотреть на картинки, запомнить их, а потом назвать или нарисовать их. Дидактическая игра ?Спорт?, педагог рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку, воланчик, лодочку, весла др. Игра ?Кому что??, педагог раскладывает на столе картинки для труда людей разных профессий - картинки: медицинских инструментов, для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), кухонная посуда, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ и др. Приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хром отвечают: ?Он нужен столяру, плотнику?. Многие игры воспитатели проводят по заданию логопеда в ходе логопедического часа, а также игры и элементы ролевых и режиссерских игр использует логопед в ходе фронтальной коррекционно-развивающей деятельности. Мнемотехнические методы и приемы используются нами как отдельный метод развития памяти детей, так и часть игр и упражнений. Например, при заучивании чистоговорок и скороговорок, мы используем схему. Схема помогает ребенку быстрее запомнить содержание чистоговорки, и сконцентрировать внимание на звукопроизношении. В ходе режиссерской игры или сюжетно-ролевой игры мнемосхемы используются для распределения ролей и действий закрепленной для каждой роли. Таким образом, все методы и приемы, используемые для развития памяти детей должны приносить радость детям и тогда они принесут свои результаты намного быстрее, чем навязывание детям однотипных заданий вызывающих у детей дискомфорт и негативные эмоции. Список использованной литературы: ??1. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст]/ Под ред. А.А. Смирнова.- М.: Просвещение, 1967. 2. Мастюкова, Е.М О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи [Текст]/ Е.М. Мастюкова//Дефектология.- 1972.- №5.- С. 12-18.
Развитие памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи посредством игр