Развитие певческих навыков дошкольников

Развитие вокальных способностей детей, а особенно детей дошкольного возраста состоит из двух этапов: речевого и певческого. Такой подход к вопросу обучения пению опирается и на теоретические положения Б. В. Асафьева о внутреннем органическом родстве музыки и речи.

Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным и привлекательным. 

Прежде чем петь высоко и выразительно, ребенок сначала учится говорить высоко и выразительно. Стадия речи, как подготовительная стадия, сначала предшествует, а затем идет параллельно стадии пения. Основными видами музыкальной деятельности на речевом этапе являются вокальные упражнения и речевые игры.

Вокальные упражнения.

«Нет искусства без упражнений, ни упражнения без искусства» Протагор

Упражнения с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, куковать и т.д.), “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)

В основе упражнений и игр с голосом лежат игровые ситуации разработанные педагогами-вокалистами Е.Е. Емельяновым, Н.В Рыбкиной в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовых функций: выражают эмоции независимо от каких-либо традиций и эстетики. В играх такого рода они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма: ребенок может сначала крикнуть, а потом запищать при этом он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается интонирование.

Вокальные упражнения, как вид музыкальной деятельности, направлены на формирование и развитие речевого и певческого дыхания, способности изменять силу и высоту голоса, правильному восприятию звуков и их сочетаний, способствуют умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

Начальным видом упражнений являются двигательные упражнения.

Двигательные упражнения способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки. [18]

Певческая установка – правильная поза при пении:

– сидеть (стоять) ровно;

– не сутулиться;

– корпус и шею не напрягать

– голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

–дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

– петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

– рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

Певческая установка способствует организации певческого дыхания и резонанса, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.

В процессе пения постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность исполнения.

На данном этапе обучения пению удобно и легко работать над формированием певческого дыхания.

Певческое дыхание – один из основных факторов голосообразования. На основе элементарного овладения певческим дыханием идет работа над выработкой напевности звучания. Певческое дыхание влияет на чистоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения пению он сводится к овладению плавным и равномерным выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох зависит от верно взятого вдоха. Поэтому очень важно уметь правильно и в нужном месте брать дыхание.

Научить детей спокойному вдоху помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»). После вступления к песне детям жестом дается команда сделать вдох «понюхать цветок» и сразу начать петь.

Развитию певческого дыхания способствуетигра в «Академию певческих наук». «Дошкольникам-академикам» от лица персонажа (например, Знайки-Зазнайки) задается вопрос: «Зачем мне учиться дышать по-новому? Буду делать столько вдохов, сколько смогу». Детям предлагается спеть фразу любой песни, делая частые вдохи, кажется, что песня «запыхалась», как дети, которые быстро бежали. Дошкольники экспериментально приходят к выводу, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если делать много вдохов, то мелодия будет казаться разорванной на куски, вдох нужно делать в начале фразы, и после ее окончания.

Овладеть навыками певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на:

-упражнения без звука (вдох и выдох, «Трубочка», «Насос», «Обнимашки» и т. д.);

-звуковые («Воздушный шар», «Лыжник»», «Ворона», «Ёжик» (проговаривание звуков, слогов, словосочетаний различных по продолжительности);

-упражнения под музыку («Паровоз», «Пружинка», «Веселые шаги»).

Опыт свидетельствует, что в начале, полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного). Или всем «раздаем» шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения»: задуть «свечи на торте». Затем удлиняем выдох на звуках закрытых (шипящих или свистящих). Для этого используем различные образы: как играет ветер с листвой, или как звучат пчела, жук, комар, спустился воздух из колес машины, сердится кошка и т. д. Далее переходим на выдох самого закрытого гласного звука «у»: самолет, поезд: снижаем и набираем высоту голоса, изменяем громкость.

Весьма полезны дыхательные упражнения на опору дыхания. Например, в игре «Птичий двор» дети воображают, что попали на птичий двор и зовут уток: «уть-уть-уть», петушка: «петь-петь-петь», глубей: «гуль-гуль-гуль», вдруг появилась кошка: «кис-кис-кис», дети кричат: «брысь-брысь-брысь».

Дыхательные упражнения разогревают мышцы дыхательного аппарата и подготавливают его к пению.

Вокальные упражнения, применяемые на данном этапе, способствуют развитию четкой артикуляции и дикции.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Работа над дикциейначинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных в песнях, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Для выработки навыка выразительной дикции используются упражнения артикуляционной гимнастики по системе В. Емельянова («Машина», «Заборчик», «Паровоз», «Страшная сказка» и т.д.), скороговорки («Шла Саша..,» « На дворе трава…» и т.д.), чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Артикуляционная гимнастика не отнимает много времени, но эффективно вовлекает дошкольников в игровую ситуацию, активизируя голосовой аппарат, помогая устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

Артикуляционные упражнения для детей доступны и интересны, если в игровой форме погрузить ребенка в определенные обстоятельства, сказочную историю, игру-путешествие.

Например, путешествуя по зоопарку, дети встречают слона — упражнение «Хобот». Губы сложить трубочкой и как можно больше вытянуть вперед, затем в исходное положение и т. д. Из небольшого бассейна появляется любопытный морж — «Морж усами шевелит». Губы сложить трубочкой и, не вытягивая вперед, шевелить из стороны в сторону. Даже волк приветствует детей своей песенкой — «Песенка волка». Вытянуть шею из плеч вытянуть губы трубочкой «ууу…» А пони (упражнение «Лошадка скачет» — цокать языком) приглашает детей прокатиться по зоопарку и побывать в гостях у филина («Ухает филин». «Ух»), короля всех зверей льва («Лев зевает». Открывать рот как при зевке.) «Верблюд трясет губами». Расслабить губы и на выдохе трясти губами. «Уточка крякает». Низко опуская челюсть и широко открывая рот, крякать.

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти. Этому способствуют упражнения: «Удивленный бегемот» ( отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается легко и свободно), «Горячая картошка» ( положить в рот воображаемую горячую картошку и сделать закрытый зевок; губы при этом сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена). Активизировать работу языка помогут упражнения: «Жало змеи» (рот открыт, язык выдвинут, как можно дальше вперед. Медленно двигается вправо-влево), «Уколы» ( острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, нижняя челюсть- неподвижна), «Самый длинный язычок» (высунуть язычок и пытаться достать им до кончика носа и до подбородка) и т.д.

Для укрепления голосовых связок детей, подготовки их к пению В.Емельяновым и М.Картушиной разработаны фонопедические упражнения, которые способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. Так же эти упражнения корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох. Например, в игре «Капризка» дети кричат «а-а-а», воют «у-у-у», визжат «и-и-и» , в упражнении «Езда на автомобиле» с помощью голоса изображают езду на автомобиле по ровной дороге, потом по плохой дороге, затем автомобиль занесло в кювет и т.п. развивая таким образом голос и его вибрацию.

Исследователи отмечают, что нахождение "места резонанса" является одним из самых сложных и индивидуальных моментов постановки певческого голоса.

В то же время звонкость голоса, возникающая благодаря резонированию, — это то его качество, сформировать которое позволяют анатомо-физиологические особенности певческого аппарата ребенка-дошкольника и которое является ведущей характеристикой эталонного звучания детского певческого голоса. Упражнения «Белочка», «Дятел», «Звуковые прятки» с закрытым ртом на звук «м», как и упражнение «Колокол» («Бом, бом»), во время которых возникает ощущение вибрации губ и «маски», помогают найти место «головного резонирования». Старшие дошкольники уже могут ощутить вибрацию и зафиксировать резонирование звука. Они учатся сохранять резонирование и во время пения с открытым ртом [20].

Таким образом, вокальные упражнения, как вид музыкальной деятельности, подготавливает органы речи и слуха воспитанников к восприятию правильного звука и правильному артикуляционному укладу. Данные упражнения способствуют формированию естественного звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), предусматривает развитие интонационной выразительности речи, обогащение эмоционального воображения.

 

Значение музыкально-речевых игр в развитии детей

Интересным и важным видом музыкальной деятельности направленным на развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста являются музыкально-речевые игры.

Развивающие речевые игры – вид музыкальной деятельности речевого периода обучения пению. Они подготавливают речевой аппарат к вокализации голосовых звуков.

Речевые игры дают возможность послушать свой голос, поиграть с ним. Развивают фонематический, ритмический и интонационный слух, формируют правильное звукообразование, улучшают дикцию, укрепляют голосовые связки.

В основе речевых игр лежит слово, словосочетание или фраза, «играя» с которой дети развивают свои голосовые возможности.

Сначала можно использовать для этого имена детей, приветственные слова, названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т.д.). Дети с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Ваня-Ванечка, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).

Во время игр отдельные слова или небольшой текст, произносятся по-разному: тихо и громко; при этом изменяется регистр голоса: высоко, низко; темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением. В процессе таких игр дети учатся управлять своим голосом, передавать с его помощью различные змоции и настроения. Текст можно произнести громко, как рассказчик, тихо, как ябида, пискляво, басом и т.д.

Далее детям предлагается «поиграть» используя потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

Дети очень нравится игра “Слова на ладошках”, Е. Попляновой, в которой выполняют различные виды заданий, начиная от простых к более сложным.

Во время речевых игр можно использовать традиционные "звучащие жесты": коленопреклонение, хлопанье по коленям, хлопанье и щелканье, а также удары ладонями по груди и бедрам. Эти приемы развивают ритмический слух. Дети, соревнуясь в воображении и изобретательности, легко придумывают различные варианты, активизирующие их творческие способности.

Большое место среди музыкально-речевых игр занимают игры направленные на развитие дикции.Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Необходимо научить детей певческой дикции, объясняя им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показать, как произносятся отдельные фразы и слова.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Работа над дикциейначинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных в песнях, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Для выработки навыка выразительной дикции скороговорки («Шла Саша..,» « На дворе трава…» и т.д.), чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

С целью развития певческих навыков хорошо предложить детям упражнения в виде песенок-игр, когда взрослый поет запев, а дети отвечают за персонажа, пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов.

Для развития навыка выразительной дикции используется способ «стенографии» Текст может произноситься в едином ритме, затем, сначала в медленном темпе, постепенно ускоряясь, с твердой атакой звука и преувеличенной активной работой губ, а также пение при звуке одной высоты.

Важным и очень интересным этапом развития дикции у детей является ритмодекламация. Ритмодекламация или речевоемузицирование – мелодичное проговаривания текста в определенном ритме и темпе. Подобные речевые игры необходимы при развитии певческих возможностей детей, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слуховым речевым слухом.

На данном этапе развития певческого мастерства необходимым элементом является работа руками. Руки "отвечают" за определенные участки коры головного мозга.

Жесты дополняют и украшают любую речь, а во время ритмодекларирования усиливают эмоциональное воздействие как на слушателя, так и на произносящего речь ребенка. Они помогают более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет добиться успеха даже с самыми слабыми детьми.

Поскольку речевые игры предваряют переход от речевого этапа к песенному, важное обратить особое внимание на игры « Рисование голосом».

Рисование голосом – это свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Эти линии могут имитировать траекторию полета пчелы, парения птицы, движения ветра, мчащегося лыжника.

Сначала движение звука и его направление педагог показывает рукой, так как простейшим запечатлением мелодии являются ручные знаки. Направление звука голоса вверх и вниз повторяет движение руки. С помощью более активного движения рук с большей или меньшей амплитудой регулируется динамика звучания голоса. Далее «рисовать» голосом можно по заранее приготовленным педагогом рисункам, потом по рисункам нарисованными самими детьми.

Рисование голосом – единственный способ игры который учит детей самостоятельно управлять своим голосом и при этом не чувствовать себя плохо поющим, что позволяет детям чувствовать себя непринужденно и расковано. А педагогу незаметно и безболезненно для самих детей расширять диапазон детского голоса, укрепить голосовые мышцы, и совершенствовать правильное дыхание. В процессе речевых игр осуществляется переход от речи к пению, которое происходит легко и понятно в игровой форме. Эта фаза продолжается с использованием игровых методов для формирования координации слуха, а теперь и певческого голоса. Эти приемы разнообразны, например, после речевой игры " имена "мы играем в" эхо", но уже с певческим голосом.

Опыт показывает, что процесс обучения детей пению требует элементарной последовательности и регулярности (от простого к сложному), то есть постепенного, последовательного "опережения" сначала двух, затем трех звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.

Все эти приемы помогают детям легко переходить границу между речью и певческой интонацией.

Таким образом, музыкальные речевые игры организуют деятельность голосового аппарата, развивают тембр голоса, укрепляют голосовые связки, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков, активизируют дыхательную мускулатуру, расширяют диапазон речевого и певческого голоса. Активное использование образных аналогий, игровых форм помогает провести занятие интересно и легко и непринужденно осуществить переход от речевого к песенному этапу обучения пению.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests