* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .c28 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .FollowedHyperlink {color: #954F72; text-decoration: underline ;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;}

МАОУ НОШ №21 г. Южно-Сахалинска

Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников путем применения технологии рабочих листов во время уроков и проектной деятельности.

выступление подготовила

учитель начальных классов

Смирнова Е.Н.

2023 год

Содержание

Введение……………………………………………………

…….

.3

Основная часть…………………………………………………4-8

Заключительная часть ……………………………………

…….

.9

Список использованной литературы и интернет-

ресурсов….

10

Введение.

Актуальность.

Проект нового ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года. Актуальность нового ФГОС фокусируется на развитие практических навыков обучающихся. Обучающиеся должны понимать то, как связаны предметы, которые изучаются в школе, чем они могут быть полезны в жизни. Среди новшеств выделяется новое понятие – функциональная грамотность.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Обучающийся должен не просто механически читать, писать, осуществлять простейшие арифметические действия, но получить знания и умения, которые помогут в дальнейшем нормально функционировать в системе социальных отношений, определенной культурной среде [1].

Высокий уровень функциональной грамотности невозможен без такого личностного качества, как познавательная самостоятельность обучающегося. Она, в свою очередь, включает в себя умение реализовывать свои возможности [2].

На современном этапе становления образования появилось такое негативное явление, а именно: возникновение цифровых сборников «Готовое домашнее задание» - которое, в свою очередь, негативно влияет на развитие личности обучающихся как самостоятельной единицы способной решить поставленные задачи, не обращаясь к помощи посторонних ресурсов. Практически все современные пособия для обучающихся уже имеют готовые варианты решения, что негативно сказывается на общей успеваемости. Ребенок, обращаясь к источникам по готовому домашнему заданию, механически списывает его, не задумываюсь о том, какую цель преследовал учитель, задавая его, а значит не достигает поставленных перед ним целей и задач. Снижается уровень познавательной самостоятельности обучающихся в целом.

Технология применения рабочих листов решает проблему списывания. Рабочий лист имеет высокую дидактическую ценность, так как является самостоятельным творчеством учителя. Рабочие листы отличаются от рабочих тетрадей тем, что не перегружены теоретическим материалом, подходят для разных форм организации работы: индивидуальной, фронтальной, в парах, в группах. Значительно экономят рабочее время учителя и обучающихся. Могут иметь разнообразную структуру, включать разноуровневые задания. А главное, рабочие листы не имеют готовых вариантов ответов.

Основная часть.

Противоречия:

между социальным заказом Федерального государственного стандарта начального общего образования на формирование самостоятельно мыслящего обучающегося, и зависимость от цифровых ресурсов с готовыми заданиями обучающихся, выявили такую проблему:

Как формировать самостоятельность младшего школьника в условиях негативного влияния ГДЗ?

Ответ на решение данной проблемы даст педагогический опыт по теме: «Развитие самостоятельности у младших школьников путем применения рабочих листов во время уроков, проектной деятельности».

Познавательная самостоятельность – это качество личности, включающее в себя единую систему стремлений, способностей и умений индивидуума своими силами вести познавательную деятельность, в частности, самостоятельно овладевать общеучебными и специальными знаниями, умениями и навыками с целью решения задач, значимых для индивидуума как члена общества.

Структура познавательной самостоятельности по Т.И. Шамовой [3]:

Мотивационный компоне

н

т

-

это

осознание побуждений, которое обуславливает целенаправленную деятельность.

Содержательно-операционный компонент включает в себя владение обучаемым системы ведущих знаний и способов учения.

Волевой компонент направлен на достижение целей при обучении, он тесно связан с мотивационным и содержательно-операционным компонентами.

Первые методические разработки по созданию рабочих листов появились уже в XX веке. И сделал это педагог-новатор В.Ф. Шаталов.  Он создал систему опорных конспектов с нестандартной подачей материала. Рекомендовал применять технологию не чаще, чем 1 раз в 10 уроков.

В своем подходе к применению рабочих листов он объяснял, что рабочий лист – не рамка, в которую помещают ребенка, а опора для собственных размышлений.

Цель применения технологии рабочих листов: развитие познавательной самостоятельности обучающихся начальной школы путем применения технологии рабочих листов во время уроков и проектной деятельности.

В рамках реализации поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- создать благоприятную среду приобщения младших школьников к самостоятельной деятельности путем применения технологии рабочих листов во время уроков и выполнения учебных проектов;

- разработать авторский «банк рабочих листов» с целью проектирования на их основе уроков в начальной школе, учебных проектов;

- повысить качество следующих компонентов познавательной самостоятельности, а именно: мотивационного, содержательно-операционного и волевого.

- собрать пакет диагностических методик с целью выявления развития уровня познавательной самостоятельности младших школьников после применения технологии рабочих листов.

Рабочий лист - дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изучения материала этапа, тематического блока или урока в целом. Рабочий лист - это лист, где прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать, содержится теоретический материал в формате саммари (краткое изложение). Это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

«Рабочий лист» - это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения.

Рабочие листы - это задания, требующие умение анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. С их помощью теоретические основы материала изучаются на примерах, различных практических заданий. Учащиеся добывают знания самостоятельно и сравнивают свои выводы с теоретическими данными из учебника или других источников.

К инструменту «Рабочий лист» не относятся:

лист с заданиями;

лист на отметку;

ксерокопия заданий из книги;

рабочая тетрадь;

перечень заданий на проверку памяти (тесты, открытые вопросы и т.д.).

Структура «Рабочего листа» выглядит следующим образом:

Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);

Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);

Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);

Задания (очень простое - простое - сложное - твое собственное задание).

Рабочий лист должен иметь одну общую тему. В него могут быть включены задания для анализа, синтеза, установления соответствий между объектами и др., требующие самостоятельной деятельности обучающихся на основе полученных знаний. Рабочие листы применимы на всех уроках начальной школы.

(Демонстрация образца применения рабочего листа на уроке с подробным объяснением применения. Мини-мастер класс).

Цифровые сервисы для создания рабочих листов. Commoncoresheets.com, LIVEWORKSHEETS.COM,TEACHERMADE.COM, COREAPP.AI, WIZER.ME, Worksheets.ru, Canva.com и т.д.

Очень удобным инструментом рабочие листы являются в процессе организации учебных проектов. Так как достаточно часто молодые специалисты не до конца понимают организацию учебного проекта в целом, а потому перекладывают деятельность по их выполнению на родителей обучающихся, для решения данной проблемы придуманы и разработаны достаточно простые рабочие листы учебных проектов для работы с ними в классном коллективе.

Это структурированный материал-заготовка по заданию учебников, в которых проявляется как творчество педагога и обучающегося, так и требования ФГОС. Такие проекты выполняются непосредственно на уроке, под руководством учителя, предполагают как совместную деятельность педагога с обучающимся, так и самостоятельную самого обучающегося, что соответствует поставленным задачам по реализации технологии.

(Демонстрация рабочего листа урока и рабочего листа учебного проекта).

(Демонстрация образца рабочего листа учебного-проекта.).

Из отрицательных моментов применения технологии рабочих листов можно выделить следующие:

- трудоемкость подготовки, занимает большое количество времени самостоятельная разработка данного дидактического материала.

Но цель оправдывает средства.

  Критериями оценки эффективности работы по применению технологии рабочих листов является достижение следующих ожидаемых результатов:

- повышение мотивации обучающихся к изучению предметов начальной школы;

- развитие волевого компонента по достижению цели при обучении;

- повышение учебной самостоятельности обучающихся.

В ходе проведения диагностических исследований приняли обучающиеся 2 класса. Количество обучающихся 29 чел.

Результаты диагностики мотивации обучающихся к изучению предметов начальной школы

(«Оценка уровня школьной мотивации», автор: Н.Г. Лусканова).

Цель методики – определение школьной мотивации.

Результаты стартовой диагностики:

Очень высокий уровень – 8 ч. – 28%

Высокий уровень – 9 ч. - 31%

Средний уровень – 9 ч. – 31%

Низкий уровень – 3 ч. – 10%

Очень низкий уровень 0

Результаты итоговой диагностики:

Очень высокий уровень – 10 ч. - 34%

Высокий уровень – 11 ч. - 38%

Средний уровень – 7 ч. – 24%

Низкий уровень – 1 ч. – 4%

Очень низкий уровень 0

Вывод: мотивация обучения предметов начальной школы имеет положительную динамику роста показателей результативности.

Результаты диагностики учебной самостоятельности младших школьников.

Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников», автор: Н.В. Калинина).

Цель диагностики: выявление и оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности.

Результаты стартовой диагностики:

Высокий уровень – 0 ч.

Средний уровень – 23 ч. - 79%

Низкий уровень – 5 ч. – 17%

Результаты итоговой диагностики:

Высокий уровень – 24 ч. – 83%

Средний уровень – 5 ч. – 17%

Низкий уровень – 0

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/100003/1/m_th_a.a.dzhibladze_2021.pdf

Вывод: учебная самостоятельность обучающихся имеет устойчивую положительную динамику.

Результаты диагностики по выявлению развития силы воли у обучающихся 7-11 лет.

(Анкета «Оценка уровня развития силы воли», автор: Л.В. Балясникова).

Цель анкетирования: выявление и развитие уровня развития силы воли обучающихся.

Результаты стартовой диагностики:

Высокий уровень – 21 ч. - 72 %

Средний уровень - 2 ч. - 7 %

Низкий уровень - 6 ч. - 21 %

Результаты итоговой диагностики:

Высокий уровень – 24 ч. 83%

Средний уровень – 5ч. 17%

Низкий уровень 0 ч.

Публикации по распространению педагогического опыта:

Рабочий лист проект

а

«Числа вокруг нас».

Рабочий лист проекта

"Задачи-расчеты"

Рабочий лист проекта «Добрые советы»

Рабочий лист проекта «Зимняя страничка»

Рабочий лист проекта «Школа кулинаров»

Рабочий лист проекта «Тайна имени».

Рабочий лист проекта

«Составляем орфографический словарь»

Рабочий лист проекта «Праздник поэзии»

Рабочий лист проекта «Прилагательные в загадках»

Рабочий лист проекта «Родной край»

Рабочий лист проекта «Пословицы и поговорки»

Рабочий лист проекта «Говори правильно»

Рабочий лист проекта «Слово в языке и речи»

Рабочий лист к уроку «Земля – планета Солнечной системы»

Рабочий лист к уроку «Условия жизни на Земле. Водные богатства»

Рабочий лист к уроку «Насекомые»

Рабочий лист к уроку «Земноводные и пресмыкающиеся»

Рабочий лист к уроку «Млекопитающие. Звери» и др.

Все материалы по работе в данном направлении представлены в образовательной социальной сети «НС-портал» на личном мини-сайте учителя начальных классов Смирновой Е.Н.

https://nsportal.ru/user/897939

Результаты использования технологии применения рабочих листов:

- повышение учебной самостоятельности обучающихся;

- положительная динамика мотивации обучающихся к предметам начальной школы;

- высокий уровень развития силы воли у обучающихся классного коллектива;

- публикации работ учащихся в электронных СМИ, в образовательной социальной сети nsportal.ru:

проект «Кто нас защищает»;

презентацию проекта «Сказка К.И. Чуковского «

Тараканище

»;

проект «Город будущего»;

проект «Пословицы и поговорки»;

проект «Составляем орфографический словарь. Написание слов с удвоенными согласными».

- победы и участие в конкурсах различных уровней: школьных, муниципальных, региональных, всероссийских.

1. Школьный уровень:

Грамота за 2 место в творческом конкурсе проектов «Город моей мечты»;

Грамота победителя в номинации «Инновационный подход в благоустройстве водоёма» в рамках акции «Берега реки Рогатка»

;

Диплом за 1 место в школьном этапе конкурса «Я – исследователь» с исследовательской работой «Музей в кошельке»;

2. Муниципальный уровень:

Диплом за 3

место

в городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» с исследовательской работой «Музей в кошельке»;

Грамота за 1 место

в городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» с исследовательской работой «У театра есть будущее».

3. Всероссийский уровень:

Диплом 1 степени

во Всероссийском конкурсе

детского творчества

«Я – исследователь» с исследовательской работой

«Эти удивительные муравьи»;

Диплом 1 степени

во Всероссийском конкурсе детского творчества

«Я – исследователь» с исследовательской работой «Озон»;

Диплом 1 степени

во Всероссийском конкурсе детского творчества

«Я – исследователь» с исследовательской работой «Чёрное и белое»;

Диплом 1 степени

во Всероссийском конкурсе детского творчества

«Я – исследователь» с исследовательской работой «Укулеле – удивительный музыкальный инструмент»

;

Диплом за 1 место

во Всероссийском конкурсе работников образования «Лучший методический материал». Рабочий лист к проекту «Задачи-расчёты».

4. Международный уровень:

Диплом победителя за 1 место в дистанционном мероприятии Международный творческий конкурс «Я – исследователь». Исследовательская работа

«Эти удивительные муравьи»;

Диплом победителя за 1 место в дистанционном мероприятии Международный творческий конкурс «Я – исследователь». Исследовательская работа «Разведение лосося на Сахалине».

Использование рабочих листов в работе с родителями.

Рабочие листы - незаменимые помощники во время дистанционного обучения. Ученики начальных классов (особенно 1 – 2х классов) не умеют самостоятельно учиться. Поэтому во время дистанционного обучения роль родителей в обучении школьников возрастает. И именно в это время рабочие листы структурируют предложенные задания, помогают родителям объяснить или отработать учебный материал. В рабочей тетради требуется не только выполнение заданий, но и правильное оформление работы. А рабочий лист – это определённый шаблон классной работы, поэтому вопрос правильного оформления уже решён. Работать таким образом удобно и в формате онлайн, и в формате офлайн, и в пакетном режиме.

III. Заключительная часть.

Технология применения рабочих листов на уроках и во время выполнения учебных проектов позволяет организовать продуктивную самостоятельную деятельность обучающихся, активизирует процесс добывания знаний, является средством обратной связи.

Непосредственно сам рабочий лист помогает разобраться в структуре урока, определить его цели и задачи. Обучающемуся легче подвести итоги уроки, сделать выводы о том, на сколько он был активным в процессе выполнения проекта.

Учитель, в процессе проведения такого урока, является консультантом-помощником, в то время, когда его подопечные становятся исследователями.

Таким образом, рабочие листы являются эффективным инструментом в руках учителя по реализации поставленных целей и задач в процессе изучения предметов начальной школы.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ /

//— г.

Покрово

-Иртыш:

МБОУ

«

Покрово

-Иртышская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области», 2021. — С. 53.

Засыпкина Е. Технология применения метапре

дметных проектов /

[Электронный ресурс] //: [сайт]. — URL: https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/1/17/Засыпкина_Е.В.pdf (дата обращения: 27.11.2023).

Шамова Е. Активизация учения школьников / Шамова Е. [Текст] // Педагогика. —

Москва:Просвещение

, 1982. — С. 209.

Джибладзе

, А. А. Исследование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности: специальность «Социальная психология»: Автореферат на соискание кандидата психологических наук /

Джибладзе

, А. А.; Уральский гуманитарный институт. — Уральск, 2021. — 84 c.