«Развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность»
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”
Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Поэтому в группе необходимо оформить уголок экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:
• Песок и вода • Звук • Магниты. • Бумага. • Стекло. • Резина.
Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование:
разнообразные емкости, шприцы, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, компас, бинокль, губка, пенопласт, поролон, и т. д.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г
2. Смирнова В. В. Балуева Н. И. Парфенрва Г. М. «Тропинка в природу».
Санкт-Петербург Издательство СОЮЗ, 2001г
3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ, 2003г
4. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска».
Москва Творческий Центр, 2005г
5. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».
Москва Педагогическое общество России, 2005г
6. Парамонова Л. М. «Что плавает? Что тонет? »
Чебоксары 1997г
7. Л. В. Ковинко «Секреты природы – это так интересно»
8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.
/ Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.
9. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом. »
Москва Творческий Центр, 2004
ide]