Развитие практических навыков по курсу «Ботаники» через самостоятельную работу учащихся с использованием сайта учителя
Аннотация
В настоящее время все большее значение придается развитию практических навыков учащихся в процессе обучения. Практические умения невозможны без теоретических знаний. Но в связи с тем, что произошло значительное изменение количества учебных часов на изучении биологии, возникла нехватка времени на развитие практических умений. Поэтому одним из способов развития практических навыков учащихся по курсу «Биологии» является использование сайта учителя как инструмента для самостоятельной работы. В данной статье будет рассмотрено, как использование сайта учителя может помочь и способствовать развитию практических навыков по курсу «Ботаники» через их самостоятельную работу.
Ключевые слова: биологическая грамотность, самостоятельная работа учащихся, дистанционное образование, профильное обучение, сайт учителя.
В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения электронных ресурсов в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Роль учителя в информационной культуре также меняется – он должен стать координатором информационного потока. Необходимо научиться пользоваться компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать необходимую информацию.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках предусмотрено в ФГОС НОО. Учителю важно не только иметь доступ к электронным образовательным ресурсам, но и результативно использовать их для достижения целей, которые он ставит перед собой. Проведение уроков с использованием электронных образовательных ресурсов является мощным стимулом в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление. Дидактические преимущества занятий с использованием электронных образовательных ресурсов - создание чувства присутствия. У учащихся появляется интерес, желание учиться и видеть больше. Сегодня школьному учителю доступен довольно большой набор электронных образовательных ресурсов. Электронные образовательные ресурсы имеют ряд особенностей, позволяющих с достаточной результативностью использовать их в процессе изучения растений. [1]
Изучение ботаники – это увлекательное и важное занятие, которое позволяет понять мир растений, их строение, функции и взаимодействие с окружающей средой. Для успешного освоения курса «Ботаника» необходимо не только усвоить теоретические знания, но и развить практические навыки, которые помогут учащимся лучше понять и запомнить материал. К сожалению, исчезла из практики работа на пришкольной территории, которая поддерживала познавательный интерес и связь с живой природой. [8]
Однако, зачастую, учебные занятия в классе не позволяют в полной мере развить практические навыки учащихся. В этой связи, использование сайта учителя может стать эффективным инструментом для организации самостоятельной работы учащихся и развития их практических компетенций по ботанике. Самостоятельная работа - важный компонент обучения, позволяющий учащимся развивать навыки самостоятельности, инициативы, аналитического мышления и саморегуляции. [3] При изучении ботаники такой подход позволяет ученикам лучше усваивать материал и осваивать практические навыки.
Одним из эффективных способов развития практических навыков по курсу «Ботаники» является самостоятельная работа учащихся с использованием специального сайта, созданного учителем. Сайт – удобная форма общения без бумажного носителя с учениками. Такой сайт может содержать разнообразные материалы, задания, интерактивные уроки и тесты, которые помогут учащимся закрепить полученные знания и применить их на практике. Кроме того, персональный сайт позволяет организовать обучение в дистанционной форме. [6]
Сайт учителя ботаники может выступать в качестве виртуальной лаборатории, где учащиеся могут выполнять разнообразные практические задания и упражнения. На сайте могут быть представлены:
Виртуальные гербарии и коллекции растений с возможностью их изучения и идентификации.
Интерактивные модели и симуляторы биологических процессов, протекающих в растениях.
Обучающие видеоролики и мастер-классы по проведению лабораторных работ и полевых исследований.
Базы данных с информацией о видовом разнообразии растений, их морфологии, экологии и распространении.
Задания и тесты для самоконтроля и закрепления практических навыков.
Использование данных ресурсов позволяет учащимся самостоятельно отрабатывать практические умения, такие как:
Распознавание и классификация растений
Наблюдение и описание морфологических признаков
Проведение простейших экспериментов и измерений
Анализ и интерпретация полученных данных
Оформление результатов практической работы
Кроме того, сайт учителя может содержать методические рекомендации и инструкции, которые помогают учащимся правильно организовать свою самостоятельную работу и рационально использовать представленные на сайте ресурсы. [2]
Основными преимуществами использования такой формы работы учащимися для развития практических навыков по биологии являются:
1. Доступность информации - учащиеся могут в любое удобное время и месте получить доступ к необходимым материалам и заданиям, что способствует более глубокому и систематическому изучению предмета.
2. Интерактивные уроки – с помощью сайта учитель может создавать интерактивные уроки, которые помогут учащимся лучше усвоить материал и развить практические навыки, такие как определение растений по их характеристикам.
3. Тестирование знаний - на сайте учителя можно разместить тесты и задания для самопроверки, что поможет учащимся оценить свой уровень знаний и понять, над чем им стоит поработать дополнительно.
4. Взаимодействие с учителем - сайт может содержать возможность задавать вопросы учителю, обсуждать темы с одноклассниками и получать обратную связь, что способствует более глубокому пониманию материала.
Через такую самостоятельную работу учащиеся могут развить навыки определения растений, проведения ботанических исследований, анализа данных и многие другие, что поможет им успешно справиться с заданиями на уроках, при написании ВПР и во время экзаменов, когда ребятам необходимо мысленно понять задания с описанными опытами. Практические навыки играют важную роль в усвоении учебного материала по ботанике. Самостоятельная работа учащихся позволяет им лучше усваивать знания и развивать критическое мышление. Использование сайта учителя дает возможность получать доступ к дополнительным материалам, урокам и заданиям, самостоятельно исследовать материал и применять полученные знания на практике, что обогащает их образовательный процесс. [5]
Учителю рекомендуется интегрировать подобные методики в образовательный процесс для повышения качества обучения по курсу «Ботаника» и развития учебных навыков учащихся.
Таким образом, использование сайта учителя для развития практических навыков по курсу «Ботаники» является эффективным инструментом, который помогает учащимся углубить свои знания, развить навыки и умения, необходимые для успешного изучения предмета. Кроме того, использование сайта учителя для развития практических навыков учащихся является эффективным и перспективным подходом.
Список литературы
1. Аистов, И. А. «др Концепции РГПУ современного СПбАППО естествознания» / И.А. школьниками Аистов, П.А. Москва Голиков, В.В. школьниками Зайцев. - М.: Москва Питер, 2015. - 208 c.
2. Использование электронных образовательных ресурсов природоведения нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. —СПб.: Изд-во РГПУ. — 31 с.
3. Коноводова Ю. А. Отражение проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся в теории и методике обучения биологии / Ю. А. Коноводова. – Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф., Пермь, май 2012 г. – Пермь : Меркурий, 2012. – С. 84-88. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2259/ (дата обращения: 24.06.2024).
4. Максимова, Т. В. Новые приемы в преподавании практической части ботаники на уроках и во внеурочной деятельности / Т. В. Максимова. – Текст : электронный // Вестник НГПУ. – 2013. – № 3 (13). – С. 5-9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-priemy-v-prepodavanii-prakticheskoy-chasti-botaniki-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.06.2024).
5. Мартыненко, И. В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении биологических дисциплин : на материале курса ботаники : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Мартыненко Ирина Владимировна. – Саратов, 2000. – 236 с. – Текст : непосредственный.
6. Миронова, Е. В. Персональный сайт как новый инструмент в работе учителя / Е. В. Миронова. – Текст : электронный // Пермский педагогический журнал. – 2018. – № 9. – С. 62-65. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalnyy-sayt-kak-novyy-instrument-v-rabote-uchitelya (дата обращения: 24.06.2024).
7. Пивоварова Л. В. Качество биологического образования и управленческих решений / Л. В. Пивоварова // Вестник Московского университета. Серия 16, Биология. – 2010. - № 2. - С. 46-50.
8. Пивоварова, Л. В. Состояние проблем биологического образования в практике обучения / Л. В. Пивоварова. – Текст : электронный // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – № 12-2 (78). – С. 174-178. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problem-biologicheskogo-obrazovaniya-v-praktike-obucheniya (дата обращения: 24.06.2024)