АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Томска
Россия, 634009, г.Томск, ул. Р. Люксембург, 64, тел-факс: 51-27-86
Антошкина О.О., учитель географии
МАОУ СОШ № 2 г. Томска
Развитие предметной одаренности у обучающихся
на уроках географии
Современные преобразования в социальной и экономической сферах российского общества обусловили необходимость формирования и развития духовного и интеллектуального потенциала школьников. В связи с этим, работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в системе образования на государственном уровне.
Понятия «одаренные дети» и «детская одаренность» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен» и задача учителя состоит в раскрытии интеллектуального, творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих одноклассников, и требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Причем, потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим школьникам, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность - прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую картину мира, включающую природу планеты Земля, ее население и хозяйственную деятельность человека, в разных уголках планеты, на разных континентах, в разных странах мира. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивацией к познавательной деятельности школьников.
В основу работы с одаренными обучающимися мною был положен принцип «горизонтального расширения», т.е. увеличения объема знаний, умений и навыков на том же концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии.
Использование личностно-ориентированного подхода на уроках позволяет мне как учителю выявить детей с высоким творческим уровнем обучаемости. Такие дети способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решения проблем. Как правило, таких детей в классе немного. Для того, чтобы они не потеряли интереса к предмету, на уроке используются задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от обучающихся сложной мыслительной деятельности. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении, такие задания даются ученикам для домашней отработки. Каждое правильно выполненное задание оценивается. Широко использую на уроках различные виды самостоятельных работ, направленных на:
приведение сравнений по отличию и сходству с выявлением причин общего и отличного;
раскрытие причинно-следственных связей (выявление причин и следствий; установление единичных и общих связей; выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений);
формирование приемов обобщения с последующими выводами;
выдвижение гипотез и их защита;
составление текста с географическими ошибками.
Одной из форм организации познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает приобщение учеников к решению проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является проектная и исследовательская деятельность. Результатами творческих работ школьников являются буклеты, презентации, экскурсионные маршруты, картосхемы, доклады, выступления на конференциях с представлением исследовательской работы и др.
Большая часть работ носит краеведческий характер: «Васюганское болото» - о самом большом болоте в мире, большая территория которого расположенна в пределах Томской области; «Проблема реки Ушайка» - о небольшой речке, притоке реки Томь, протекающей через город Томск; «Таёжные леса Томской области» - об особенностях тайги, её растениях в животном мире, и другие работы школьников, представляющих свои работы на конференциях разного уровня: городских, областных, региональных.
В 8-х классах школьный курс «География. Природа России» наполнен познавательным географическим содержанием. Курс географии 8 класса позволяет создавать яркие, эмоционально-окрашенные образы природы нашей страны, её народов, знакомит детей с объектами природы Всемирного значения, формирует у детей гордость и ответственность за величие нашей страны. Составляю задания повышенной сложности для обучающихся, в том числе и для выполнения домашней работы:
а) Задания на моделирование географических ситуаций и явлений;
б) Задания на группировку природных объектов;
в) Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек.
г) Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам (работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями).
д) Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять картографические источники.
е) Задания на сопоставление, сравнение изученных объектов.
ж) Задания на прогнозирование географических ситуаций.
Обучающиеся с интересом и творческой активностью принимают участие в нестандартных формах урока, например, таких как викторины, состязания в форме КВН, игра-путешествие, игровой урок «Своя игра» и др. Для ролевых игр характерно преобладание самообучения над обучением, а поисковый, мыслительный и организаторский компоненты игровой деятельности формируют у детей исследовательское мышление и творческое отношение к действительности.
Восьмиклассники уже довольно хорошо владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры становится давно используемая на уроках географии игра – путешествие.
К такому уроку необходима предварительная подготовка: заготовить картосхемы маршрутов или маршрутные листы, стрелки разного цвета для обозначения движения команд и различных природных явлений (океанических течений, преобладающих воздушных масс и др.), значки полезных ископаемых, фигурки разных видов растений и животных, имена путешественников и т.д. Причем проводить игру-путешествие можно по разным вариантам в зависимости от темы урока.
Одаренным детям важно не только обеспечить возможности для полноценного развития их способностей, но и обращать особое внимание на их социальную адаптацию, поскольку, в силу своей нестандартности, отличий от одноклассников, они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У одаренных детей часто встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе.
Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности заключается в следующем:
Создание для
обучающегося
ситуации успеха и уверенности, через индивидуальн
ый подход в
обучени
и и воспитании
;
Включение в учебный план школы
или в план
внеурочн
ой деятельности программ курсов
или
занятий
по углубленному изучению предметов школьной программы;
Формирование и развитие сети дополнительного образования
через организацию предметных кружков и клубов научных сообществ
;
Организация
проектной и
исследовательской деятельности
по
учебному
предмету
;
Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Таким образом, цель, которую должен ставить перед собой учитель, а также в целом, педагогический коллектив школы, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей по предметам учебного плана.