Развитие произвольного внимания детей среднего и старшего

дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Дети дошкольного возраста имеют особую специфику распределения внимания. Она заключается в том, что наблюдается преобладание непроизвольного внимания перед произвольным. Вследствие чего требуется постоянная смена деятельности из-за высокой отвлекаемости и неспособности долго концентрироваться на одном занятии. Формирование произвольного внимания происходит последовательно, со временем увеличивается объём запоминаемой информации, возрастает концентрация и сосредоточенность, ребёнок приобретает такие навыки, как умение переключаться, распределять свою деятельность, быть усидчивым и собранным.

Произвольное внимание – это внимание, требующее сознательной волевой настойчивости для выполнения поставленной задачи, развитие самодисциплины, выдержки, и целенаправленного усилия над собой. При этом сосредоточенность и направленность мысли или действия не обусловлены врожденным талантом и навыком, а зависят от степени развития силы воли. Произвольное внимание развивается с течением времени, по мере взросления человека, в конечном итоге переходя на новую, более высокую ступень. У одних дошкольников проще развить его, у другихтруднее. Но основой произвольного внимания остаётся активность регулятивной функции всех умственных процессов, происходящих в головном мозге, в том числе мышлении, памяти. Обучение в школе базируется на произвольности познавательных процессов, чем выше у ребёнка уровень произвольного внимания, тем легче ему будет учиться, поскольку он становится более восприимчивым к новой информации, поэтому считаем, что произвольное внимание следует развивать, начиная с дошкольного возраста.

Произвольное внимание возникает, когда ребенок уже может определять поставленные задачи, сознательную цель, так как произвольность внимания неразрывно связано с уровнем развития речи ребенка, развитием силы воли. Воля – это сознательное саморегулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внешних и внутренних преград. Отличительных черт у этого типа психических процессов немало, но главной остается постановка конкретной задачи. Дошкольника необходимо научить самого определять то, что он хочет понять, запомнить, чему желает научиться, пробуждая в нем познавательный интерес, развивая такие навыки, как усидчивость, самодисциплина, интерес к познавательной деятельности и познанию мира.

В отечественной психолого-педагогической литературе проблема внимания дошкольников рассматривается с разных теоретических и практических позиций. В настоящее время это работы, большинство которых посвящены сенсорному (слуховому и зрительному) вниманию.

Свойства внимания и его произвольность активно развиваются у детей на протяжении всего дошкольного возраста. Дети среднего (в меньшей степени) и старшего (в большей степени) дошкольного возраста уже способны сознательно направлять свое внимание на определенный вид деятельности или предмет, управлять своим вниманием. В возрасте четырех-шести лет устойчивость, способность сохранять сосредоточенность на действии или предмете у детей активно нарастают, дети уже способны направлять внимание и концентрировать его на определённом количестве предметов одновременно, что говорит о развитии такого свойства внимания как распределение. Опосредованным показателем развития произвольного внимания считаются продуктивность и качество выполняемой деятельности дошкольником. Произвольное внимание, также, является основополагающим фактором для развития общей и умственной работоспособности ребенка.

Отметим среди универсальных способов осуществления перехода от непроизвольного к произвольному вниманию и его эффективного развития, возможности продуктивной деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации). Важная роль произвольного внимания в продуктивной деятельности объясняется специфическими особенностями создания дошкольником поделки или рисунка. Имеются ввиду, как самоконтроль самого ребенка, так и поощрения и замечания со стороны детей и педагога.