РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Педагоги создают условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру (например, обращают их внимание на красоту живой и неживой природы, природных явлений, городского и сельского пейзажей и пр., учат видеть в предметах, формах, красках выражение характера, настроения, состояния и т.п.). Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства. Знакомят детей с произведениями искусства различных видов и жанров народно-декоративного, прикладного творчества. Обращают внимание детей на средства выразительности, присущие разным видам искусства, на возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов. В организации изодеятельности детей взрослые реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей дошкольников. Корректируют программное содержание занятий в соответствии с возможностями детей. Стремятся пробудить у ребенка собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом (используя игровые приемы, вводя задание в сказочный сюжет, организуя обсуждение с детьми возможных вариантов изображения и пр.). Воспитатели обеспечивают условия для творческой самореализации детей в изодеятельности. Предоставляют ребенку право свободного выбора сюжета и изобразительных средств. Освоение технических приемов изодеятельности не доминирует и не подменяет создания художественно-выразительного образа. Вводят обучающие моменты ненавязчиво, по мере необходимости, ориентируясь на готовность ребенка к их принятию. При организации занятий педагоги сочетают индивидуальные и коллективные виды деятельности детей, отдавая приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям. Вовлекают детей в коллективные формы изодеятельности (создание панно, декораций и пр.). В коллективных формах изодеятельности создают условия для самореализации каждой) ребенка (совместно с детьми создают и обсуждают замысел, подбирают и изготавливают необходимые элементы, распределяют задачи и т.п.). Предоставляют право выбора ребенку рисовать (лепить, делать аппликацию) по собственному замыслу либо участвовать в реализации коллективного замысла. Сотрудники с уважением относятся к продуктам детского творчества (собирают их, экспонируют, предоставляют ребенку право решать, взять рисунок или поделку домой, отдать на выставку, подарить кому-либо и т.п.). Педагоги знакомят детей с различными средствами воплощения художественного замысла (композицией, формой, цветом, пятном, линией, ритмом и т.п.). Педагоги создают условия для развития свободного, творческого отношения ребенка к изобразительной деятельности. Предоставляют детям возможность использовать для рисования различные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры, маркеры, карандаши, сангину, уголь, листы бумаги разных размеров и фактуры и др.). Помогают осваивать одновременно всю цветовую палитру. Поощряют самостоятельное экспериментирование с цветом (смешивание цветов, получение дополнительных цветов и др.). Педагоги обучают детей различным техникам изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности изображения, а не на формальном копировании предмета'. Развивают умение передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений (детали, пропорции, движения и др.). Развивают умение выстраивать композицию. В соответствии с возможностями детей приобщают их к различным живописным жанрам (рисование с натуры натюрмортов, портретов, обучают навыкам графического рисунка, приемам росписи и т.п.). Педагоги предоставляют детям возможность осваивать различные пластические материалы (пластилин, глину и пр.), помогая овладевать разнообразными приемами лепки. Поощряют комбинирование знакомых приемов лепки и придумывание собственных приемов. Побуждают детей создавать и видоизменять объемные формы, многофигурные композиции. Поощряют детей лепить по образцам (игрушки, бытовые предметы, предметы народных промыслов). Учат окрашивать изготовленные предметы различными красками. Педагоги создают условия для овладения детьми навыками аппликаций в соответствии с их возрастными возможностями. Педагоги создают условия для овладения навыками художественного труда (способами разрывной аппликации, техникой оригами, папье-маше, смешанной техникой), учат изготавливать игрушки, панно из природного и бросового материала и пр. Предметно-развивающая среда: Набор дымковских игрушек; Набор жостовских подносов; Набор хохломской посуды; Набор филимоновских игрушек; Набор богородских игрушек. Искусство. Сказки о художниках. Альбомы: ?Государственная Третьяковская галерея?; ?Русская народная игрушка? Серии картин: ?Домашние животные? ?Дикие животные? ?Мы играем? ?Наша Таня? ?Времена года? Альбомы: ?Говори правильно?, ?Птицы? ?Методические указания к картинам по развитию речи? Гербова В.В. Диафильмы по произведениям детской художественной литературы и ознакомление с явлениями общественной жизни и окружающим Диапозитивы по ознакомлению с окружающим. Настольный плоскостной театр Театр петрушек Кукольный пальчиковый театр Теневой театр. магнитофон. Дидактические игры, настольно-печатные игры. Серии картин: предметных, сюжетных, пейзажных. Комплект зондов для поставки звуков, для артикуляционного массажа. Дыхательные тренажёры, игрушки Серия демонстрационных картин ?Все работы хороши?, ?Кем быть?, ?Круглый год?. Логопедические альбомы для обследования детей с выраженными нарушениями речи. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Лото, домино по изучаемым темам. ?Играйка? ?Играйка- грамотейка? Настольно – печатные дидактические игры Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа Разрезной и магнитный алфавит Алфавит на кубиках Слоговые таблицы Магнитные геометрические фигуры
Развитие ребенка дошкольного возраста в изобразительном искусстве