«Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии»

воспитатель Любимова Ольга Александровна

МБДОУ № 18 «Мишутка»

Существует большое разнообразие приемов и методов по развитию речи. Рассмотрим более подробно один их наиболее современных – сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

-К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.

-В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

1. Развитие речи при помощи пересказоврассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.

4. Развитие коммуникативных способностей.

5. Обучение преодолению страхов и трудностей.

6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность. Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория.

3-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывают сильную привязанность к родителям. Многие дети испытывают стресс, посещая детский сад. Важно избавить детей от этого эмоционального напряжения, используя соответствующие возрасту ребенка сказки. Как правило, в 3-5 лет детям более понятны сказки про животных, а также про взаимодействие людей и животных. Хорошо помогает в этот период сказка «Зайчик в детском саду», которая предназначена для детей дошкольного возраста. Основной эффект – это формирование позитивного настроя на посещение детского сада.

Основные методы сказкотерапии :

1. Рассказывание и сочинение сказки : Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Педагог, родитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить проблемы его речевого развития и совместно их преодолеть.

2. Рисование сказки : Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок развивает мелкую моторику, что также благоприятно сказывается на речевом развитии. Качество изображения не имеет значения.

3. Сказкотерапевтическая диагностика : Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них.

4. Изготовление кукол: В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации.

5. Постановка сказки : Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Педагог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

6. Песочная терапия.

Сказка – это своеобразный посредник между педагогом и ребенком. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение и решает одну из самых серьезных проблем в дошкольном возрасте – развитие речи детей!