"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
с внедрением модели 4К"
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Причем эти перемены происходят так стремительно, что общество часто не успевает подстроиться под новую реальность. По данным многочисленных исследований, от половины до двух третей нынешних первоклассников будут работать по профессиям, которых пока еще не существует. Что делать детям в этом мире, куда им двигаться и как развиваться?
В наши дни один из главных мировых трендов заключается в том, чтобы дошкольное образование перестало быть в некотором смысле «образовательным». Необходимы новые навыки и умения.
О каких навыках (подчеркну — не знаниях) идет речь? Хорошими показателями для пяти-шестилетнего ребенка являются умение играть с другими детьми, идентифицировать и описать свою проблему, понимать и называть чувства и эмоции, помогать другим и контролировать собственные импульсы. Отмечу, ни одного упоминания о скорости чтения или количестве выученных букв и цифр. Такие умения, связанные с эмоциональным интеллектом и коммуникацией, принято называть soft skills (гибкие, надпрофессиональные компетенции и навыки).
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Поэтому необходимо больше внимания уделять развитию речи детей раннего возраста. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его обучения в школе. В процессе развития речи у детей четвертого года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной речи.
Объединяя игру с обучением, можно сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное, заинтересовать детей, пробудить творческую активность. Большое внимание нужно уделить приобретению ими сенсорного и сенсорно-моторного опыта.
На данный момент времени никто не может с точностью спрогнозировать, какие именно профессии будут востребованы в будущем, но то, какими качествами должен будет обладать успешный сотрудник, специалисты назвали уже сейчас. Такие умения, как: решать сложные задачи, критически мыслить, применять творческий подход, работать в команде и управлять людьми, распознавать свои и чужие эмоции, анализировать и принимать решения, вести переговоры и работать в режиме многозадачности, помогут человеку добиваться успеха и гармонично развиваться.
На основе этих знаний была создана модель 4К. В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:
коммуникация;
командная работа (или кооперация);
критическое мышление;
креативность.
В современном мире способность договариваться, налаживать социальные связи, слушать собеседника и объяснять свою точку зрения стала жизненно важным умением, позволяющим управлять отношениями между людьми.
Первичные коммуникационные навыки формируются у ребенка в первые полтора-два года жизни, в основном во взаимодействии с мамой и близкими родственниками. Затем такие способности, как умение правильно и эффективно общаться, чувствовать себя комфортно в любой среде и строить беседу с любым человеком, можно развивать в коллективе, в детском саду.
Зачем нужно уметь общаться? В мире, в котором мы будем жить, сами знания и навыки будут не так важны, как умение взаимодействовать и ими обмениваться. Поэтому эффективная коммуникация выходит на первый план и становится крайне важной сферой развития детей в раннем дошкольном возрасте. Я изучила, какие есть показатели успешной коммуникации для разного возраста.
В 3–4 года — ребенок осознаёт и ясно говорит, что нужно сделать для того, чтобы был результат, пересказывает произошедшее в деталях, может объяснить правила игры кому-то еще и ввести в игру нового ребенка в коллективе, сочиняет песни и истории.
В 5–7 лет — добавляет в разговор свой личный опыт, сопровождает пересказ рисунками, задает вопросы о конкретных деталях, умеет вычленить главное, может вводить свои собственные правила в игру и способен их изменять.
В детском саду мы развиваем коммуникативные навыки через игру и общение. Дети много играют самостоятельно, но и мы, педагоги, включаем игровую деятельность как ведущую во все занятия, при любом обучении. В возрасте 4–7 лет происходит переход от параллельной игры, когда дети играют каждый в свое, к игре, полностью придуманной одним участником, который вовлек в нее всех остальных детей.
Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель — научиться определять общую задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Тенденция современного подхода в системе раннего образования — сводить детей в группы для совместного выполнения задач.
Если речь идет о коллективных занятиях, то оптимальное количество детей в группе — 16 человек. Должна быть кратность 4, что обеспечивает возможность работы в четверках, когда мнения могут разделиться по-разному. Не один против одного, не в паре, а с возможностью привлечь на свою сторону других детей, которые, возможно, еще не определились, и вместе выработать какое-то решение.
Мы видим, что работа в четверке позволяет образовать круг, и это считается более комфортной для работы «фигурой», нежели пара или треугольник. Полезно, когда дети не соревнуются, а учатся помогать друг другу и привносить что-то свое в общее решение: обмен опытом, мнениями и знаниями очень важен.
По своему опыту работы я вижу, что организация работы детей в группах, отказ от модели, когда все сидят, слушают, запоминают, много разных практических занятий, приносит свои результаты.
Вопреки названию, такой тип мышления не направлен буквально на критику. Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что «навязан» педагогом.
Как воспитывать критическое мышления у дошкольников? В первую очередь через создание доверительной среды. Необходимо обращаться к ребенку напрямую, бросать детям вызов, побуждать их задавать вопросы. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу односложно на него отвечать. Лучше вызвать ребенка на диалог и спросить его о том, как бы он сам ответил на свой вопрос. Пусть он попытается самостоятельно найти ответ.
Второй важный аспект — развитие эмоционального интеллекта, обучение детей распознаванию своих и чужих эмоций, умению их определить, назвать и контролировать.
Креативный человек умеет оценивать ситуацию с разных сторон, искать нестандартные решения. Он способен чувствовать себя уверенно при любых изменениях обстоятельств. Такие люди не боятся трудностей, потому что находят интерес в их преодолении.
Для развития креативности важна творческая атмосфера. Прекрасно, когда дети имеют возможность рисовать на полу, на стенах губками, валиками, строительными кистями, чем угодно. Детям нравятся игры в научные эксперименты и игры с «заместителями», когда предмет можно использовать в неожиданных «ролях».
Для применения модели 4К необходимы групповые занятия и игровая деятельность, в ходе которой малыши познают мир вокруг и сами додумываются до каких-то решений. Очень важно, чтобы ребенок не просто слушал и смотрел, а все пробовал сделать самостоятельно. В игру должны быть вовлечены взрослые (педагоги, родители), потому что простого создания творческой атмосферы недостаточно: детей необходимо организовывать и направлять.
Овладение ключевыми компетенциями в формате 4К обеспечивает дошкольникам ориентацию в многообразии окружающей действительности, понимание того, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон, а также способствует успешному обучению в школе.