Речь воспитателя должна соответствовать стандартам литературного языка, литературной разговорной речи, а также звуковой стороне – дикции, темпу, произношению звуков и слов, и так далее. Кроме того, важным аспектом является богатство словаря, точность использования слов, грамматическая правильность и связность.
Окружающая обстановка, в которой ребенок воспитывается, а также забота, отношение взрослых и их воспитательные воздействия, а также активность ребенка в его различных видах деятельности, играют большую роль в развитии речи.
В первые три года жизни речь формируется в процессе детской жизнедеятельности, в режимных моментах, во время самостоятельных игр и на специальных организованных занятиях. Отношение взрослого к ребенку имеет решающее значение для своевременного развития его речи. Внимательное, заботливое и доброжелательное отношение способствует развитию положительных эмоций и разнообразных реакций у ребенка. Оно необходимо для того, чтобы установить тесный контакт с ребенком и развить его речь. В раннем возрасте общение играет ключевую роль в воспитательном воздействии. Общение - это взаимодействие взрослого с ребенком, включающее обращение взрослого к ребенку и ответы ребенка на это обращение.
Развитие речи происходит на специально организованных занятиях, на которых развиваются действия с предметами и движения. Воспитатель определяет, что и как дети будут делать на занятиях, и в результате дети развивают свою активность. Эта активность зависит от типа занятия: при изучении окружающего мира - наблюдение, при работе с картинками - анализ. В ходе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с их внешними особенностями и повадками, например, с тем, что они едят. На повторных занятиях стимулируется речь детей, воспитатель задает им вопросы, а дети отвечают. Если ответы не полные, воспитатель дополняет их, а при затруднениях сам начинает рассказывать, приглашая детей повторять за ним.
Для развития речевой активности детей активно используются картинки, изображающие отдельные предметы, действия с предметами и сюжеты. Это увеличивает интерес к изображенному и помогает развивать обобщение и различные когнитивные навыки. В результате дети учатся не только повторять слова за воспитателем, но и выражать свои собственные мысли.
Особенно важным является чтение книг с иллюстрациями. В процессе последующих занятий воспитатель побуждает детей не только рассматривать картинки, но и рассказывать о содержании книги. Это способствует развитию памяти и аналитических навыков у детей.
При совместных действиях с детьми, таких как конструирование, аппликация, рисование, музыка и так далее, дети встречаются с множеством разных предметов и материалов. В результате дети расширяют свой словарь, учатся использовать существительные, прилагательные и глаголы, и улучшают грамматику речи. Общение как с взрослыми, так и с другими детьми способствует развитию более сложных форм общения, что позволяет им соотносить свои действия с действиями других, привлекать внимание к интересным и необычным моментам, и договариваться о совместной деятельности. Важно внимательно следить за речью детей, слушать их и повторять их слова и фразы. Повторение подтверждает правильность произношения и может быть полезным для усвоения новых слов. Разнообразные методы, такие как рифмовки и подсказывание нужных слов, также могут помочь в развитии речи у детей.
Умелое использование всех этих методов способствует развитию речи у детей вовремя.