* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Современная жизнь и социальная среда навязывает определенные правила жизни молодому поколению. Юноше и девушке важно быть привлекательным в глазах окружающих, они должны быть успешными в своей деятельности. Личный успех является важнейшим источником внутренних сил, он повышает самооценку. Несомненно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос благополучной и успешной личностью. Однако, сами родители, не всегда чувствуют себя таковыми. Например, анкетирование родителей в подготовительных группах детского сада показало, что 92% дошкольников совершенно уверены, что они сами и их родители – успешные люди. А вот среди их родителей только 65% воспринимают себя и своих детей, как успешных. Какие же компоненты физического и психологического развития влияют на личность маленького гражданина, по мнению родителей? Во-первых, раннее развитие малыша. Если ребенку удается добиться успеха в дошкольном детстве, то у него есть все шансы на благополучную жизнь в дальнейшем. Во-вторых, развитие речи. Умение говорить ясно, связно и выразительно играет важную роль в общении, обучении и самореализации ребенка. Хорошо развитая речь помогает детям легче адаптироваться в обществе, устанавливать контакты с окружающими людьми и успешно учиться. В-третьих, наличие благополучной социальной среды. Дошкольный возраст – критический период для формирования основных навыков речи, поэтому важно обеспечить оптимальные условия для его успешного развития. Социальное развитие и окружающая среда в детстве имеет долгосрочные последствия для жизни человека. Навыки и особенности, приобретенные в этом периоде, оказывают влияние на будущие отношения, успех в учебе и работе, а также на его общую жизненную удовлетворенность. Поэтому, мы – педагоги, родители в целом уделяем особое внимание социальному развитию детей, и развитию речи в частности, и создаем для них благоприятную среду, где они смогут гармонично развиваться и осваивать социальные навыки.

Развитию речи у дошкольников мы уделяем внимание сразу, с поступления малыша в детский сад.

Пришедшие дети имеют разный уровень речевой активности. Если малыш ещё не умеет разговаривать, находясь в периоде предречевого развития. Педагоги помогают ребенку изучать окружающий мир, слушая звуки и наблюдая за движущимися объектами. На этом этапе формируем слуховую культуру и общение с близким окружением.

Если ребенок умеет произносить отдельные слова, то педагоги расширяют его пассивный и активный словарный запас. Они учат правильно произносить звуки, создавая простые словосочетания и фразы. На медико-педагогических совещаниях, мы анализирует развитие речи детей в группах раннего возраста, ведем мониторинг развития, даем рекомендации воспитателям и родителям по развитию малышей. Обращаем внимание на малышей, у которых развитие речи отстает на несколько эпикризных сроков, для оказания ранней помощи ребенку.

В дошкольных группах дети активно осваивают грамматические правила, начинают использовать грамматические формы, составлять предложения и рассказы. Их речь становится более разнообразной. Дети становятся способными к более сложной коммуникации. Они учатся описывать события, выражать свои мысли и чувства, а также понимают значение слов и фраз в контексте. В подготовительных группах происходит формирование навыков чтения и письма, что открывает перед ними новые возможности для развития своей речевой компетенции. Так как владение языком невозможно без участия когнитивных процессов, то в процессе занятий у детей развиваются и память, и мышление. Когда ребенок участвует в общении, он вынужден формулировать свои мысли и строить логические связи между ними. Это тренирует его мыслительные процессы, помогает развивать абстрактное мышление и способность к анализу. Кроме того, активное использование языка в процессе обучения помогает запоминанию информации. Ребенок может повторять слова и предложения, что способствует закреплению материала в памяти.

Развитие речи также стимулирует развитие социальных навыков у дошкольников. Когда дети общаются друг с другом или с взрослыми через язык, они учатся слушать и понимать других людей, а также выражать свои мысли и эмоции. Это помогает им развивать навыки эмпатии, учиться сотрудничать и решать конфликты в конструктивной форме.

Наконец, развитие речи способствует общему личностному развитию детей. Когда ребенок уверенно говорит на языке, он чувствует себя более комфортно в группе сверстников, легче заводит новые знакомства и строит отношения с окружающими людьми.

Детям, которые испытывают затруднения в овладении речью, в нашем детском саду рекомендуются индивидуальные занятия с педагогами в рамках психолого-педагогического консилиума. После консультаций с родителями (законными представителями) и заключением договоров психологом и воспитателями-наставниками проводится психолого-педагогическая диагностика таких ребят, составляется индивидуальный образовательный маршрут каждым специалистом и ведется работа в течение учебного года. Детям, с тяжелыми нарушениями речи, мы рекомендуем пройти обследование в психолого-медико-педагогической комиссии, с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Роль родителей и педагогов в стимулировании развития речи у детей является фундаментальной для успешного личностного развития дошкольников. Раннее и эффективное развитие речи играет ключевую роль в формировании когнитивных, социальных и эмоциональных навыков у детей.

Родители являются первыми и самыми значимыми учителями в жизни своих детей. Они имеют возможность создать благоприятную обстановку для развития речи, общения и словарного запаса. Чтение детям с малых лет, беседы на разные темы, задавание вопросов и простое повторение слов помогают расширить словарный запас ребенка. Также важно поощрять проявление интереса к чтению, предлагая книги на различные тематики.

Педагогический коллектив также играет огромную роль в стимулировании развития речи у дошкольников. Педагог должен быть активным участником коммуникативного процесса с каждым ребенком: задавать вопросы, слушать его, поддерживать и развивать речевую активность. Он может использовать игры, загадки, сказки, викторины и другие интерактивные методы обучения для привлечения внимания детей к речи.

Организация совместных мероприятий для детей и родителей: праздников, творческих встреч или кружков, где они могут общаться на различные темы и выражать свои мысли, также способствует развитию речи у дошкольников. Важно создавать условия для активного участия всех участников процесса: возможность задавать вопросы, делиться опытом и получать обратную связь

В игровом процессе дети активно взаимодействуют с окружающим миром, осваивают новые знания и навыки. Играя, они развивают свою речь, обогащая ее новыми словами и выражениями. Для успешного развития речи дошкольников нами используются различные игровые методы и техники.

Одной из таких методик является использование игр со словами. Например, можно предложить детям игру "Комплимент другу". В процессе этой игры ребенок должен сказать своему доброе слово участнику игры. Игра «Угадай предмет на ощупь» также способствует расширению словарного запаса.

Также эффективным средством для развития речи является использование пальчиковых игр. При выполнении пальчиковых движений дети одновременно повторяют определенные фразы или стихотворения. Такие игры способствуют формированию грамматически правильных предложений.

Ролевые игры – еще один способ стимулирования речевого развития дошкольников. В процессе ролевых игр дети имитируют различные ситуации и персонажей, используя при этом активную речь. Например, можно предложить детям игру "Магазин", где они будут выступать в роли продавца и покупателя, общаясь между собой на определенном языке.

Важно отметить, что игры для развития речи должны быть интересными и доступными для детей. Они должны вызывать желание участвовать в них и активно использовать свою речь. При выборе игровых методик необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

Развитие речи является важным аспектом успешного личностного развития дошкольников. Родители играют ключевую роль в помощи своим детям для развития и улучшения речи. На родительских собраниях, на групповых и индивидуальных консультациях мы рекомендуем родителям приемы для стимулирования речевой активности у своих детей.

1. Регулярное чтение и прослушивание аудиокниг . Чтение книг не только способствует развитию словарного запаса, но и позволяет детям улучшить свою интонацию и выразительность речи. При этом важно обсуждать прочитанное, задавать вопросы и побуждать детей выражать свои мысли о происходящем. Профессиональное актерское чтение закладывает в сознании ребенка нормы русского языка, правила красивой речи.

2. Игры со словами. Множество игр, таких как " Слова наоборот" или "Мамы и их детеныши", помогают развивать лексические навыки и улучшают знание правил грамматики.

3. Общение и задания на слуховое восприятие. В ходе обычного общения с детьми можно задавать более сложные вопросы и просить их детально описывать свои мысли или переживания. Также полезным будет предлагать задания, например, просить повторить короткую фразу или найти определенный звук в слове.

4. Пение и стихи. Музыкальные игры, пение песенок и заучивание стихотворений помогают развивать ритмичность речи, улучшают произношение слов и расширяют словарный запас.

5. Прогулки, экскурсии, общение с природой, прослушивание звуков природы, птиц, животных. Расширяет звуковой опыт детей, слуховое внимание, совершенствует звукопроизношение.

Список источников

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.

- Ярославль: «Академия развития», 1996.

Корчак Я. Педагогическое наследие (как любить ребенка). – М.: «Педагогика», 1990.

Петровский

В. Учимся общаться с ребенком. – М.: «Просвещение», 1993.

Социальное развитие ребенка

/ П

од ред. О. Зверевой. – М.: «Профессиональное образование», 1994.

Урунтаева

Г.,

Афонькина

Ю. Практикум по детской психологии. – М.: «Просвещение», 1995.

Эмоциональное развитие дошкольника

од ред. А. Запорожца. – М.:         « Просвещение», 1985