РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация: статья посвящена вопросам использования игровой технологии для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: сенсорное развитие, познавательный интерес, восприятие предметов.
В дошкольном возрасте у ребенка усиливается познавательный интерес, он
все хочет знать. Его интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями. Ребенок с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает
мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование
представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные
возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Психологи доказали, что сенсорное развитие является основой умственного развития и залогом успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.
Если усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным. Здесь мы уже говорим о сенсорном воспитании.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие, совершенствование у ребенка его сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных
представлений).
Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности является
игра, то и в игре происходит познание окружающего. В игре развиваются все
психические процессы. Играя, дошкольник учится сопоставлять, сравнивать,
устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. В игре ребенок усваивает сенсорные эталоны. Основная задача всех сенсорных игр — это накопление разнообразного сенсорного опыта.
Существует множество игр, развивающих сенсорное восприятие ребенка.
Некоторые игры можно организовать с детьми как в детском саду, так и
дома:
− игра «Чудесный мешочек». Положить в красивый мешочек мелкие игрушки, знакомые детям. Затем предложить ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь отгадать игрушку. Можно попросить ребенка дать небольшую характеристику игрушке (мягкая, твердая, круглая и т. д.). Игра развивает тактильные
ощущения;
− игра «Собери пуговицы». Высыпьте перед ребенком горку пуговиц разных
цветов. Предложите ребенку разложить эти пуговицы по коробочкам. Цвет пуговицы должен соответствовать цвету коробки. Игра развивает восприятие цвета, мелкую моторику рук, а также внимание;
− игра «Мозаика из пуговиц». Предложите ребенку в определенной закономерности собрать дорожку из пуговиц, например: красная, зеленая, желтая.
Можно попросить продолжить ваш образец. Также предложить ребенку выложить из пуговиц какую-нибудь фигуру или узор;
− игра «Подбери крышки». Взять разные баночки с крышками. Чтобы к каждой баночке подходила только одна крышка. Попросить ребенка открыть банки, перемешать их, а затем снова закрыть. Игра развивает зрительное восприятие, мелкую моторику рук;
− игра «Прищепки». Для этой игры нужно вырезать из плотного картона
шаблоны, например: солнышко, облако, трава и т. д. Детям необходимо выбрать походящие по цвету прищепки и прицепить их к шаблонам. Желтые
прищепки будут лучиками солнца, синие – капельками дождя на облаке, а зеленые – травой. Игра развивает умение объединять предметы по цвету, также развивает мелкую моторику рук;
− игры с крупами. Тонким слоем насыпать на поднос любую мелкую крупу
(хорошо подходит манная крупа). Можно предложить ребенку нарисовать чтото конкретное, а можно просто водить пальцем и рисовать просто линии, точечки и придумывать свою картинку. Кроме развития мелкой моторики рук,
тактильных ощущений, игра еще развивает воображение. Также оказывает медитативное воздействие.
Такие игры помогут ребенку получить сенсорный опыт, который пригодится ему в дальнейшем.
Таким образом: сенсорное развитие младших дошкольников это одно из
важных направлений в личностном развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка. А применение игровых технологий помогают получению знаний, умений и навыков, которые ребенок пронесёт через всю
свою жизнь.
Великий, знаменитый советский педагог В.А. Сухомлинский говорил:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира».
Список литературы
1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г.
Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988.
2. Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.А. Венгер В.С.
Мухина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №13.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под ред. Л.А. Венгер. – 2008.
4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание
цвета, формы, величины у младших дошкольников / Э.Г. Пилюгина. – 1996.
5. Усова Л.С. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания
дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Л.С.
Усова. – М., 2005.
6. Каримова И.П. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» / И.П. Каримова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2015/11/03/konsultatsiya-dlya-roditeley-razvitie-sensornyh (дата обращения: 02.03.2023)