Развитие словесно логического мышления у детей с ОНР

В младшем дошкольном возрасте происходит формирование всех познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Развитие мышления и речи занимает особое место в этом периоде.

Словесно-логическое мышление представляет собой одну из форм логического мышления, которая характеризуется использованием языковых средств и речевых конструкций. Этот вид мышления начинает формироваться у детей в возрасте 5 лет.

К основным средствам логического мышления относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Развитие мышления у детей дошкольного возраста определяется их способностью использовать эти операции.

Анализ представляет собой разделение сложного предмета на его составляющие части или характеристики. Синтез, напротив, представляет собой мысленный процесс объединения частей в целое. Например, при анализе яблока можно выделить его форму, цвет и вкус, а при синтезе можно объединить эти характеристики, чтобы получить полное представление об яблоке.

Сравнение предполагает выявление сходства и различия между предметами или явлениями. Например, можно сравнить кошку и лису, выяснив, в чем они похожи и чем отличаются.

Обобщение заключается в мысленном объединении предметов или явлений по их общим и существенным признакам. Например, куртка, футболка и платье можно обобщить, объединив их в категорию "одежда".

Классификация представляет собой разделение множества предметов на группы в соответствии с определенным признаком, таким как форма, цвет, величина и т.д.

Существуют различные игры, способствующие развитию словесно-логического мышления у детей:

  1. "Угадай по описанию": взрослый или ребенок описывает предмет, изображенный на картинке, а другой игрок должен угадать, что это за предмет, не видя его.

  2. "На что похоже?": взрослый показывает предмет или картинку, а ребенок находит другие предметы, на которые он похож, объясняя их сходство.

  3. "Назови одним словом": взрослый предлагает ребенку охарактеризовать ряд слов с помощью обобщающего слова.

  4. "Подберите слова по определениям": ребенку предлагается найти слова, соответствующие данному определению.

  5. "Поставь по порядку": ребенку предлагается расположить слова или предметы в правильном порядке.

  6. "Задачи-шутки на сообразительность и смекалку": предлагаются задачи, которые требуют логического мышления для их решения.

  7. Логико-поисковые задачи: задачи, в которых необходимо применять логику и поиск решения.

Эти и многие другие игры и упражнения помогают развивать мышление у детей дошкольного возраста в веселой и увлекательной форме.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests