Развитие связной речи у детей.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей, богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.»

Овладение детьми связными формами высказываний- сложный и длительный процесс. Развитие связной речи ребенка- дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях в детском саду. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, то понимаем под этим совершенствование компонентов языковой системы: фонетику, лексику, грамматику и на их базе задачу развития связной речи. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. С возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Он начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.

Исследованиями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т.е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения. Иными словами, педагог совершенствует все стороны речи- лексическую, грамматическую, фонетическую. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее, прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной части к другой.

Речь- неотъемлемая часть социальной жизни человека, без речи, все знания и умения и сам социум сводится на «нет». Проблема воспитания и обучения подрастающего поколения волнует педагогов, психологов и родителей уже огромное количество лет. Но в последнее время эта проблема стоит особенно остро, а именно, как тот или иной процесс, влияет на его развитие.