Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности.
Выполнила
Воспитатель первой категории
Хлыбова Ольга Анатольевна
Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие. (В.А. Сухомлинский)
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Л.С. Выготский в своих работах писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Согласно новым требованиям ФГОС РФ (Федерального Государственного стандарта образования Российской Федерации) овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Большинство исследований выдающихся психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) направлено на решение проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Именно пятый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, указывала на преимущество рассказывания перед чтением. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия (именно рассказчик может передать содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий).
В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему – развитие речи дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности. Работая с детьми, я стала замечать, что за последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут выразить полностью свою мысль, у них слабо развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, отсутствуют коммуникативные навыки.
Актуальность и проблема определили тему моей работы – «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности».
Основываясь на свой опыт работы с детьми и на свои наблюдения, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, так как она близка и понятна ребенку, связана с игрой, что в свою очередь позволяет нам не отступать от основного принципа обучения – учить играя. Именно в игре формируется личность ребенка, идет развитие познавательных процессов. Так же и воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело, поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. А любимые герои могут стать образцами для подражания.
У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои особенности. И конечно, же в своей работе я учитывала возрастные особенности детей. Так, в работе с младшими дошкольниками моей целью было формирование интереса к театрализованной деятельности. Детям я читала сказки, стихи, знакомила с потешками, показывала небольшие кукольные спектакли. Уделяла большое внимание играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, старались запомнить стихи, знакомились с новыми персонажами из «пальчикового» театра. С помощью масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных. Далее я постепенно переводила деток от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников, исполняющие роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий героя, с передачей его основных эмоций, образа.
Для решения поставленной задачи по развитию связной речи дошкольников я особое внимание уделила развивающей предметно-пространственной среды группы. РППС нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого, активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и развитию всех видов речи. И поэтому, создавая развивающую среду своей группы я стремилась к тому, чтобы она была не только комфортной и располагала к самостоятельной деятельности детей, но и для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, взять на себя роль любого сказочного персонажа, героя. В театральном уголке у нас имеются:
Р
азличные виды театров:
-настольный кукольный театр (театр из конусов и цилиндров, театр игрушек, театр вязанных игрушек)
-стендовый (магнитный, стендовый, фланелеграф)
-театр на руке (пальчиковый, перчаточный, театр на руке)
-театр верховой куклы (тростевой, Би-Ба-Бо, на ложках)
-театр напольных кукол (марионетки)
-театр живой куклы (ростовые куклы, театр масок).
А
трибутика
для постановки сказок,
проведении
имитационных и хороводных игр, игр-импровизаций
(костюмы сказочных героев, маски, элементы костюмов для сюжетно-роле
вых игр и т.д.)
Театрально-игровое оборудование (ширмы,
фланелеграф
, простейшие декорации)
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности у нас имеется оборудования для воспроизведения аудиофайлов, аудиозаписи музыкальных произведений, музыкальные игрушки
Дидактические игры («Угадай сказочного героя», «В гостях у сказки», «Какая это сказка», «Как зовут сказочного героя», «Изобрази героя сказки»
и др.)
Свою работу по развитию связной речи через театральную деятельность у детей дошкольного возраста я начала со средней группы. Так как, чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем. Свою работу я выстроила по следующим направлениям:
- Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная.
- Литературно-художественная практика (связная речь): дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. Д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Чтение художественной литературы каждый раз превращаю в сказку по ролям, для того, чтобы дети с малого возраста усваивали эталон персонажей их тембр, манеры голоса. При чтении произведения старалась использовать средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Затем проводила беседу, стараясь выяснить, насколько ребенок понял суть произведения, эмоциональное состояние героев. Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, я использовала специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашивала: «Кому принадлежит эта песня – волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстраций с зайцем, спрашивала: «Как вы думаете, из какой сказки этот заяц? Почему вы так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они именно так думают, дети вспоминали текст и представляли определённый образ.
- Театрализованная деятельность: в театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, потешкам;
В своей работе я часто использую игры с разными видами театра «Придумай сказку», дети с удовольствием включаются в придумывание новых интересных сюжетов. Не меньше интерес у детей вызывает игра-пантомима, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Я просила детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д.
- Организованно-образовательная театрализованная деятельность. Она включает в себя:
просмотр спектаклей и беседы по ним;
подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
отдельные упражнения по этике;
упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
- При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации или заимствованные из Интернет-источников (для показа на экране).
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
посещение театров семьями;
После того, как ребенок посетил театр с родителями, он в детском саду делится своими впечатлениями, эмоциями с воспитателем и детьми. Мы проводим беседу, стараемся выяснить, насколько ребенок понял суть увиденного спектакля, как зовут героев и их эмоциональное состояние.
организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;
создание эскизов декораций и костюмов к спектаклям;
совместное выступление детей и их родителей.
В течении всего учебного года родители проявляли активное участие в образовательно-воспитательном процессе. Им очень понравилась предложенная мною методика для речевого развития детей. Таким образом, в январе мы с детьми и родителями поставили сказку «Теремок». А в конце учебного года, в нашей группе состоялся показ сказки «Колобок». Актерами были сами дети, а зрителями – дети младшей группы.
Таким образом, я могу отметить, что организованная мною работа в данном направлении стала средством самовыражения и самореализации ребенка в различных видах творчества, источником его самоутверждения в группе сверстников. И жизнь дошкольников в детском саду обогатилась за счет интеграции игры с разными видами искусств.
В процессе театрализованной игры у дошкольников улучшилась диалогическая речь, так как новая роль (особенно диалог персонажей) ставит ребенка перед необходимостью изъясняться четко и ясно.
Пересказ сказок, рассказов, стихотворений дал нам возможность развивать разговорную монологическую речь. Пересказывая художественный текст, на основе которого будет строится игра-драматизация, дошкольники осваивают выразительные средства языка (сравнения, олицетворения, синонимы, антонимы и др.).
Таким образом, можно сделать вывод - благодаря театрализованным играм у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.
Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить связную речь детей. Именно театрализованные игры дают нам возможность использовать главный принцип обучения – учить играя.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию связной речи детей через театрализованную деятельность продолжу и далее, до подготовительной к школе группе.
Литература
Артёмова
Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.:
Просвящение
, 1990.
Арушанова
А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста
/ С
ост. М.М.
Алксеева
. – М., Академия, 1999.
Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников /
Под
. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии,2001
.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С.
Выготский. — СПб
.:
Союз, 1997.