«Развитие творческих способностей детей»

Автор: Бирюкова Светлана Александровна

Введение

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач дополнительного образования. Наше время требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

Однако до сих пор проблема развития творческих способностей остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творческих способностей. Философы, психологи, физиологи, искусствоведы, педагоги, специалисты в области кибернетики используют разные методы познания этого явления: биографический, анкетный, беседы, эксперимент, моделирование и др. Однако данные очень скудны и во многом спорны. Тайна научного творчества с давних времен интересовала самих ученых, а художественного – поэтов, писателей, композиторов, актеров, художников. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущную характеристику человека. Что касается детского творчества, то понимание его столь же важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для понимания собственно зрелого творчества. Поскольку в его истоках, в «зернышке», зародыше заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Поэтому интерес к процессу развития творческих способностей у детей вполне понятен.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что выбранная тема исследования является актуальной на данном этапе развития общества и процесса образования.

Цель данного исследования: изучение проблемы развития творческих способностей детей, необходимых для практической деятельности в декоративно-прикладном направлении; развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства в условиях работы кружка.

Объект исследования процесс развития у детей творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства в условиях учреждения дополнительного образования.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих становление эстетически развитой личности ребенка по средствам декоративно-прикладного искусства.

Согласно указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «творческие способности».

2. Выявить психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей.

3. Раскрыть особенности развитии творческих способностей у детей на занятии кружка декоративно-прикладного направления.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы ученых по изучению развития творческих способностей, а именно: А. Танненбаума, А. Олоха, А. Маслоу, Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер. Разработка проблемы творчества и развития творческих способностей находит отражение так же в фундаментальных трудах отечественных психологов и педагогов А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, Л.С. Выготского, И.Б. Ветровой, И.П. Волкова, П.Я. Гальперина, Г.Г. Григорьева, Е.И. Игнатьева, Ю.Ф. Катхановой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Б.Т. Лихачева, С.П. Ломова, В.К. Лебедко, А.Н. Леонтьева, В.Р. Мосиной, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, В.А. Левина, Р.С. Немов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, А.А. Мелик-Пашаев, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольниковой, В.М. Теплов а, Н.Б. Холезовой, А.С. Хворостова, В.Д. Шадрикова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Методы исследования. На разных этапах работы использовались теоретические методы (теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования) и эмпирические методы (наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов детского творчества).

Работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованной литературы, приложений.

1.Проблема развития творческих способностей детей в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов

Чтобы понять своеобразие развития творчества ребенка, необходимо знать особенности творческой деятельности взрослого человека. Во-первых – это определение понятия «творчество»; во-вторых – понимание механизмов его возникновения, и, последнее – это овладение умением управлять этими механизмами.

По мнению психолога В.С.Кузина: «Творчество – это деятельность, в результате которой человек создает новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение».

Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей:

1) По мнению А. Танненбаума, А. Олоха, Д.Б Богоявленской, А. Маслоу и других учёных как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных сложных ситуациях.

2) Другие учёные Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев считают, что творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта.

3) Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и другие).

Придерживаясь точки зрения Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера, Я.А. Пономарева, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, можно сказать, что творческие способности надо развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность.

Э. Кей предлагала для развития творческих способностей включать детей в различные виды творческой деятельности, организовать среду, с которой взаимодействует ребенок, создать условия для упражнения природных сил в реальной жизни. М. Монтессори способности ребенка предлагала развивать посредством создания простора свободного и естественного проявления личности ребенка. К проблеме детского творчества, развития творческих способностей детей в нашей стране в XX веке обращаются В.А. Левина, Р.С. Немов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, А.А. Мелик-Пашаев.

По мнению В.А. Левиной за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание; результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его. В.А. Левина считала, что наилучшей применительно к каждому возрасту является особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения, которая субъективно выглядит, как деятельность по практическому достижению общественно значимого результата.

Для развития творческих способностей большое значение придается воображению, о чем указывал в своей работе «Педагогика искусства и творческие способности» А.А. Мелик-Пашаев. Ведущую роль в развитии творческих способностей А.Н. Лук отводил творческому воображению.

Р.С. Немов, Б.М. Теплов, рассматривая проблему развития творческих способностей, считали, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это нечто другое, что объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Р.С. Немов указывал на обязательное присутствие творчества в любой деятельности, в которой развивается интерес ребенка. Творческая деятельность ребенка должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Еще одним условием к деятельности, в которую включаются дети, Р.С. Немов называет ее развивающий характер, который заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, как указывает сам автор, деятельность должна находиться в зоне потенциального развития ребенка.

Давая определение способностей, Б.М. Теплов уточняет понимание развития творческих способностей и считает, что творческие способности имеют три признака:

1) под творческими способностями понимается индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) творческими способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие «творческие способности» не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, выделяет следующие творческие способности:

1) способность видеть проблему там, где ее не видят другие;

2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы;

3) способность применить навыки, приобретенные при решении одной

задачи к решению другой;

4) способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее

на части;

5) способность легко ассоциировать отдаленные понятия; способность

памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; гибкость мышления;

6) способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки;

7) способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;

8) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; творческое воображение;

9) способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Творческие возможности, как описывает И.В. Шкляева могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе и уже в дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены еще до поступления ребенка в школу, что создает предпосылку для последующего творческого обучения и творческого развития, а значит, имеет важнейшее значение для дальнейшей его учебы и жизни.

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Различные творческие задания дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

Для развития творческого потенциала дошкольника С.И. Шоломович считала необходимым систематически обращаться к эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свое эмоциональное состояние дает человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями.

В творческой деятельности ребенка К.В. Тарасова выделяет три основных этапа деятельности:

1) Формирование замысла. На этом этапе у ребенка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребенок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных - первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

2) Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

3) Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Е.А. Суханова важным считала уделять особое место самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Она отмечала, что дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребенка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребенка.

Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

Таким образом, мы проанализировали различные точки зрения на проблему развития творческих способностей детей. Как отмечается педагогами-гуманистами, наиболее полное раскрытие творческих способностей детей становится возможным при создании педагогических условий. В качестве таких условий может выступать специально организованная среда, спланированная целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах развития творческих способностей.

Развитие творческих способностей, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя найти двух одинаковых детей. Каждый ребёнок индивидуален по своему и у каждого есть задатки к творчеству. Только у одних они проснулись, а у других ещё спят.

2. Психологические основы способностей

Проблему развития художественно-творческих способностей следует обсуждать только в связи с общими проблемами способностей.

По мнению С.Л. Рубинштейна, вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии. Развитие человека в отличие от накопленного «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека - это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений. Развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразовании, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

С.Л. Рубинштейн сформулировал основное правило развития человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способности более высокого уровня».

Способности – это психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».

Высокий уровень развития способностей обозначают словом «талант». Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающее возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности не только в области науки или искусства.

Талант есть яркое сочетание способностей, с одной стороны, и склонности к данному виду деятельности, своеобразной потребности, носящей характер увлечения, подлинной страсти в занятиях этим видом деятельности – с другой.

Выделяют еще следующие уровни способностей:

1) репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

2) творческий – обеспечивающий создание нового, оригинального.

У одного и того же человека могут быть различные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттл, Спирмен, Бине и другие). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков.

Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов. Задатки являются природными предпосылками способностей и влияют на процесс их формирования и развития. При всех прочих равных условиях наличие задатков весьма благоприятствует формированию способностей, облегчает их развитие.

К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают типологические свойства нервной системы, от которых зависят особенности образования временных нервных связей, быстрота их образования, их прочность, легкость образования дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение первой и второй сигнальных систем. В зависимости от способностей соотношение между сигнальными системами И.П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип – с относительными преобладаниями первой сигнальной системы; мыслительный тип – с относительными преобладаниями второй сигнальной системы; средний тип с относительными уравновешенностями сигнальных систем.

Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия, памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.

Следует помнить, задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развитие. Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности.

Что же касается развития способностей, то отсутствие ранних достижений нельзя рассматривать как свидетельство отсутствия благоприятных задатков. Например, такие крупнейшие таланты, как физик И. Ньютон, математик Н.Н. Лузин, биологи Л. Пастер и К. Линней, проявили себя в относительно позднем возрасте.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обуславливают: разные пути формирования способностей; влияют на уровень достижения, быстроту развития. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней и продолжается в течение всей жизни.