Развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства
Современное образование в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на творческое развитие учащихся. Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческого воображения каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, универсальных учебных действий, навыков самообразования и, конечно, творчества во всех его проявлениях. Значимость развития творческих способностей в младшем школьном возрасте подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), где подчеркивается, что от традиций учебного познания необходимо перейти к всеобщему образовательному творчеству. Школы ориентированы на разностороннее развитие обучающегося, и, как следствие, на гармоничное сочетание учебной и творческой деятельности [18].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» также говорится о том, что «обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, а учебные заведения должны создавать условия для творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» (ст. 5 п. 2) [25].
Младший школьный возраст является благоприятным периодом развития творческих способностей. Именно в этом возрасте ребенка отличают такие качества, как любознательность, впечатлительность, эмоциональность, а также умение удивляться, трудолюбие, способность к творчеству и инициативность, что позволяет говорить о сензитивности младшего школьного возраста в развитии творческих способностей.
Проблемой развития творческих способностей занимались известные психологи: Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савенков, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и др. Развитию творческих способностей в художественной деятельности посвящали свои труды: А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, Д. Б. Кабалевский, Т. С. Комарова, Е. Д. Критская, Е. А. Флерина, Л. В. Школяр, С. Т. Шацкий. Большую роль в развитии творческих способностей играет изобразительное искусство и их художественная деятельность. Именно в этом виде деятельности ребенок развивается как неординарная и творческая личность.
В процессе художественной деятельности на уроках изобразительного искусства у обучающихся формируется целостная картина мира, развиваются творческие способности, эстетическое восприятие, художественно-образное воображение, практические навыки и умения в процессе самовыражения в искусстве. Однако, как показывает практика, потенциал художественной деятельности на уроках изобразительного искусства используется не в полной мере. Отчасти это можно объяснить недостаточной разработанностью содержания занятий изобразительного искусства для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Таким образом, в педагогической практике возникает противоречие между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на уроках изобразительного искусства на основе организации их художественной деятельности для их развития.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования – «Развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства».
Проблема исследования: какова методика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: выявить и обосновать методику развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что методика развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства будет эффективна, если обеспечить проведение специально организованных занятий с включением методов, учитывающих комплексный подход к решению задач их познавательных процессов личности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и обосновать понятийный аппарат;
2) охарактеризовать особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
3) обосновать методику развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства;
4) провести экспериментальное изучение специфики развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сравнение; классификация; обобщение; педагогический эксперимент и анализ его результатов.
Экспериментальная работа проведена на базе 3 класса МОАУ «СОШ №88 города Орска», количество обучающихся 15 человек.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – от 7 до 10-11 лет, как отмечает в своей монографии В. А. Крутецкий, соответствует годам обучения в начальном звене общеобразовательной школы. С поступлением ребенка в школу, как отмечает данный автор, не только резко изменяется весь его уклад жизни, но и положение в школьном коллективе, в семье, так как основной его деятельность. Становится процесс обучения, а наиважнейшей его общественной обязанностью – обязанность не только обучаться, но и приобретать познания [3].
Чтобы усвоить процесс познания в начальном звене общеобразовательной школы, обучающийся младшего школьного возраста должен обладать не только сравнительно высоким уровнем развитости процесса наблюдения, но и произвольного запоминания, организованного внимания, умением не только анализировать, но и обобщать, уметь рассуждать. При этом, данные требования не только нарастают, но и ежедневно усложняются. В частности, анализ результатов исследований Б. Г. Ананьева, М. А. Бантовой, П. Я. Гальперина, И. В. Гитис, К. Т. Голенкиной, В. В. Давыдова, С. Ф. Жуйкова, Л. В. Занкова, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, М. И. Моро, Н. А. Щербаковой, Д. Б. Эльконина убедительно показывают, что во-первых, психофизические особенности обучающихся младшего школьного возраста не являются стабильными и, соответственно, не ограничиваются его возрастом, но могут быть впоследствии не только значимы изменены, но и развиты; во-вторых, возможности не только улучшения, но обогащения процесса умственной деятельности обучающихся находится в прямой зависимости, как от содержания, так и организации не только их умственной активности, но и их деятельности [1].
Все вышеизложенное, в соответствии с указаниями В. Г. Разумовского, дает возможность предопределить основные направления разработки развития способностей обучающихся в процессе обучения, в том числе и творческих. При этом, если говорить о характере мыслительной деятельности и творческом процессе, то, как это было выяснено вышеуказанным автором, интуитивное нахождение принципа разрешения данной проблемы будет являться предопределяющим. Между тем, с точки зрения В. Г. Разумовского, именно этой, творческой способности зачастую и не хватает. Именно поэтому очень полезно проводить целенаправленную работу, в частности, с обучающимися младшего школьного возраста, по развитию и становлению способностей к их интуитивному мышлению [6].
Развитие творческих способностей младших школьников – это изменение компонентов структуры данного феномена путем включения обучающегося в разнообразные виды деятельности, носящие творческий характер. От того на сколько будут использованы данные возможности, во многом будет зависеть потенциал взрослого человека. Для детей младшего школьного возраста характерны потребность к творчеству и желание создавать творческий продукт.
По мнению Л.С. Выготского, творчество – это норма детского развития. Младший школьный возраст является благоприятным, то есть открытым к познанию нового, к способности удивляться, к впечатлительности. Проявление фантазии у ребенка отличается от взрослого яркостью сюжета. Это происходит за счет того, что он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше контролирует его [26].
У детей младшего школьного возраста достаточно хорошо развито непроизвольное внимание, то есть все неожиданное, новое, яркое и интересное само собой привлекает внимание учеников, не требуя определенных усилий с их стороны. А. В. Никитина выделяет пять условий развития способностей детей. Среди них, на первом месте стоит раннее начало. На этом основании младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка и его самореализации [4].
Деятельность должна положительно влиять на развитие творческих способностей ребенка, поэтому существует ряд условий, которые должны осуществляться в процессе деятельности: 1) во время деятельности, дети младшего школьного возраста должны испытывать положительные эмоции и чувство удовлетворения, тогда обучающиеся начинают стремиться заниматься деятельностью по своему желанию, без принуждения. Заинтересованность в выполнении работы оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей; 2) необходимо, чтобы деятельность была творческой; 3) деятельность должна быть организована таким образом, чтобы перед обучающимися ставились цели, немного превосходящие их возможности.
Развитие творческих способностей происходит непосредственно в деятельности, поэтому очень важно включать ребенка в художественную деятельность именно с ранних лет, что благоприятно скажется на развитии творческих способностей. Ребенок младшего школьного возраста особенно стремится познавать мир, открывать новое и неизведанное ранее. Безусловно, одной из важнейших составляющих развития ребенка является именно его творческое развитие. Немаловажную роль для этого играет учебное учреждение, а именно уроки области «Искусство». На данных уроках ребенок учится выражать свои фантазии, представления и воображения в нестандартной форме, а именно – в рисунках и музыке. В дальнейшем, актуализированные на этих уроках творческие пробы, будут способствовать развитию у детей способности видеть прекрасное в обычном, а также создавать что-то свое, личное и неповторимое [22].
Так, например, в рабочей программе по учебному курсу «Музыка» УМК «Планета знаний» для 1-4 класса основной целью ставится повышение культуры личности и развитие творческих способностей обучающихся [7].
А в рабочей программе по «Изобразительному искусству», УМК «Планета знаний» для обучающихся 1-4 класса первой целью определено развитие творчества учеников начальной школы [7].
В рабочей программе по «Технологии» УМК «Планета знаний» для начальной школы целью курса является раскрытие и развитие творческого потенциала ученика [7].
В результате анализа рабочих программ в области «Искусство», можно сделать вывод о том, что развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте уделено много внимания, так как первоначальной целью на данных уроках является развитие творчества. Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального обучения, так как этот процесс необходим для развития личности в целом, он пробуждает самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, а также уверенность в себе.
Представленная задача находит отражение в образовательных программах и инновационных процессах, которые происходят в школе в современном мире.
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, которая представляет собой творческий характер, а также заставляет учащихся познавать мир. Именно поэтому сейчас в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения [3]. В учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Умение удивляться, видеть мир по-особому, преобразовывать впечатления в выразительные образы, создавать субъективно новый продукт. Социологические исследования показывают, что чем раньше начинается формирование интереса ребенка к художественной деятельности, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни. Поэтому в начальной школе очень важно сформировать у младших школьников увлеченное отношение к миру художественной деятельности [6].
Во время знакомства с миром искусства, дети учатся смотреть на окружающий мир, познавать его красоту и, как следствие, начинают развиваться эстетически. Как результат, происходит гармоничное развитие личности. Именно поэтому нужно создать такие условия, в которых ребенок сможет найти творческое самовыражение. При развитии у ребенка творческих способностей, безусловно, важна роль сенсорного восприятия, то есть, умения рассматривать предметы, находить общие и различительные черты, характеризовать предмет и явление. Для создания художественного образа необходимо эмоциональное эстетическое отношение личности [6].
Эстетическое отношение является самым первым пластом развития художественной деятельности. В его основе лежат не отдельные специальные способности человека, а именно особое «художественное», «эстетическое» отношение человека к миру. Именно благодаря такому отношению личности зарождаются художественные замыслы, требующие создание образа в одном или нескольких видах искусства, выражающего внутреннее эмоциональное содержание художественного произведения [3].
В любой преобразующей деятельности, в которой соблюдаются законы красоты, присутствует элемент эстетического. Художественная деятельность предполагает создание предметов искусства, деятельность восприятия, исполнительскую деятельность, творчество. Ее развитие происходит на протяжении всей жизни, а начинается оно именно в детстве. Детям младшего школьного возраста присуща целостность восприятия художественного образа. Через художественную деятельность младшие школьники имеют возможность передать не только то, что они видели в жизни, но и то, что их когда-то взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение. Именно в этом возрасте у детей проявляется способность к, например, сопереживанию, следствием которой является эстетическое восприятие мира. В младшем школьном возрасте ребенок уже имеет представление об искусстве, его видах и способах изображения, ученик уже способен воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира, а также выражать свои эмоции в художественной деятельности. Основа развития эстетического отношения личности – художественный образ, полученный в результате жизненного опыта обучающегося при соответствующем эстетическом отношении. Следовательно, эстетическое отношение развивается только в установке на восприятие художественных образов и выразительности явлений. Развитие творческого воображения является основой для развития творческих способностей. Развитие данного показателя превращается в особую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. В процессе его развития происходит более полное изображение действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному. Если ребенок 3 - 4 лет для изображения самолета использует две палочки, положенные крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом. Ребенок младшего школьного возраста может осознанно менять реальные события, дополнять замысел автора и создавать новый творческий продукт. Именно сознательное изменение описываемых ребенком событий показывает его отношение к этим событиям и является подтверждением творческого характера его деятельности. Вопрос о реализме творческого воображения ребенка связан с вопросом об оценке возникающих у детей образов к действительности. Реализм творческого воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в музыке, в изобразительной деятельности, игре и др. Наблюдения показывают, что ребенок пытается изобразить какие-либо события именно в том виде, в котором они протекают в реальности. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неведением, или неумением изобразить события жизни последовательно. Реализм воображения основывается на создании таких образов, которые бы не были противоречивы реальности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего усвоенного в действительности.
Фантазия младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Данная черта творческого воображения обучающегося выражается в том, что в своих продуктах они повторяют действия, которые могли наблюдать у старших, которые они переживали, а значит, воспроизводят без изменений жизнь семьи и др. Творческое воображение детей младшего школьного возраста отличается непосредственностью и выразительностью. Однако с возрастом элементов простого, репродуктивного, воспроизведения в творческом воображении младшего школьника становится все меньше, тогда в большей степени начинает проявляться творческая переработка представлений. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, нежели человек взрослый, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. А потому воображения в культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, безусловно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строится воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и многообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, перечисленных выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится [16].
В. С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразные ситуации. Создаваясь в замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности [19].
Все перечисленные особенности, а также потребность в самореализации, самоутверждении и желание ребёнка выразить свои эмоции и чувства в действии являются сильными стимулирующими факторами его активного включения в художественную деятельность. Дети младшего школьного возраста создают образы доступными для них способами, путем преобразования и комбинирования уже имеющихся образов и представлений. В данном возрасте обучающийся может сделать самостоятельный выбор художественно-выразительных средств. В музыкальной деятельности – это возможность передавать свои чувства и эмоции от прослушанного произведения в музыкально-ритмических движениях, рисунке, поделке, а также самостоятельный выбор музыкального инструмента для музицирования. В изобразительной деятельности – цветовое решение в зависимости от эмоционального окраса художественного произведения, в соответствии с заданной темой, а также выбор материала и техники исполнения художественного образа. В процессе создания творческого продукта младший школьник проявляет такие качества, как активность и инициативность в процессе собственной художественной деятельности.
Продукт творческой деятельности – это не воспроизведение уже выработанных приемов или действий, а создание чего-то еще не созданного, уникального. А именно то, что обучающийся ранее не делал, не создавал. В основе этого вида деятельности находятся творческие способности. Младший школьник отражает личностные качества, жизненные ценности и отношение к окружающему миру именно посредством создания творческого продукта. Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются творчеством – лепят, рисуют, сочиняют мелодии, импровизируют. Такая деятельность направляет ребенка на создание нового готового творческого продукта, а также обеспечивает радость осознания того, что они могут сделать. Дети младшего школьного возраста способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности помогают обучающимся раскрыться, способствует налаживанию коммуникаций, развивает способности, мотивирует к деятельности в целом. Таким образом, проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста – это основа процесса обучения, ведь личности, которые обладают творческими способностями, всегда будут определять прогресс цивилизации. В настоящее время, перед педагогами ставится важнейшая задача воспитания творческой личности, как правило, начиная с начальной школы [23]. В старших классах возможно появление препятствий, связанных с решением нестандартных задач или интерпретации материалов. Происходит это вследствие отсутствия творческого начала. Именно поэтому необходимо формировать творческие способности, главным образом, в младшем школьном возрасте, организуя деятельность обучающихся таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно [7].
Основываясь на определении творческих способностей, рассмотрев особенности проявления у младших школьников показателей творческих способностей, выделенных в параграфе 1.1, можно отметить, что: 1) эстетическое отношение младшего школьника отличается своеобразием: дети не всегда всматриваются в окружающую среду, не замечают красоту обычных вещей, не проявляют чувствительность к выразительным элементам, эмпатию к их внутреннему содержанию; 2) творческое воображение напротив, достаточно развито и проявляется во многих видах деятельности (игре, разговорах, сочинении произведений); 3) практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности для воплощения образа так же, как и эстетическое отношение развиты в недостаточной степени и требуют особого внимания педагога.
Методика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Для развития творческих способностей ребенка необходимо профессиональное педагогическое руководство. Творческий потенциал заложен в каждом ребенке с самого рождения, необходимо создать условия и развить его посредством художественной деятельности. В педагогическом аспекте художественная деятельность является составной частью системы эстетического и художественного воспитания, средством развития творческих способностей личности. Е. Г. Калюжная определяет художественную деятельность как вид творческой активности личности, объединяющий восприятие произведений разных видов искусства, создание творческих продуктов, с целью самоактуализации личности в творчестве [23].
Художественная деятельность на уроках изобразительного искусства заключается не только в том, что у обучающегося возникают идеи, образы и темы, а также в том, что эти идеи воплощаются в реальность. В результате происходит создание творческого продукта, обладающего эстетической ценностью. Особенность художественной деятельности на уроках изобразительного искусства заключается в отображении действительности в единстве творчества и самовыражения творческой личности.
Художественная деятельность на уроках изобразительного искусства как форма отражения действительности, форма чувственного познания, как элемент культуры, оказывает большое влияние на развитие личности ребенка, помогает проявляться и развиваться его творческим способностям, а именно:
ребенок учится творчески размышлять;
учится переводить язык чувств и эмоций в форму художественных образов;
в процессе знакомства с художественной деятельностью, ребенок учится наблюдать, анализировать, интерпретировать;
художественная деятельность расширяет кругозор и формирует художественно-эстетический опыт [26].
Для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством художественной деятельности, необходимо определить педагогические условия ее организации. Одним из самых важных условий в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста является создание атмосферы психологического комфорта, свободы и увлеченности. Это необходимо для того, чтобы каждый ребенок смог познать радость творчества, испытать удовлетворение от самовыражения в творчестве. В развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста важен не столько результат, сколько сам процесс, включающий в себя нахождение идеи для творчества, вынашивание замысла, прохождение всех этапов творческого процесса: поиск формы, средств, материала воплощения образа и многое другое.
В этой связи безусловно, важно выстроить такое взаимодействие с учеником, при котором каждый ребенок смог бы проявить себя в творчестве.
Для развития творческих способностей у детей на уроках изобразительного искусства, необходимо опираться на принципы развития творчества на уроках искусства:
1 Принцип гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).
При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я;
2 Принцип саморазвития (деятельностный): стремиться к постоянному самосовершенствованию (я = Я).
Учащиеся должны понимать, что для осуществления творческой деятельности, нужно научиться самосовершенствоваться;
3 Создание ситуации успеха [7].
Из этого следует, что творческие способности могут развиваться полноценно только в том случае, если они развиваются комплексно.
Так, например, Б. П. Юсов говорит о том, что в учебно-воспитательной работе необходимо привлекать несколько видов искусства. Помимо этого, восприятие видов искусства и взаимодействие с ними нужно сочетать с творческой деятельностью самих учеников [15].
Создатель теории полихудожественного подхода Б. П. Юсов подчеркивает, что сущность данного термина заключается в том, что развитие творческих способностей достигается в процессе использования разнообразных видов художественной деятельности (музыка, живопись и т.д.).
Автор полихудожественного воспитания, основываясь на общенаучном понимании интеграции, выделяет три уровня в педагогической интеграции искусств: 1 уровень – комплекс, то есть, упорядочение отношений между произведениями разных видов искусства; 2 уровень – взаимодействие, то есть, более глубокие связи между произведениями искусства; 3 уровень – интеграция, то есть, соединение, взаимодополнение произведений разных видов искусства в художественное целое [15].
Разносторонне развитая личность стремится глубже познать окружающий мир, используя при этом средства разных видов искусства и объединяя их в единое целое. Задача педагога при этом состоит в выборе целесообразных видов художественной деятельности в совокупности. Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства – это регулярное создание таких ситуаций, которые стимулируют ученика к самовыражению в творчестве.
Для того, чтобы у ребенка было желание заниматься творчеством, необходимо использовать разнообразные формы учебной и внеурочной работы, а также применять различные методы (например, метод мозгового штурма), приемы (фантастическое объединение) и средства, направленные на развитие творческих способностей.
Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и фантазии. При этом задания должны отличаться друг от друга разнообразием деятельности и изучаемым материалом. Это мотивирует обучающихся к творческой активности.
Для развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства используются следующие методы обучения.
1 Метод «открытий». Открытие, то есть, новая идея, которая порождает у обучающегося творческую деятельность.
2 Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт учеников играет важную роль.
3 Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Поисковая деятельность побуждает творческую активность обучающихся и помогает из всевозможных решений найти верное.
4 Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренируются творческие способности обучающихся в широкой палитре возможностей, при этом вырабатывается навык четкого выполнения ограничения.
5 Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Слова активизируют потребность к творческому анализу и способность глубокого понимания искусства.
6 Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках демонстрируются вариативность возможностей решения одной и той же задачи.
7 Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает разнообразные нестандартные, интересные творческие результаты.
Анализируя все вышеперечисленные методы, можно определить, развитием каких компонентов творческих способностей на уроках изобразительного искусства уделено больше внимания на уроках искусства.
Метод «открытий» способствует развитию творческого воображения, ведь именно благодаря ему, у ребенка появляются и создаются новые идеи.
Метод привлечения жизненного опыта детей развивает такой компонент, как эстетическое отношение личности, ведь оно основывается именно на жизненном опыте ребенка.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности способствует развитию двух элементов: творческого воображения и практических умений и навыков в разных видах художественной деятельности (заключается в том, что благодаря им, обучающиеся находят вариативность решения и выбирают верное).
Метод свободы в системе ограничений работает на развитие практических умений и навыков в разных видах художественной деятельности, так как учит находить выход в ограниченной ситуации.
Метод диалогичности активизирует эстетическое отношение личности, ведь при общении с преподавателем, у ребенка складывается определенное впечатление к обсуждаемой проблеме.
Метод сравнений развивает творческое воображение и практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности (аналогично методу свободы в системе ограничений).
Метод коллективных и групповых работ способствует развитию эстетического отношения и творческого воображения (эстетическое отношение складывается при просмотре работ одноклассников, а творческое воображение - при создании своей работы) [5].
Исходя из анализа, можно сделать вывод о том, что на уроках изобразительного искусства внимание уделяется всем компонентам развития творческих способностей обучающихся, но чаще всего используются методы на раскрытие и развитие творческого воображения.
В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат анализировать предмет изучения, то есть, определять цвет, форму предметов и их частей, размер и расположение элементов в исследуемом продукте. Изображения различных по форме предметов требует их сопоставления, то есть, установления различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы и явления, выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.
Таким образом, происходит развитие еще одного компонента развития творческих способностей – «развитие практических умений и навыков в разных видах художественной деятельности». При работе с детьми младшего школьного возраста, нужно помнить о том, что развитие творческих способностей ребенка до сих пор связано с игровой деятельностью. В связи с этим на уроках изобразительного искусства используются такие творческие задания, как, например, «представь себя в роли художника» или «вообрази себя музыкантом».
Задания, где обучающийся выполняет различные роли, безусловно, способствуют развитию творческих способностей. Ученикам младшего школьного возраста также предлагается совершить действия, отличающиеся от имитации образца, так, например, можно выполнить «творческие задания» такого рода, как придумай иллюстрацию к произведению, дополни рассказ и т.п.
Данные задачи, поставленные перед обучающимися, способствуют развитию воображения и фантазии. Далее могут быть использованы задания, связанные с фантазированием, например, придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов (например, геометрических фигур). Как следствие, развивается один из компонентов творческих способностей – «творческое воображение». Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, творческое воображение, формирует внутренний мир ребенка [9].
Чтобы творческие задания на уроках изобразительного искусства носили развивающий характер, способствовали развитию эстетического отношения; творческого воображения; практических умений и навыков в разных видах художественной деятельности, они должны быть применены в проблемной форме. Необходимо создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.
Умение действовать в нестандартных ситуациях направлено на развитие такого компонента творческого развития, как творческое воображение. Оно проявляется и закрепляется учащимися в творческой деятельности, подчинённой единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, развитие навыков – в более узком.
Творческие задания способствуют развитию творческого воображения.
Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте развитию творческого воображения на уроках изобразительного искусства способствуют задания, которые помогают ученикам ощущать характер произведения, изменение настроения, фактуры, а отношение обучающихся к продукту художественной деятельности, развивает эстетическое отношение ребенка к произведению. Зрительная наглядность в сочетании со слуховыми, двигательными, тактильными ощущениями способствует тому, что обучающиеся получают представление об особенностях художественного языка.
При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь учеников младшего школьного возраста, и, следовательно, происходит развитие такого компонента, как практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности.
Развитие творческих способностей учеников на уроках изобразительного искусства происходит на основе различных вариантов творческих заданий.
Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обращение к субъектному опыту ребенка, к его жизненному опыту и впечатлениям детей; обращение к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы и явления. Именно в таких заданиях активизируется эстетическое отношение личности. Существует множество творческих заданий:
1 Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
Здесь будут успешны задания на передачу средствами живописи или
словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных качеств характера и эмоционального состояния действующего лица.
Цель таких заданий – обратить внимание обучающихся на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.
2 Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
Например: что мы видим? На что это похоже? С чем можно сравнить? Интересно описание конкретных явлений окружающей среды (голоса зверей, пение птиц, шелест ветвей) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?».
Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений, а значит и творческому воображению.
3 Построение заданий от частного к общему.
В комплекс данных творческих заданий на уроках изобразительного искусства входят такие упражнения, которые могли бы помочь ученику, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, следующее задание: понять роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостного образа.
Реализация творческого потенциала учащихся на уроках изобразительного искусства протекает в форме художественной деятельности тогда, когда обучающиеся самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя) [9].
Одним из наиболее доступных средств развития творческих способностей в художественной деятельности, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям, творческому развитию ребёнка, выступает дидактическая игра. Примеры дидактических игр, которые рекомендуется использовать на уроках области «Искусство»:
1 Выражать свои мысли и чувства в художественной деятельности. Передать с помощью мелодии (рисунка) свое эмоциональное состояние в данный момент (страх, удивление, разочарование, радость…).
Данная игра способствует развитию такого компонента творческих способностей, как практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности, так как ребенок выражает свои чувства в творческом продукте.
2 Сочинение мелодии (картины) на заданный текст: загадки, потешки, стихи, скороговорки, колыбельные. Задание может быть предложено в качестве домашней работы.
Представленная игра способствует развитию творческого воображения (ученики сами придумывают мелодию или замысел рисунка) и практических умений и навыков в разных видах художественной деятельности (по завершению игры каждый ученик представляет результат своей работы в творческом продукте).
3 Графическое, цветовое моделирование музыки. В начале урока обучающиеся получают индивидуальные карточки, на которых написаны названия произведений (произведения должны быть контрастны по характеру).
На протяжении урока произведения прослушиваются, в это время дети заполняют карточку с названием музыкального исполнения тем цветом, который ассоциируется у них при прослушивании данного произведения, затем поясняют свой выбор.
Данная игра направлена на развитие эстетического отношения личности, так как каждое произведение способствует эмоциональному отклику ребенка, и он выбирает те цвета, которые более подходят к его настроению в момент прослушивания музыки.
4 Создать образ персонажа (в мелодии, рисунке), представленного в музыкальном произведении. Необходимо прослушать контрастные по характеру произведения, охарактеризовать их, выбрать то произведение, которое понравилось больше всего и создать по нему образ персонажа. Например, слушая пьесы П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга»; С.С. Прокофьева «Прогулка» и т.д. [2]
При выполнении данного задания, развиваются все компоненты творческих способностей: эстетическое отношение личности (выразить свое отношение к прослушанным произведениям, выбрать понравившееся), творческое воображение (вообразить героя) и практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности (создать творческий продукт).
5 Осуществление «перевода» художественного образа из одной модальности в другую, используя средства выразительности разных видов искусств. Например, в 4 классе, знакомясь с прелюдиями Ф. Шопена, обучающимся предлагается представить себе эти небольшие пьесы в виде страниц альбома, в котором человек делится своими душевными переживаниями, и создать художественную интерпретацию музыки.
Данное задание способствует развитию творческого воображения (представить содержание музыки, придумать рисунок на данное содержание) и практических умений и навыков в разных видах художественной деятельности (создать творческий продукт – рисунок).
6 Создание звуковых картин: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка». Данную игру можно проводить как в индивидуальной форме, так и разделив класс на несколько групп. Она развивает такие компоненты творческих способностей как творческое воображение (придумать мелодию) и практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности (создать творческий продукт – мелодию, интерпретация картины в музыку). Одним из продуктивных видов учебной деятельности являются игровые технологии.
Использование игровой технологии является неотъемлемой частью методики преподавания уроков области «искусство» в начальных классах. Игра – это наиболее доступный вид деятельности ребенка младшего школьного возраста, который способствует развитию творческих способностей.
Таким образом, можно сделать вывод: художественная деятельность на уроках изобразительного искусства, под которой мы понимаем вид творческой активности личности, объединяющий восприятие произведений разных видов искусства, создание творческих продуктов, с целью самоактуализации личности в творчестве, развивает личность обучающегося гармонично и полноценно при условии сочетания возможностей разных видов искусства. Б. П. Юсов подчеркивал, что сущность полихудожественного подхода заключается в том, что развитие творческих способностей достигается в процессе использования разнообразных видов художественной деятельности в совокупности (музыка, живопись и т.д.) [15].
Традиционно на уроках изобразительного искусства в тех видах художественной деятельности, которые используются на уроках, в основном реализуются методы и приемы, направленные на развитие художественных способностей (чувство композиции, зрительное восприятие и др.). Это в свою очередь не решает задач по развитию творческой личности, способной преобразовывать, творить и творчески подходить к решению жизненных проблем. Задача педагога заключается в творческом решении проблемы, то есть в выборе целесообразных методов, приемов и заданий, стимулирующих развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Цель изучения: обосновать специфику развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Работа была проведена в два этапа на базе 3 класса.
На первом этапе, посредством подобранного диагностического инструментария, проводится работа по выявление уровня развития творческих способностей у обучающихся 3 класса, будет дан анализ полученных результатов.
На втором этапе, на основе полученных результатов, будут разработаны рекомендации по развитию творческих способностей у обучающихся 3 класса на уроках изобразительного искусства.
Обучение проводится по предмету «Изобразительное искусство» согласно УМК «Школа России», под редакцией Б. М. Неменского.
Содержание работы.
Методика «Праздник» (автор Г. Лабунская) (приложение А).
Цель: выявить умения создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
Методика «Моя квартира» (автор Г. Лабунской) (приложение А)
Цель: выявить умения использования различных приемов в работе по передаче собственного замысла.
Методика «Иллюстрирование сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» (автор Г. Лабунской) (приложение А)
Цель: выявить умения использования выразительных средств изобразительного искусства: композиции, формы, ритма, линии, объема, фактуры; определять художественные материалы для наиболее выразительного воплощения замысла.
На основе определения понятия «творческие способности» были определены показатели и критерии творческих способностей, а также разработана характеристика уровней их развития у младших школьников
Таким образом, к показателям развития творческих способностей были отнесены: эстетическое отношение; творческое воображение; практические умения и навыки в разных видах художественной деятельности
Оценка развитости каждого показателя определялась с помощью критериев, соотнесенных с тремя уровнями развитости творческих способностей: высоким, средним и низким.
Уровень развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста определялся по трехбалльной системе: высокий – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл
Критерии и показатели оценки уровня развития творческих способностей у обучающихся 3 класса определены в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии и показатели оценки уровня развития творческих способностей у обучающихся 3 класса
Итак, выявление уровня развития творческих способностей, с учетом критериев и показателей оценки, представлено в единстве двух аспектов: эмоционально-эстетического и художественно-эстетического и характеризуется как: 1) художественно-эстетический опыт, под которым мы понимаем способность воспринимать неповторимый облик вещей (цвет, движение, звучание, уникальное сочетание черт) не просто как внешнюю форму, а как прямое выражение внутренней жизни. Для художника форма – «прозрачная носительница души» (М. А. Врубель); 2) степень эмоциональной отзывчивости, рассматриваемый как способность чувствовать, определять и оценивать выразительно-смысловые элементы формы произведений разных видов искусства; 3) способность выражать свои эмоции от воспринятого различными способами (вербальными и невербальными), а также выражать эмоционально-образное содержание произведения средствами разных видов искусств, то есть, способность различными способами (вербальными и невербальными) выражать свои впечатления от воспринятого, находить для этого эстетически-выразительные средства, следуя законам красоты, гармонии и меры.
К показателю творческого воображения были выделены следующие критерии: 1) оригинальность, рассматриваемая как способность к самовыражению своей индивидуальности в творческом продукте; 2) вариативность, которая подразумевает способность к разнообразным ассоциациям в процессе художественно-творческой деятельности; 3) выразительность, под которой мы понимаем способность создать выразительный образ в том или ином виде искусства на основе художественно-эстетического опыта, активной работы воображения, проявлений изобретательности в нахождении адекватных средств для реализации замысла
Результаты работы по выявление уровня развития творческих способностей у обучающихся 3 класса на уроках изобразительного искусства будут положены в основу разработки рекомендаций.
Выявление уровня развития творческих способностей у обучающихся 3 класса
Цель работы 1 этапа: провести работу по выявление уровня развития творческих способностей у обучающихся 3 класса, дать анализ полученных результатов.
Методика «Праздник» была направлена на выявление умения у обучающихся 3 класса воссоздавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
Анализ результатов при проведении данной методики показал:
- высокий уровень сформированности творческих способностей показали 4 обучающихся 3 класса (Ира А., Максим Н., Яна О., Руслан П.), или 25% - они проявили своё умение воссоздавать простые композиции на заданную тему; при этом, изделия отличались наличием деталей и украшений, элементов декорирования, изображения различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); цветовая гамма рисунков была сложная, с верным расположением;
- средний уровень сформированности творческих способностей показали 6 обучающихся (Ирина И., Катя Б., Даша О., Ваня Б., Илья М., Тамара П.) или 45% - они показали умения воссоздавать простые композиции на заданную тему; изображение было симметричное;
- низкий уровень сформированности творческих способностей показали 5 обучающихся (Римма Р., Алена Я., Валентин В., Витя В., Стас У.) или 30% - предметы на листе были расположены хаотично, не имели композиционно-предметных связей.
Результаты проведения методики «Праздник» отображены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса по методике «Праздник», в %
Методика «Моя квартира» была направлена на выявление умения использования различных приемов в работе по передаче собственного замысла.
Анализ результатов при проведении данной методики показал:
- высокий уровень сформированности творческих способностей показали 3 обучающихся 3 класса (Ира А., Максим Н., Руслан П.) или 20% - при выполнении задания создали и реализовали замыслы, изображая разнообразные объекты, сюжетные композиции, замысел при этом был устойчив; рисунок занимал центральное место на листе;
- средний уровень сформированности творческих способностей показали 6 обучающихся (Ирина И., Катя Б., Яна О., Даша О., Ваня Б., Илья М.) или 40% - они создавали и реализовали замыслы, изображая разнообразные объекты, сюжетные композиции; но замысел был недостаточно устойчив;
- низкий уровень сформированности творческих способностей показали 6 обучающихся (Римма Р., Алена Я., Валентин В., Витя В., Стас У., Тамара П.) или 40% - они изображали преимущественно простые в изобразительном плане, повторяющиеся предметы и явления, замысел формировался с помощью взрослого; наблюдалась ассиметричность рисунка.
Результаты проведения методики «Моя квартира» отображены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровни сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса по методике «Моя квартира», в %
Методика «Иллюстрирование сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» было направлено на выявление умения использования выразительных средств изобразительного искусства: композиции, формы, ритма, линии, объема, фактуры; определять художественные материалы для наиболее выразительного воплощения замысла.
Анализ результатов при проведении данной методики показал:
- высокий уровень сформированности творческих способностей показали 3 обучающихся 3 класса (Максим Н., Яна О., Руслан П.) или 20% - предметы при выполнении данной методики были нарисованы с учетом композиционно-пропорциональных связей;
- средний уровень сформированности творческих способностей показали 7 обучающихся (Ирина И., Катя Б., Даша О., Ваня Б., Илья М., Тамара П., Ира А.) или 45% - соотношение изображаемых предметов было верно лишь отчасти, наблюдались нарушения, либо недостатки; цветовая гамма была несложная, рисовали преимущественно чистой краской;
- низкий уровень сформированности творческих способностей показали 5 обучающихся (Римма Р., Алена Я., Валентин В., Витя В., Стас У.) или 35% - их умения воссоздавать простые композиции на заданную тему не сформированы; наблюдалось отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей; цветовая гамма была не сложная, использовались лишь 1-2 краски;
Результаты проведения методики «Иллюстрирование сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» отображены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Уровни сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса по методике «Иллюстрирование сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», в %
Итак, рассмотрев детально уровень сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса посредством проведения 3 методик: («Праздник», «Моя квартира», «Иллюстрирование сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди») определим общий уровень, на основе результатов, отображенных в таблице 2, графически представим на рисунке 4.
Таблица 2 – Уровень сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса
Окончание таблицы 2
Итак, согласно результатам, отраженных в таблице 2 и отображенных на рисунке 4, можно наглядно видеть, что уровень сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса – ниже среднего, при этом:
- высокий уровень показали 3 обучающихся (Максим Н., Яна О., Руслан П.) или 25% - они не только воссоздавали, но и реализовали свои замыслы, изображая при этом разнообразные объекты, сюжетные композиции;
- средний уровень показали 7 обучающихся (Ирина И., Ира А., Катя Б., Даша О., Ваня Б., Илья М., Тамара П.) или 45% - они показали, что способны создавать и реализовать свои замыслы посредством изображения разнообразных объектов, сюжетных композиций, замысел недостаточно устойчив;
- низкий уровень показали 5 обучающихся (Римма Р., Алена Я., Валентин В., Витя В., Стас У.) или 30% - их изображения были простые в изобразительном плане, использовались преимущественно повторяющиеся предметы и явления, замысел формировался с помощью взрослого; была выявлена явная ассиметричность рисунка.
Рисунок 4 – Уровни сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса, в %
Данные результаты, будут положены в основу разработки рекомендаций.
Рекомендации по развитию творческих способностей у обучающихся 3 класса на уроках изобразительного искусства
Цель: на основе полученных результатов на первом этапе экспериментального изучения, разработать рекомендации по развитию творческих способностей у обучающихся 3 класса на уроках изобразительного искусства.
Изобразительное искусство, которое включает в свою деятельность не только уроки рисования, но и создание предметов в технике народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Сюда же относятся уроки музыки, все виды танцев и балета. Тем не менее, можно отметить, что школьная программа иногда очень статична и не всегда обеспечивает необходимое пространство для развития творческого потенциала ребенка.
Раскрыть творческое начало (творческое начало – это способ самореализации личности, поиск особых нестандартных решений задач в любой деятельности), а оно обязательно есть в любом ребёнке, несложно. Младший школьный возраст – это период, который предоставляет отличные возможности для формирования творческого пространства ребенка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важным и востребованным аспектом школьной системы воспитания и обучения.
Для того чтобы деятельность на уроках изобразительного искусства положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать определенным условиям: во-первых, деятельность должны вызывать сильные и стабильные положительные эмоции и радость у младших школьников. Они должны испытывать чувство удовлетворения от этой деятельности, тогда у них будет желание по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею. Живой интерес, желание сделать работу как можно лучше – это необходимое условие, чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей; во-вторых, деятельность детей должна быть творческой, например драматические способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях; в-третьих, важно организовать деятельность детей таким образом, чтобы они преследовали цели, которые немного выходят за рамки их возможностей, уровня успеваемости, которого они уже достигли. Особенно нуждаются во все более сложных и разнообразных творческих задачах дети с уже определившимися способностями.
Следует отметить, что многие педагоги склонны говорить об невысокой креативности детей. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми воспринимаются по- другому. При работе с этими детьми на уроках изобразительного искусства педагогу следует:
- быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой.
- не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее 5 секунд паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости.
- показать и доказать свою заинтересованность, готовность помочь.
- стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.
Следовательно, на уроках изобразительного искусства необходимо создать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Приступая к разработке комплекса мер, были намечены основные его направления:
- разработка эффективных форм развивающих занятий для развития творческих способностей младших школьников;
- создание условий способствующих развитию творческих способностей младших школьников.
Целью занятий является развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В процессе достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1 Активизировать ресурсные возможности каждого ребенка.
2 Развивать познавательный интерес к творческой деятельности.
3 Развивать творческое мышление, воображение, фантазию младших школьников.
Для успешного развития и получения положительной динамики, на уроках изобразительного искусства используются такие методы для активизации мышления, как:
1 Синектика – метод аналогий, подразделяющийся на личностную аналогию (эмпатию), предлагающую школьнику представить себя при проблемной ситуации в качестве какого-либо предмета или явления; прямую аналогию, которая основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний; фантастическую аналогию, при использовании которой решение проблемы осуществляется как в волшебной сказке.
2 Мозговой штурм – метод творческого поиска, предполагающий постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора наиболее подходящего решения.
Выбирается оптимальное решение, позволяющее решить существующее противоречие с минимальными затратами и потерями путем анализа каждой идеи оценками «хорошо» - «плохо».
Данные метод «ТРИЗ» технологий помогает развивать у младших школьников способность к анализу, стимулировать творческую активность в поиске решения определенной проблемы, учить детей осознанию того, что в жизни не бывает ситуаций, из которых нельзя найти выход.
3 Метод фокальных объектов – метод, направленный на развитие творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно – следственные связи между разными объектами окружающего мира. Метод осуществляется путем создания ситуации, в которой к определенному объекту «примеряются» характеристики и свойства других.
В групповой работе с детьми на уроках изобразительного искусства используется сочетание разнообразных методов:
- игровые, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации (сюжетно-ролевые);
- сказка, где создаются такие условия, где ребенок учится преодолевать барьеры, находить выходы из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости;
- проблемно-поисковые методы, способствующие развитию творческого, эвристического мышления;
- упражнения с практическими видами деятельности – изобразительной деятельностью, конструированием, моделированием фантастических сюжетов, образов.
Примеры уроков по реализации методов формирования творческих способностей у обучающихся 3 класса на уроках изобразительного искусства представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Примеры уроков по реализации методов формирования творческих способностей у обучающихся 3 класса на уроках изобразительного искусства
Структура занятий предполагает.
1 Приветствие. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию). Разминочные упражнения, направленные на повышение познавательной активности, снятие эмоциональных зажимов, создание атмосферы для творчества.
2 Разминка
3 Основная (рабочая) часть (в ней используются упражнения на развитие творческих способностей изобразительной деятельностью, конструированием, сочинением сказок, составлением фантастических сюжетов, образов; пассивный характер перемешивается с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением).
4 Рефлексия занятия. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания).
5 Прощание (приложение Б)
Ожидаемые результаты:
1 Развитие и активизация образного и креативного мышления.
2 Развитие творческих способностей.
3 Повышение потребности в творческой деятельности.
4 Повышение познавательного интереса.
Динамика, результативность: проверяется с помощью психодиагностических методик «Мозговой штурм», Р.С. Немова «Вербальная фантазия»
Индивидуальный подход к каждому ребенку, создания на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач - важные условия творческой атмосферы. Главное, чтобы форма и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у детей не возникло ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идеи и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира.
«Обучать творческому акту нельзя, - отмечал Л. С. Выготский, ‒ это вовсе не означает, что нельзя учителю содействовать его образованию и появлению» [23].
Предлагаем серию вариативных ориентировочных вопросов для педагога по формированию творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Общие ориентировочные вопросы при работе над композицией.
1 Какой рисунок наиболее правильный по композиции? Почему?
2 Назовите рисунок, в котором нарушена композиция, и определите ошибку.
3 Что вы можете сказать о композиционном решении этого рисунка?
4 Охарактеризуйте композицию данного рисунка.
Ориентировочные вопросы по соразмерности изображения и листа бумаги:
1 Определите в рисунке соотношение изображения и листа бумаги, соразмерны ли они?
2 Можно ли сказать, что на одном из этих рисунков изображение слишком крупное, большое (мелкое по размеру, величине) по отношению к листу бумаги?
3 Найдите рисунок, в котором изображение слишком мелкое (крупное) по отношению к листу бумаги.
4 Уравновешены ли величина изображения и листа бумаги?
5 Определите соразмерность величины изображения и листа бумаги.
6 В каком рисунке нарушена соразмерность, изображения и листа бумаги?
Ориентировочные вопросы по пространственному расположению формы:
1 Правильно ли расположен рисунок на листе бумаги?
2 Найдите рисунок, в котором изображение смещено от композиционного центра.
3 Можно ли данный рисунок считать правильным по композиции? Почему можно (нельзя)?
4 В этом рисунке изображение смещено в сторону от композиционного центра. Однако, это не является композиционной ошибкой. Почему?
5 Правильно ли выбран формат бумаги для данного изображения формы? Почему?
При этом, особенности развития творческих способностей у младших школьников заключаются в следующем: 1) творческие способности ребенка развиваются в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Природа творчества связана с открытием, которое имеет значение для конкретного человека, в то время как это «открытие» давно известно другим людям. Особенно это происходит в детстве, так как ребенок буквально открывает мир: он переживает, радуется, общается, ищет пути решения различных проблем. Творчество подразумевает новое видение, новое решение, новый подход, то есть готовность отказаться от привычных стереотипов восприятия, мышления, поведения. Именно во взаимодействии ребенка с окружающей средой начинают развиваться творческие способности; 2) с психологической точки зрения младший школьный возраст считается благоприятным периодом для развития творческих способностей, поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно любопытны, у них есть большое желание узнать об окружающем их мире. И родители, поощряя их любопытство, рассказывая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению опыта детей.
Накопление опыта и знаний является необходимой предпосылкой для творческой деятельности, кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление детей более взрослых: оно еще не подавлено догмами и стереотипами, оно более независимое; 3) развитие творческих способностей у детей происходит в процессе воспитания и обучения. Если подобрать подходящие методы, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей детей, но оно будет эффективным только в том случае, если это целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических проблем, направленных на достижение конечной цели; 4) творческие способности ребенка формируются путем усвоения содержания материальной и духовной культуры, науки, искусства, техники в процессе обучения; 5) именно игры дают начальный импульс развитию творческих способностей. Игра – это область творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления; 6) предоставление ребенку полной свободы в выборе видов деятельности, определение последовательности ее осуществления. Тогда желание, интерес ребенка, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большое умственное напряжение не приведет к переутомлению и принесет пользу. Также продолжительность занятий способствует более успешному развитию творческих способностей у детей. На основе вышеизложенного можно сделать выводы:
- важно развивать творческие способности младших школьников, эта задача стоит не только перед педагогами, но и перед родителями;
- фантазия является одним из основных компонентов развития творческих способностей у ребенка;
- существуют определенные особенности развития творческих способностей младших школьников, про которые не следует забывать.
В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности обучающихся младшего школьного возраста – это не только развитие у них самостоятельности, инициативы и активности, которые должны способствовать не только повышению интереса к творчеству, но и к процессу овладения разного рода средствами и способами для воссоздания художественных образов, в том числе и нестандартных. При этом, формирование и последующее развитие творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста, в том числе, посредством совершенствования их творческого воображения и мышления, должны проявляться в их умении находить необычное в привычном и повседневном.
В условиях школьного воспитания и обучения на уроках изобразительного искусства педагоги могут создать условия, стимулирующие развитие творческих способностей у обучающихся. Основная цель – организация соответствующей среды для детей, способствующей формированию творческого потенциала.
В качестве пожелания к творческим содействиям на уроках изобразительного искусства предлагаем некоторые рекомендации для педагогов:
- Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов - они обязательно будут, просто не торопите события.
- Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки по «рейтингу», это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
- Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода, сумели спровоцировать эту энергию - так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.
- Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так и нет педагога без творческих прорывов.
Заключение
В связи с актуальностью нами была сформулирована тема исследования – «Развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства», цель которого заключалась в выявлении и обосновании методики развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
В качестве гипотезы нашего исследования выступило предположение о том, что методика развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства будет эффективна, если обеспечить проведение специально организованных занятий с включением методов, учитывающих комплексный подход к решению задач их познавательных процессов личности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и обосновав понятийный аппарат, нами были охарактеризованы особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста; обоснована методика развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства;
Установили, что развитие творческих способностей представляет собой процесс: развития функциональной системы, реализующей конкретную психическую функцию, в совокупности ее компонентов и связей; развития операционных механизмов; развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов; овладения субъектом своими способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в плане конкретных психических функций и конкретной деятельности. При этом, традиционно на уроках изобразительного искусства в тех видах художественной деятельности, которые используются на уроках, в основном реализуются методы и приемы, направленные на развитие художественных способностей (чувство композиции, зрительное восприятие и др.). Это в свою очередь не решает задач по развитию творческой личности, способной преобразовывать, творить и творчески подходить к решению жизненных проблем.
Задача педагога заключается в творческом решении проблемы, то есть в выборе целесообразных методов, приемов и заданий, стимулирующих развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Теоретические аспекты проблемы данного исследования были положены в основу разработки и проведения экспериментального изучения специфики развития творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Цель экспериментального изучения: обосновать специфику развития творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Экспериментальная работа была проведена в 2 этапа на базе 3 класса МОАУ «СОШ №88 города Орска». На первом этапе, посредством подобранного диагностического инструментария, проводилась работа по выявление уровня развития творческих способностей у обучающихся 3 класса, будет дан анализ полученных результатов. На втором этапе, на основе полученных результатов, были разработаны рекомендации по развитию творческих способностей у обучающихся 3 класса на уроках изобразительного искусства.
Обучение проводится по предмету «Изобразительное искусство» согласно УМК «Школа России», под редакцией Б. М. Неменского.
Рассмотрев детально уровень сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса посредством проведения 3 методик: («Праздник», «Моя квартира», «Иллюстрирование сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди») определили общий уровень сформированности творческих способностей у обучающихся 3 класса – ниже среднего, при этом: высокий уровень показали 3 обучающихся, или 25%; средний уровень показали 7 обучающихся, или 45%; низкий уровень показали 5 обучающихся, или 30%.
Данные результаты были положены в основу разработки рекомендаций:
творческие способности ребенка развиваются в процессе его взаимодействия с окружающей средой; 2) накопление опыта и знаний является необходимой предпосылкой для творческой деятельности, кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление детей более взрослых: оно еще не подавлено догмами и стереотипами, оно более независимое; 3) развитие творческих способностей у детей происходит в процессе воспитания и обучения; 4) творческие способности ребенка формируются путем усвоения содержания материальной и духовной культуры, науки, искусства, техники в процессе обучения - проявляется гибкость и оригинальность мышления; 6) предоставление ребенку полной свободы в выборе видов деятельности, определение последовательности ее осуществления. Тогда желание, интерес ребенка, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большое умственное напряжение не приведет к переутомлению и принесет пользу.
Таким образом, развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает создание необходимых условий и применение эффективных методов. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
Цель исследования доказана, задачи решены, гипотеза подтверждена
Список использованных источников
Агеева, Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А.
Шелякина
, Е. А. Астафьева, В. Л.
Герус
, И. Ю. Вахнина. -
Чита :
Молодой ученый, 2017. - С. 79 - 82
Анисимов, Н. Н. Основы рисования / Н. Н. Анисимов [Электронный ресурс]. - Режим
доступа :
http://www.tnu.in.ua
Апетян
, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К.
Апетян
/
/ Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 243 - 244.
Богоявленская, Д.
Б. Одаренность : природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. –
Москва :
АНО «ЦНПРО», 2013. - 208 с. - ISBN 978-5-905430-21-3
Дмитренко, Н. О. Поэтапное формирование умственных действий на уроках изобразительного искусства / Н. О. Дмитренко // Мир науки. – 2015. – Выпуск 1. – С. 225 – 230.
Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов Л. Б. Ермолаева-Томина. -
Москва :
Академический Проект, 2013. - 304 с.
- ISBN
5-8291-0327-3
Житникова
, Л. Н. Художественные способности у школьников / Л. Н.
Житникова
–
Москва :
Просвещение, 2022. – 96 с. – ISBN 978-5-89144-099-7
Зинченко, П. И. Развитие способностей к рисованию / П. И. Зинченко. –
Москва :
Просвещение, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-89144-099-7
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М.
Неменского
. 1 - 4
классы :
пособие для учителей
общеобразоват
. организаций / [Б. М.
Неменский
, Л. А.
Неменская
, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М.
Неменского
. –
Москва :
Просвещение, 2021. – 128 c. - ISBN 978-5-09-035058-7
Кириенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятель-
ности / В. И. Кириенко. - Москва : Владос, 2011. – 235 с. – ISBN 978-5-7057-37291
Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. –
Москва :
Академия, 2013. – 176 с. - ISBN 978-5-7695-0445
Колосова, Т.
С. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Под общ. ред. Т. С.
Колосовой [
Электронный ресурс]. - Режим
доступа :
http://pdf.knigi-x.ru
Кузин, В. С. Рисунок, наброски и
зарисовки В.
С. Кузин. –
Москва :
Академия, 2014. – 256 с. - ISBN: 978-5-7695-1421-3
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –
Москва :
Просвещение, 2011. – 240 с. – ISBN 978-5-09-024722-1
Поддъяков
, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка / Н. Н.
Поддъяков
. –
Москва :
Речь, 2010. - 267 с. – ISBN 978-5-9268-0899-2
Постногова
, Л. П. Обучение композиции на уроках изобразительного искусства / Л. П.
Постоногова
[
Электронный ресурс]. - Режим
доступа :
https:// infourok.ru
Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. –
Москва :
ТЦ «Сфера», 2012. - 528с. - ISBN 978-5-3454-578-2
Приказ №
373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа
:
https://fgos.ru
Психология творчества и
одаренности :
материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20–21 апреля 2018 г. : сборник статей / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. –
Москва :
МПГУ, 2018. – 500 с. - ISBN 978-5-4263-0635-6
Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д.
Шадриков
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа :
https://search.rsl.ru/
Рожкова, Е. Изобразительное искусство в начальной школе / Е. Рожкова [Электронный ресурс]. - Режим
доступа :
https://www.studmed.ru/
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – Санкт-
Петербург :
Питер, 2020. - 720 с. - ISBN 978-5-5648-4598-1
Сережникова, Р. К. Творческий потенциал младших
школьников :
проблема диагностики и пути решения / Р. К. Серёжникова, К. Э. Мухортова // Педагогика сегодня : проблемы и решения : материалы
Междунар
. науч.
конф
. (г. Чита, апрель 2017 г.). –
Чита :
Молодой ученый, 2019. - С. 106 – 108
Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного
искусства :
учебник для студ. учреждений
высш
. проф. образования / Н. М. Сокольникова. –
Москва :
Академия, 2012. – 256 с. – ISBN 978-5-7695-7988
Федеральный закон «
Об обр
азовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (последняя редакция)
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа :
https://www.consultant.ru
Шадриков
, В. Д. Психология деятельности и способности
человека :
учебное пособие / В. Д.
Шадриков
. -
Москва :
Логос, 2019. – 250 с.
- ISBN
978-5-19134-077-7
Шпикалова
, Т. Я. Учебно-методический комплект «Изобразительное искусство нового поколения» / Т. Я.
Шпикалова
// Начальная школа. – 2014. - № 9. – С. 66 - 69
Эльконин, Д. Б. Развитие высших психических функций / Д. Б.
Эльконин [
Электронный ресурс]. - Режим
доступа :
https://vk.com/wall-44155346_61649
Яковлева, Е.
В. Как влияет изобразительная деятельность на
всесто
-
роннее
развитие ребенка / Е. В. Яковлева. –
Чита :
Молодой ученый, 2018. – 120 с. - ISBN 978-5-19134-077-7
Приложение А
Диагностический инструментарий по выявлению уровня развития
творческих способностей у обучающихся 3 класса
Методика «Праздник» (автор Г. Лабунской)
Цель методологии: выявить умения создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
На зимних каникулах ты увидишь, и, может быть, даже не раз нарядную новогоднюю ёлку и деда Мороза, румяного, веселого, с большой бородой, в широкой шубе и высокой шапке, в валенках и рукавицах.
Наверное, среди твоих ёлочных игрушек есть и дед Мороз. Нарисуй его с натуры. Подумай, как лучше расположить на листе бумаги рисунок.
Отметь на листе высоту и ширину всей фигуры деда Мороза, затем размер его головы, фигуры до пояса и ног. Не сделай ему слишком большой головы, длинных рук и узких плеч. Помни, что руки сгибаются в локтях.
Почаще проверяй свой рисунок по модели, то есть, по игрушке, которая стоит перед тобой. Раскрась деда Мороза по своему вкусу; шубу на нем можно сделать любого цвета, опушенную белым или серым мехом.
В следующий раз нарисуй новогоднюю ёлку, а перед ней деда Мороза.
Ёлку укрась блестящими стеклянными шарами, разноцветными флажками, бусами и другими яркими игрушками.
Всё это должно красиво выделяться на темной зелени ёлки.
Деда Мороза не рисуй очень маленькими. Он должен выглядеть, как живой дед Мороз, который пришел на ёлку. Прежде всего, наметь высоту ёлки и то место, которое (перед ней) фигура деда Мороза. Подумай, когда дед Мороз стоит перед ёлкой, будет ли нам видна вся елка (снизу доверху) или нет?
Где надо расположить ступни ног деда Мороза – выше или ниже основания ёлки?
Два мальчика рисовали ёлку, а перед ней зайчика. Один нарисовал так, а другой так (посмотри на наши рисунки). Какой из рисунков сделан верно? А на третьем рисунке зайчик изображен за деревом, а не перед ним. Запомни, то, что находится сзади, всегда на рисунке располагается выше.
Раскрась рисунок:
Методика «Моя квартира» (автор Г. Лабунской)
Цель методологии: выявить умения использования различных приемов в работе по передаче собственного замысла.
Что видно из окна твоей комнаты? Наверное, дом, а может быть, и несколько домов, деревья, машины. Причем, ты легко можешь увидеть в окно весь дом и целую машину. А между тем и машина, и дом намного больше окна.
Почему это так? На этот вопрос ты, конечно, сумеешь ответить, так как не раз наблюдал, что предметы, расположенные дальше, всегда кажутся меньше тех, что находятся близко.
Поэтому мы видим, например, железнодорожное полотно как бы суживающиеся к горизонту. Сядь напротив окна и нарисуй его и все, что тебе видно в него. Нарисуй также занавески на окне, растения, если они стоят на подоконнике. Рисуя, следи за тем, какое место по отношению к раме окна занимают горшки с цветами, какое место по отношению к раме окна занимают горшки с цветами и все то, что видно за окном.
Посмотри, здесь нарисована комната.
Хотя в ней и поставлен стол, но все-таки виду нее нежилой. Даже дверь в ней еще не навешана. Дорисуй эту комнату, сделай её такой, чтобы сразу было видно, что в ней живут люди. Положи скатерть на стол, постели дорожку от двери через комнату, повесь шторы, поставь цветы на окно, чайник на стол.
Повесь картину на стену. Не забудь навесить дверь: нарисуй ее полуоткрытой.
Методика «Иллюстрирование сказки Г. Х. Андерсена
«Дикие лебеди» (автор Г. Лабунской)
Цель методологии: выявить умения использования выразительных средств изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, объем, фактуру; определять художественные материалы для наиболее выразительного воплощения замысла.
Любишь ли ты сказки Андерсена? Какие его сказки помнишь? Читал ли ты его сказку «Дикие лебеди»?
Многие сказки Андерсена рассказывают о верной дружбе, о преданности, которая не боится испытаний.
Так, в сказке «Снежная королева» говорится о верности Герды Каю, которого она спасает от волшебных чар Снежной королевы.
Сказка «Дикие лебеди» рассказывает о преданности Элизы своим братьям, которых злая мачеха превратила в диких лебедей.
Прочти эту сказку, если ты ее не читал.
В этой сказке много очень интересных и красивых сцен, которые можно изобразить. Вот, например, сцена, когда братья лебеди несут Элизу через море в сплетенной ими из гибкой ивовой коры и тростника сетке.
«Сетка вышла большая и прочная, - рассказывает Андерсен, - братья положили в неё Элизу. И вот на восходе солнца десять лебедей подхватили сетку клювами и взвились под облака. Элиза спала в сетке сладким сном. А чтобы лучи солнца не раз будили её, одиннадцатый лебедь летел над головой, защищая лицо Элицы от солнца своими широкими крыльями… Высоко под самыми облаками летели братья и сестра, и первый корабль, который они увидели, показался им плывущей по воде чайкой».
Представь себе голубое небо, внизу море; Элиза, словно в гамаке лежит в сетке, а вокруг неё летящие белые лебеди. В этом рисунке большое место должно занять небо, море внизу будет казаться узкой полоской.
Небо бывает самой разнообразной окраски. Летом – лазорево-голубое с белыми кудрявыми облачками, которые похожи на стадо белых пушистых овечек, гуляющих по необъятному голубому полю. Их так и называют «барашки».
К вечеру, когда заходит солнце и бросает на них свои последние лучи, облака становятся по краям золотистыми, а голубое небо у горизонта розовеет.
Во время грозы небо опять другого цвета. Ветер гонит синие, серые и лиловые тучи, в просветах между ними видно голубое небо. И все эти оттенки незаметно переходят один в другой, как бы сливаясь.
После того, как ты все нарисуешь, приступай к раскрашиванию. Начни с неба. Прежде чем его раскрашивать, возьми истую кисть потолще, окуни её в воду и покрой водой все место на рисунке, где должно быть небо. И по сырой бумаге уже окрашивай (оставляя кое-где белые места, если хочешь сделать белые облака). Тогда все оттенки сольются, и один цвет будет незаметно переходить в другой, как мы это наблюдаем на настоящем небе.
Небо раскрась акварелью, а белых лебедей и Элизу в сетке – гуашью, чтобы они хорошо выделялись на фоне неба.
Если хочешь, нарисуй сцену, когда Элиза с братьями, крепко держась за руки, стоят на утёсе среди моря, а вокруг них бушует буря.